Занимательная информатика 5-6 классы

Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденной приказом № 208/1-од от
02.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Занимательная информатика»
для обучающихся 5-6 классов

Составитель: Алферова Анастасия
Владимировна, учитель информатики

г. Асбест, 2024 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Занимательная информатика» для 5–6 классов
составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования
(ФГОС ООО). В рабочей программе соблюдается преемственность с ФГОС
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности учащихся 5–6 классов, межпредметные связи.
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного курса «Занимательная
информатиа» в 5–6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет
распределение его по классам (годам изучения); даёт распределение учебных часов по
тематическим разделам курса и их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные
характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации
обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой
аттестации).
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
КУРСА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАТИКА»
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, обеспечивая:

формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий
«объект», «система», «модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для
успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного
мировоззрения;

формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого
условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном
обществе;

формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире
универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе
средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе
овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно
планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную
деятельность, представлять и оценивать её результаты;

формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций
цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с
данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная
безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАТИКА»
Учебный курс в основном общем образовании отражает:
—сущность
информатики
как
научной
дисциплины,
изучающей
закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;

—основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
—междисциплинарный
характер
информатики
и
информационной
деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает
основы понимания принципов функционирования и использования информационных
технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного
из наиболее значимых технологических достиженийсовременной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при
изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на
формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует
в себе:

цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах
обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной
деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;

теоретические основы компьютерных наук, включая основы
теоретической информатики и практического программирования, изложение которых
осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в
младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом
изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее
развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного
обобщения в старших классах;

информационные технологии как необходимый инструмент практически
любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации.
Цели и задачи изучения учебного курса на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания в виде следующих четырёх
тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ.
Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт
части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений
Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей
учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в
неделю в 6 классе
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями
информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логикоалгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения
предметов на уровне начального общего образования начинается формирование
компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий
3

(ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения Курс информатики основной
школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся,
даёт
теоретическое
осмысление,
интерпретациюиобобщениеэтогоопытаИзучениеинформатики
в
5–6
классах
поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает
необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики
основной школы в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАТИКА»

УЧЕБНОГО

КУРСА

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ

5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными
устройствами и другими элементами цифрового окружения
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе Мобильные устройства Основные компоненты персональных компьютеров
и мобильных устройств Процессор Оперативная и долговременная память Устройства
ввода и вывода
Программы для компьютеров Пользователи и программисты Прикладные
программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные
системы) Запуск и завершение работы программы (приложения) Имя файла (папки,
каталога)
Сеть Интернет Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на вебстранице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по
изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды
аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS,
биометрическая
аутентификация,
аутентификация
через
географическое
местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в
социальных сетях. Кибербуллинг
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком.
Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации.Данные — записанная
(зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной
системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или
текстового программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование
графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение,
копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания.
Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с
засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев:
4

границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в
текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу
(папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами
средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами
операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для
защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача
информации (данных)
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной
длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества
информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные
размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография,
запись песни, видеоклип, полнометражный фильм)
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например,
исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов
(процедур). Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных
рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков.
Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в
текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:

ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и
научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни
5

современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой
трансформации современного общества
Духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет.
Гражданское воспитание:

представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных
задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи
в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков
Ценности научного познания:

наличие представлений об информации, информационных процессах и
информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность;
стремление к самообразованию;

овладение начальными навыками исследовательской деятельности,
установка
на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков
стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а
также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Формирование культуры здоровья:

установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ
Трудовое воспитание:

интерес
к
практическому
изучению
профессий
в
сферах
профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и
информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и
научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:

наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и
путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том
числе в виртуальном пространстве
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6

Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальными
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое
и данное;

оценивать применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
Работа с информацией:

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

применять основные методы и инструменты при поиске и отборе
информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;

выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными
графическими объектами и их комбинациями;

оценивать достоверность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;

запоминать и систематизировать информацию
Универсальные коммуникативные действия
Общение:

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);

выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов
Совместная деятельность (сотрудничество):

7


понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;

принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя
свои действия с другими членами команды;

оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;

составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний
об изучаемом объекте
Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого
Принятие себя и других:

осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс

соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и
другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах
безопасного поведения в Интернете;

называть основные компоненты персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их назначение;

понимать
содержание
понятий
«программное
обеспечение»,«операционная система», «файл»;
8


искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по
изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность
для личности и общества распространения вредоносной информации;

запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;

пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель»,
«программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»;

составлять программы для управления исполнителем в среде блочного
или текстового программирования с использованием последовательного выполнения
операций и циклов;

создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые
документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку
правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев;
иллюстрировать документы с помощью изображений;

создавать и редактировать растровые изображения; использовать
инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами
изображения;

создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и
графическую информацию
6 класс

ориентироваться в иерархической структуре файловой системы:
записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке
(каталогу);

работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать,
переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов;

защищать информацию, в том числе персональные данные, от
вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в
операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты;

пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;

иметь
представление
об
основных
единицах
измерения
информационного объёма данных;

сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;

разбивать задачи на подзадачи;

составлять программы для управления исполнителем в среде текстового
программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных
алгоритмов (процедур) с параметрами;

объяснять различие между растровой и векторной графикой;

создавать простые векторные рисунки и использовать их для
иллюстрации создаваемых документов;

создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки,
таблицы;

создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с
элементами анимации.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
1часвнеделю,всего—34часа,2часа—резервное время
№ Наименование
Количество часов
Дата
Виды деятельности
п/ разделов и тем
изуче
всег Конт Практ
п программы
о
роль ическ ния
ные
ие
рабо работ
ты
ы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1. Компьютер —
2
Приводить примеры ситуаций
1 универсальное
правильного и неправильного
вычислительное
поведения в компьютерном классе,
устройство,
соблюдения и несоблюдения
работающее по
гигиенических требований при
программе
работе с компьютерами.
Называть основные компоненты
персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять их
назначение.
Объяснять работу устройств
компьютера с точки зрения
организации процедур ввода и
вывода информации
1.
2

Программы для
компьютеров.
Файлы и папки

3

1

Объяснять содержание понятий
«программное обеспечение»,
«операционная система»,
«файл».Определять программные
средства, необходимые для
осуществления информационных
процессов при решении задач.
10

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Индивидуальные
карточки с
вопросами;
Фронтальный
опрос; Экспресс
тест; Самооценка
с использованием
«Оценочного
листа»;
интерактивный
тест

http://metodist.lbz.r
u/authors/informati
ka/3/files/eor5/prese
ntations/5-2-1kompjuteruniversalnajamashina-dljaraboty-sinformaciej.ppt
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/files/vWindow
s5.zip
http://www.lbz.ru/fi
les/5814/
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/files/vWindow
s5.zip
http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/res/5d9a3e719364-4549-9547-

Тестирование;
Практическая
работа;
Самооценка по
«Оценочному
листу»

1.
3

Сеть Интернет
Правила
безопасного
поведения в
Интернете

2

0.5

Итого по разделу
7
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2. Информация в
3
1 жизни человека

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Осуществлять поиск информации по
ключевым словам и по изображению.
Обсуждать способы проверки
достоверности информации,
полученной из Интернета.
Обсуждать ситуации, связанные с
безопасным поведением в Интернете.
Различать виды аутентификации.
Различать «слабые» и «сильные»
пароли
Анализировать возможные причины
кибербуллинга и предлагать способы,
как его избежать

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Индивидуальные
карточки

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Различать виды информации по
способам её восприятия человеком.
Осуществлять кодирование и
декодирование информации
предложенным способом
Приводить примеры применения
искусственного интеллекта

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

11

6c2606387971/?inte
rface=catalog
http://schoolcollection.edu.ru/cat
alog/res/1780aaa60bd1-465b-a2e4dda69e458780/?inte
rface=catalog
https://lbz.ru/metodi
st/authors/informati
ka/3/files/vWindow
s5.zip

(робототехника, беспилотные
автомобили, интеллектуальные игры,
голосовые помощники и пр)
Итого по разделу
3
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3. Алгоритмы и
2
Раскрывать смысл изучаемых
1 исполнители
понятий.
Приводить примеры неформальных и
формальных исполнителей в
окружающем мире
Приводить примеры циклических
действий в окружающем мире
3. Работа в среде
8
4
Раскрывать смысл изучаемых
2 программирован
понятий.
ия
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач
Итого по разделу:
10
Раздел 4. Информационные технологии
4. Графический
3
1
Раскрывать смысл изучаемых
1 редактор
понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач
Планировать последовательность
действий при создании и
редактировании растрового
изображения
12

Тестирование;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

4.
2

Текстовый
редактор

6

4.
3

Компьютерная
презентация

3

Итого по разделу:
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач
Анализировать преимущества
создания текстовых документов на
компьютере по сравнению с
рукописным способом
Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач

12
2
34

13

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

6 класс (34часа)
1часвнеделю,всего—34часа,2часа—резервное время
№ Наименование
п/ разделов и тем
п программы

