Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования,
утвержденной приказом № 208/2-од от
02.09.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Трудные и дискуссионные вопросы истории XX века»
для обучающихся 10 – 11 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
учебный курс «Трудные и дискуссионные вопросы истории XX века»
Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной
школе. Она должна быть направлена на формирование целостной и всесторонней
картины исторического развития России в XX веке.
Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении
истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания
образования и основными положениями концепции профильного обучения.
Она выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское
государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы
модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти,
общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает
анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные
подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений,
неоднозначные оценки хода событий.
Актуальность: Особенность данного факультативного курса заключается в том.
Что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении
истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование
событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с
проблематикой данного факультатива поможет каждому ученику занять активную
гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной,
свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как
гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных
событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социальноэкономического развития России в ХХ веке;
– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм
подачи материала, элементов игровой деятельности;
– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм,
уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над
курсом:
– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
–– определять и аргументированно представлять собственное отношение к
дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и
задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без
приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся
к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Учебный курс рассчитан на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
2
Календарно-тематическое планирование в 10 классе.
№
1
1
Содержание обучения.
Разделы, темы
2
Проблемы модернизации в
развитии России начала ХХ века
2
Значение первой русской
революции 1905-1907 гг.
3
Была ли Государственная Дума
настоящим парламентом?
Реформаторы начала XX века:
П.А. Столыпин. Роль Столыпина
в выборе дальнейшего пути
развития России
Первая мировая война: причины
и значение
4
5
Кол-во
Формы проведения
часов
занятий
3
4
2 часа Практикум (1 ч)
Дискуссия с элементами
моделирования (1 ч)
2 часа Деловая игра-обсуждение
(1ч)
Лекция ( 1ч)
1 час Урок-дебаты (1ч)
1 час
Работа с документами (1ч)
2 часа
Работа с документами (1ч)
Работа с историческими
личностями (1ч)
Практикум (2 ч)
Дискуссия в форме
«круглого стола» (2 ч)
Лекция, работа с
документами
(2 ч)
Пресс-конференция (2 ч)
Урок-альтернатива (2 ч)
Практикум (2 ч)
Деловая игра-обсуждение
(2 ч)
Практикум (2 ч)
Лекция (1 ч)
Урок-судебное
разбирательство (1 ч)
Практикум (1 ч)
Урок-альтернатива (1 ч)
2
Был ли неизбежен Октябрь 1917
года?
6
часов
3
Гражданская война: новые
подходы
Индустриализация и командноадминистративная система
4 часа
5
Коллективизация – трагедия
крестьянина-труженика?
4 часа
6
Триумфальное поражение?
(Размышления о советскофинской войне)
Споры вокруг тезиса о
превентивном ударе СССР
против Германии
Страх или свобода?
Повторительно-обобщающий
урок
Итого
2 часа
4
7
8
9
4 часа
3 часа
2 часа
1 час
Дата
проведения
5
Практикум (1 ч)
Семинар с использованием
видеоматериалов (2 ч)
Урок-исследование (2 ч)
34
часа
3
Календарно-тематическое планирование в 11 классе.
№
1
1
2
3
4
5
Содержание обучения.
Разделы, темы
2
От «горячей» войны к
«холодной», или мир,
расколотый надвое
Каковы наиболее характерные
черты развития советского
общества в послевоенные годы
Почему потерпели неудачу
реформы Н.С.Хрущева?
Почему в 60-80-е гг СССР
оказался на пороге кризиса?
М.С. Горбачев: перестройка
Кол-во Формы проведения
Дата
часов
занятий
проведения
3
4
5
4 часа Практикум (2 ч)
Деловая игра-обсуждение (2
ч)
3 часа Урок-альтернатива (2ч)
Лекция (1ч)
3 часа
3 часа
3 часа
2
Если бы ГКЧП пришел к власти в 4 часа
августе 1991 года
3
Если бы сохранили СССР ?
Последствия события 1991 года
«Тяжелые переходные
девяностые».
3 часа
5
Кризис 1998 года.
4 часа
6
Что вы знаете о других
проблемах российской истории?
Повторительно-обобщающий
урок
Итого
2 часа
4
10
3 часа
Урок-дебаты (2ч)
Лекция (1ч)
Урок-семинар (2ч)
Лекция (1ч)
Лекция (1ч)
Практикум (2ч)
Дискуссия в форме
«круглого стола» (2 ч)
Лекция, работа с
документами
(2 ч)
Лекция (1 ч)
Урок-альтернатива (2 ч)
Практикум (2 ч)
Деловая игра-обсуждение (1
ч)
Практикум (2 ч)
Лекция (1 ч)
Дискуссия в форме
«круглого стола» (1 ч)
Урок-диалог (2ч)
2 часа
34
часа
4