трудные вопросы стилистики и грамматики

Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования,
утвержденной приказом № 208/2-од от 02.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Трудные вопросы грамматики, стилистики и культуры речи»
для учащихся 11 класса

Асбест 2024

Пояснительная записка
Даннаяя рабочая программа составлена на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта
Цель учебного курса - систематизация и углубление имеющихся знаний по
указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому
языку в форме ЕГЭ.
Занятия предусматривают как блоковое повторение теоретического материала, так
и отработку практических навыков, в том числе и домашнюю самоподготовку
учащихся.
Предусмотрен тематический контроль по пройденным разделам и итоговый
контроль.
Количество часов –34
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык
выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения
старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения,
навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения:
- коммуникативные — владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуация
общения;
- интеллектуальные — сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез,
обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация;

- информационные — умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом;
- организационные — умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы базового уровня по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из величайших духовных и национальнокультурных ценностей народа;
- воспитание любви к русскому языку, гордости за него; осознание потребности
сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;
- расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической
синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных
коммуникативных ситуациях;
- способность к продуцированию текстов разных жанров;
- стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие
эстетического вкуса.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной)
школы программы профильного уровня по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
чтение и аудирование:
* умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями
разных типов, справочной литературой;
* способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;
* адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста,
определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного
речевого произведения;
говорение и письмо:
* умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учетом их
целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;

* умение свертывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст
(план, аннотация, конспект и т.д.);
* владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так
и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нем грамматические,
стилистические и речевые ошибки;
* умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и
обсуждениях различных тем;
2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим
предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном
общении.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы
программы базового уровня по русскому языку являются:
- расширение представлений о роли русского языка в современном мире, его
основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;
- углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной
стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);
- закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь,
функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание,
повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка,
языковая норма;
-овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными,
грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского
литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация
орфографических и пунктуационных правил;
- овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление
представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и
грамматических средств;
- умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический,
лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический
анализ разных частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и
сложного предложений, анализ текста);
- осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств
разных уровней в создании образной системы художественного текста

Учебно-тематический план
№

Наименование

Количество часов

Введение.

2

1. 1

Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика».

1. 2

Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология».

2

1. 3

Трудные вопросы из раздела «Морфемика и
словообразование».

6

1. 4

Трудные вопросы из раздела «Грамматика.
Морфология».

6

1. 5

Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис».

12

1. 6

Трудные вопросы из раздела «Орфография».

3

1. 7

Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»».

3

Тематический план
Всего
№

Наименование разделов и тем

часов

п/п

1

Введение. Трудные вопросы из раздела «Фонетика и графика».

2

Фонетика как раздел науки о языке. Выразительные средства русской
фонетики. Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ

2

Трудные вопросы из раздела «Лексика и фразеология».
2

Отличие многозначных слов от омонимов. Паронимы. Контекстные
синонимы и антонимы.
Трудные вопросы из раздела «Морфемика и словообразование».

3

Слова с нулевым окончанием. Слова, не имеющие окончаний.
Способы словообразования.

2
2
6
3

4

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.
Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Морфология».

3
6

5

Именные части речи: существительное, прилагательное,местоимение,
числительное.

2

6

Глагол, причастие, деепричастие, наречие.

2

7

Служебные части речи. Практическая работа с включение заданий из
ЕГЭ.

2

Трудные вопросы из раздела «Грамматика. Синтаксис».

12

8

Словосочетание и предложение. Простое предложение. Виды
односоставных предложений

2

9

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Виды
сказуемых.

2

10

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение,
обстоятельство.

2

11

Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные
определения. Приложение.

2

12

Обособленные члены предложения: определение, приложение,
обстоятельство, дополнения.

2

13

Сложное предложение. Виды сложных предложений. Сложные
предложения с различными видами связи.

2

Трудные вопросы из раздела «Орфография».

3

14

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

1

15

Правописание производных предлогов и союзов.

1

16

Практическая работа с включением заданий из ЕГЭ.

1

17

Трудные вопросы из раздела «Речь. Культура речи»».

3

Языковые нормы: орфоэпические, лексические, морфологические,
синтаксические.

3
34

Итого:

Требования к уровню подготовки учащихся
Надо знать/понимать:
Сведения, проверяющие подготовку выпускников по всем основным разделам
школьного курса русского языка:


Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология,
синтаксис.



Речь: текст, его тема и основная мысль, средства связи предложений в тексте;
типы речи: повествование, описание, рассуждение; стили речи: разговорный,
публицистический, научный, художественный; использование языковых
средств в тексте в зависимости от стиля и типа речи.



Орфография.



Пунктуация.



Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические,
морфологические, синтаксические, стилистические.

Надо уметь:


владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью;



производить фонетический, лексический, словообразовательный,
морфологический, синтаксический анализ текста;



соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;



владеть приёмами редактирования текста;



производить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;



интерпретировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное
высказывание.

Надо уметь использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:


обеспечить полноценное восприятие литературного произведение через его
художественно- языковую форму;



способствовать развития речи и мышления учащихся на межпредметной
основе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

Русский язык. Базовый уровень. 10-11 классы: Учебник. М.,
«Просвещение».2021
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
Мамина В.А.Русский язык .Справочник –практикум.Екатеринбург,2018
Железнова Е.В., Колчина С.Е. Русский язык. наглядный справочник для
подготовки к
ОГЭ и ЕГЭ. – М.: Эксмо, 2023-2024
Жуков А. В. Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка. —
М., 2010.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998 и последующие
издания. Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997 и
последующие издания.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2010.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992 и
последующие издания. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный
академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. — М., 2007.
Скворцов Л. И. Школьный словарь по культуре русской речи. — М., 2010.
Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов
/ отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М., 2008.
Чеснокова Л. Д., Чесноков С. П. Школьный словарь строения и изменения слов
русского языка. — М., 2005.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского
языка:
Происхождение слов. — М., 2000.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Андреева О.С. ЕГЭ по русскому языку. Как научиться писать сочинение. – М.:
Филинта, 2022
Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Сальникова О.А. Методическое пособие к
учебнику
«Русский язык. 10-11 классы». - М.: Дрофа, 2020
Беднарская
Л. Д. Русский язык: Трудные вопросы изучения синтаксиса. —
М.: Просвещение, 2009.
Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. –
М.:
Экзамен, 2023
Дощинский Р.А., Егораева Г.Т., Смирнова М.С. ЕГЭ. Русский язык. Типовые
тестовые задания. – М.: Экзамен, 2022

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ по
русскому языку. – М.: Интеллект-центр, 2023
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык. Учимся писать сочинение. – М.: Экзамен, 2023
Маслов В.В., Бондарцова Ю.Л. Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Анализ
текста. - М.:
Просвещение, 2023.
Нарушевич А.Г., Александрова О.М., Добротина И.Н. Русский язык. Трудные
задания ЕГЭ. Пишем сочинение. - М.: Просвещение, 2023.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. https://school.mos.ru/
2. https://uchi.ru/
3. https://resh.edu.ru/
4.

https://infourok.ru/
5. http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://www.philology.ru —
«Филологический портал».
6. http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письменной
речи». https://m.edsoo.ru/7f41bacc - Библиотека ЦОК
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
7. http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари,
орфографический словарь, словари иностранных слов).
8. http://www.gramota.ru
—
«Грамота. ру» (справочно- информационный интернет- портал «Русский язык»). http://www.about-russianlanguage.com — сайт по культуре речи.
9. http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку
(бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка
(сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В.
Виноградова). http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение
русского языка в игровой форме). http://www.school-collection.edu.ru — единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов.
10.ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».