Количество часов
Датаизу
всего Ко Практ чения
нтр ическ
оль ие
ны работ
е
ы
раб
от
ы
Раздел 1. Цифровая грамотность
1. Компьютер
1
1

1.
2

Файловая система

2

1.
3

Защита
от вредоносных
программ

1

0.5

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Характеризовать типы персональных
компьютеров

Тестирование;
Индивидуальн
ые задания.
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»

Раскрывать
смысл
изучаемых
понятий
Письменный
Выполнять основные операции с
опрос;
файлами и папками
Самооценка с
Находить папку с нужным файлом
использование
по заданному пути
м
«Оценочного
листа»
Раскрывать смысл изучаемых
Устный опрос;
понятий
Самооценка с
Осуществлять защиту информации
использование
от компьютерных вирусов с
м
помощью антивирусных программ
«Оценочного
14

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

листа»
Итого по разделу:
4
Раздел 2. Теоретические основы информатики
2. Информация и
2
1 информационные
процессы

2.
2

Двоичный код

2

2.
3

Единицы измерения
информации

2

Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Приводить примеры
информационных процессов в
окружающем мире
Выбирать форму представления
информации в зависимости от
поставленной задачи
Осуществлять обработку
информации по заданному
алгоритму
Разрабатывать алгоритм
преобразования информации
Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Подсчитывать количество
всевозможных слов (кодовых
комбинаций) фиксированной длины
в двоичном алфавите

Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Применять в учебных и
практических задачах соотношения
между единицами измерения
информации
Сравнивать размеры текстовых,
графических, звуковых файлов и
видеофайлов
15

Практическая
работа;
индивидуальн
ые задания.
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»

Письменный
опрос;
индивидуальн
ые задания.
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»
Письменный
опрос;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»

Итого по разделу:
6
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
3. Основные
8
4
1 алгоритмические
конструкции

3.
2

Вспомогательные
алгоритмы

4

2

Итого по разделу
12
Раздел 4. Информационные технологии
4. Векторная графика
3
1
1

Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Выявлять общие черты и различия в
средах блочного и текстового
программирования
Анализировать готовые алгоритмы
управления исполнителем,
исправлять в них ошибки
Применять алгоритмические
конструкции «следование» и «цикл»
Раскрывать
смысл
изучаемых
понятий
Осуществлять разбиение задачи на
подзадачи
Анализировать работу готовых
вспомогательных алгоритмов
(процедур)
Самостоятельно создавать
вспомогательные алгоритмы
(процедуры) для решения
поставленных задач

Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;
индивидуальн
ые задания

Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач
Планировать последовательность

Практическая
работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;

16

Тестирование;
Практическая
работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;

4.
2

Текстовый процессор

4

4.
3

Создание
интерактивных
компьютерных
презентаций

3

действий при создании векторного
изображения
Сравнивать растровые и векторные
изображения (цветопередача,
возможности масштабирования,
размер файлов, сфера применения)
Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач
Раскрывать смысл изучаемых
понятий
Анализировать пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определять условия и возможности
применения программного средства
для решения типовых задач
Планировать структуру презентации
с гиперссылками
Планировать структуру презентации
с интерактивными элементами

Итого по разделу:
10
Резервное время
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

Практическая
работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
Тестирование

5 класс
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Темаурока

Количество часов
всего Контр Практ
ольн
ически
ые
е
работ
работ
ы
ы

Раздел 1. Цифровая грамотность
1
Техника
безопасности
и 1
организация рабочего места.
Информация вокруг нас
2
Компьютер – универсальная 1
машина
для
работы
с
информацией
3
Программы для компьютеров. 1
Пользователи и программисты.
Практическая работа №1.
«Запуск, работа и завершение
работы
клавиатурного
тренажёра»
4
Прикладные программы
1
(приложения), системное
программное обеспечение
(операционные системы).
Практическая работа №2.
«Создание, сохранение и
загрузка текстового и
графического файла»
5
Имя файла (папки, каталога). 1
Практическая работа №3.
«Выполнение
основных
операций с папками (создание,
переименование, сохранение)
6
Сеть
Интернет.
Правила 1
безопасного
поведения
в
Интернете
Практическая
работа
№4.«Поиск
информации по выбранным
ключевым
словам
и
по
изображению»
7
Контрольная работа №1. 1
«Цифровая грамотность»
Раздел 2. Теоретические основы информатики.
8
Информация в жизни человека. 1
Способы
восприятия
информации
человеком.
Практическая работа №
18

Дата
изучен
ия

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос
0,5

Устный
опрос,
практическ
аяработа

0,5

Устный
опрос,
практическ
ая работа

0,5

Письменны
й контроль,
практическ
ая работа

0,5

Устный
опрос,
практическ
ая работа

Контрольна
я работа

1

0,5

Устный
опрос,
практическ
ая работа

5.Электронныйпрактикум
«Координатная плоскость»
9
Действия
с
информацией. 1
Кодирование информации.
10
Искусственный интеллект и 1
его роль в жизни человека.
Контрольнаяработа № 2 .
«Компьютер. Информация»
Раздел 3. Алгоритмы и программирование
11
Понятие
алгоритма. 1
Исполнители алгоритмов.
12
Линейные
алгоритмы. 1
Циклические алгоритмы.
13
Практическая работа № 6. 1
«Знакомство
со
средой
программирования «КуМир» »
Практическая работа № 7.
«Реализация
линейных
алгоритмов
в
среде
программирования «КуМир» »
15
Практическая работа № 8.
«Реализация
линейных
алгоритмов
в
среде
программирования «КуМир» »
16
Практическая работа № 9.
«Реализация
линейных
алгоритмов
в
среде
программирования «КуМир» »
17
Практическая работа №10.
«Реализация
циклических
алгоритмов
в
среде
программирования «КуМир» »
18
Практическая работа №11 .
«Реализация
циклических
алгоритмов
в
среде
программирования «КуМир» »
19
Практическая работа №12 .
«Реализация
линейных
и
циклических алгоритмов в
среде
программирования
«КуМир» »
20
Контрольная работа №3.
«Алгоритмы
и
программирование»
Раздел 4. Информационные технологии
21
Графический
редактор.
Растровые
рисунки.
Использование
графических
примитивов.
14

Письменны
й контроль
Контрольна
я работа

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19

Письменны
й контроль
Устный
опрос,
практическ
ая работа
Устный
опрос,
практическ
ая работа
Устный
опрос,
практическ
ая работа
Устный
опрос,
практическ
ая работа
Устныйопр
ос,
практическ
ая работа
Устный
опрос,
практическ
ая работа
Устный
опрос,
практическ
ая работа
Контрольна
я работа

Практическая работа №13.
«Создание и редактирование
простого
изображения
с
помощью
инструментов
графического редактора»
Практическая работа №14.
«Работа
с
фрагментами
изображения с использованием
инструментов
графического
редактора»
Текстовый редактор. Правила
набора текста.
Практическая работа №15.
«Создание
небольших
текстовых
документов
с
использованием
базовых
средств текстовых редакторов»
Текстовый
процессор.
Редактирование текста.
Практическая работа №16.
«Редактирование
текстовых
документов»

1

1

Устный
опрос,
практическ
ая работа

1

1

Устный
опрос,
практическ
ая работа

1

Устный
опрос,
практическ
ая работа

1

1

28

Практическая работа №17.
«Форматирование текстовых
документов»

1

1

29

Практическая работа №18.
«Вставка
в
документ
изображений»

1

1

Устный
опрос,
практическ
ая работа
Устный
опрос,
практическ
ая работа
Устныйопр
ос,
практическ
аяработа

Компьютерные презентации
Практическая работа №19.
«Создание презентации на
основе готовых шаблонов»

1
1

1

Контрольная работа
«Информационные
технологии»
Резерв
Всего

1

1

2
34

3,5

22

23

24
25

26
27

30

31

32
33

№4.

1
1

1

20

16,5

Устный
опрос,
практическ
ая работа
Контрольна
я работа

6 класс
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Темаурока

Количествочасов
всег
Конт Практи
о
роль ческие
ные
работы
рабо
ты

Раздел 1. Цифровая грамотность
1
Правила гигиены и техника 1
безопасности при работе с
компьютерами.
Компьютер.
Типы
компьютеров:
персональные
компьютеры,
встроенные
компьютеры,
суперкомпьютеры
2
Иерархическая
файловая 1
система Файлы и папки
(каталоги). Путь К файлу
(папке, каталогу). Полное имя
файла
(папки,
каталога)
Практическая работа №1.
Работа с файлами и каталогами
средствами
операционной
системы:
создание,
копирование,
перемещение,
переименование и удаление
файлов и папок(каталогов)
3
Поиск
файлов
средствами 1
операционной
системы
Практическая работа №2.
Поиск
файлов
средствами
операционной системы
4
1
Контрольная работа №1. 1
Цифровая грамотность
Раздел 2. Теоретические основы информатики
5
Компьютерные
вирусы
и 1
другие
вредоносные
программы. Программы для
защиты от вирусов. Защита от
вирусных
программ.
Встроенные
антивирусные
средства операционных систем.
6
Информационные процессы и 1
информационные
процессы.
Получение,
хранение,
обработка
и
передача
информации
(данных).
Практическая работа № 3 .
21

Дата
изучен
ия

Виды,
формы
контроля

0,5

Устный
опрос,
практическая
работа

0,5

Устный
опрос,
практическая
работа
Контрольная
работа

Устный
опрос,
практическая
работа

Преобразование информации,
представленной в форме таблиц
и диаграмм, в текст.
7
Двоичный код. Представление 1
данных в компьютере как
текстов в двоичном алфавите.
Количество всевозможных слов
(кодовых
комбинаций)
фиксированной
длины
в
двоичном
алфавите.
Преобразование
любого
алфавита к двоичному.
8
Информационный
объём 1
данных. Единицы измерения
информации.
Бит
–
минимальная
единица
количества
информации
–
двоичный
разряд.
Байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт.
9
Информационный
объём 1
данных. Характерные размеры
файлов
различных
типов
(страница текста, электронная
книга,
фотография,
запись
песни,
видеоклип,
полнометражный фильм).
10
1
Контрольная
работа
№2 1
Теоретические
основы
информатики
Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования
11
Основные
алгоритмические 1
конструкции.
12
Среда
текстового 1
0,5
программирования
13- Управление
исполнителем 2
1
14
(исполнительЧерепаха).
15
Циклические
алгоритмы. 1
Переменные.
16
Практическая работа №4. 1
1
Разработка программ в среде
текстового программирования,
реализующих
простые
вычислительные алгоритмы
17
1
Практическая работа № 5. 1
Разработка
программ
для
управления исполнителем в
среде
текстового
программирования
с
использованием циклов
18
Практическая работа № 6. 1
1
22

Письменный
опрос

Письменный
опрос

Контрольная
работа
Письменный
опрос

Устный
опрос,
практическая
работа
Практическа
яработа

Практическа

Разработка
диалоговых
программ в среде текстового
программирования.
19
Вспомогательные алгоритмы. 1
Разбиение задачи на подзадачи,
использование
вспомогательных алгоритмов
(процедур).
Процедуры
с
параметрами.
20
Практическая работа № 7. 1
Разработка
программ
для
управления исполнителем в
среде
текстового
программирования
с
использованием
вспомогательных алгоритмов
(процедур).
21
Практическая работа № 8. 1
Разработка
программ
для
управления исполнителем в
среде
текстового
программирования, в том числе
с
использованием
вспомогательных алгоритмов
(процедур) с параметрами.
22
Контрольная
работа
№3 1
Алгоритмизация и основы
программирования
Раздел 4. Информационные технологии
23
Векторная графика. Создание 1
векторных
рисунков
встроенными
средствами
текстового процессора или
других
программ
(приложений). Практическая
работа № 9. Исследование
возможностей
векторного
графического
редактора
Масштабирование
готовых
векторных изображений
24
Практическая работа №10. 1
Создание и редактирование
изображения
базовыми
средствами
векторного
редактора (по описанию).
25
Добавление
векторных 1
рисунков
в
документы.
Практическая работа №11.
Разработка
простого
изображения
с
помощью

яработа

1

Практическа
яработа

1

Практическа
яработа

Контрольная
работа

1

23

0,5

Практическа
яработа

1

Практическа
яработа

1

Практическа
яработа

26

27

28

29

30

31

32
3334

инструментов
векторного
графического редактора (по
собственному замыслу).
Текстовый
процессор
Структурирование информации
с
помощью
списков
Нумерованные, маркированные
и многоуровневые списки
Практическая работа №12.
Создание небольших текстовых
документов с нумерованными,
маркированными
и
многоуровневыми списками
Добавление таблиц в текстовые
документы.
Практическая
работа
№13.
Создание
небольших
текстовых
документов с таблицами
Практическая работа №14.
Создание
одностраничного
документа,
содержащего
списки, таблицы, иллюстрации
Создание
интерактивных
компьютерных
презентаций.
Интерактивные
элементы.
Гиперссылки
Практическая
работа
№15.Созданиепрезентации
с
гиперссылками.
Практическая работа №16.
Создание
презентации
с
интерактивными элементами.
Контрольная
работа
№4
Информационные технологии
Резерв

1

1

1

Практическа
яработа

1

1

Практическа
яработа

1

1

Практическа
яработа

1

1

Практическа
яработа

1

1

Практическа
яработа

1

1

2

Всего часов:

24

Контрольная
работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Информатика, 5 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория
знаний»; АО«Издательство Просвещение»;
Информатика, 6 класс /Босова Л.Л., Босова А.Ю., ООО «БИНОМ. Лаборатория
знаний»; АО«Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».