Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ООП ООО, ООП СОО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2024г. № 21
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 02.09.2024г. № 205/2-од
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Медиагруппа «Движение»
Направленность: художественное
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор – разработчик:
Сухоносова Алена Александровна,
педагог дополнительного образования,
учитель Лицея № 9
Асбест, 2024
1
1.
Пояснительная записка
В настоящее время средства массовой информации приобретают наибольшую
актуальность в связи с событиями, происходящими в мире и обществе. В век высокого развития
информационных технологий и моментального распространения информации современному
подростку очень трудно не попасть под влияние телевидения, интернета, прессы и радиовещания.
Именно поэтому очень важно на пути становления личности выработать четкие моральные
принципы и четкую жизненную позицию.
Главная цель образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент
общественных отношений и подготовка кадров для работы в сфере медиа коммуникаций и
аудиовизуальных искусств. Поэтому сосуществование образовательной системы и СМИ должно
быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития
подрастающего поколения.
Занятия в сфере видеопроизводства развивают у детей нестандартное мышление,
способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую
жизненную позицию. В основе содержания программы лежит освоение обучающимися специфики
работы различных СМИ.
Программа «Медиагруппа «Движение» разработана на основе практического опыта,
возрастных особенностей учащихся и в соответствии с нормативно- правовыми документами и
требованиями, предъявляемыми к дополнительным образовательным (общеразвивающим)
программам:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
4. Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304 «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании
в РФ» по вопросам воспитания обучающихся»
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении
Целевой модели цифровой образовательной среды»
6. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. № 41)
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 №
09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ»
8. Письмо
Минобрнауки
РФ
от
11.12.2006
№
06-1844 «О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2016-2020 годы».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года № 729-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года №996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Направленность программы
Программа «Медиагруппа «Движение» является дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей, имеет социально-гуманитарную направленность, предполагает студийную
форму обучения.
Программа «Медиагруппа «Движение» позволяет сформировать у учащихся творческие
знания и умения, которые осваиваются детьми в области видеопроизводства. Обучение дает
возможность выражать свою точку зрения и приобретать навыки, необходимые для работы со
словом и изображением.
2
Актуальность программы «Медиагруппа «Движение» обусловлена тем, что в настоящее
время актуальность СМИ растет в связи с событиями, происходящими в мире и обществе. В
период колоссального развития информационных технологий и скоростного распространения
информации современному подростку тяжело не попасть под влияние различных видов средств
массовой информации, будь то радио, телевидение и интернет- издания. Именно поэтому очень
важно на пути становления личности выработать четкие моральные принципы и четкую
жизненную позицию, а также научить подрастающее поколение обработке и фильтрации
информации путем изучения СМИ изнутри.
Программа развивает нестандартное мышление, формирует способности к творческому
восприятию мира, а также активную и независимую жизненную позицию.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения происходит практическое
познание различных медиапрофессий. За время обучения учащиеся проходят такой же путь
создания контента, как и в больших продакшенах, диджитал- агентствах или телекомпаниях.
В программе особое внимание уделяется практическим навыкам создания контента, от
фото или текста до полноценного короткометражного видео. Специфика программы также
заключается в выявлении индивидуальных склонностей ребенка в области медиа, поэтому в
процессе обучения группы самостоятельно формируются в команду, где каждый воспитанник
отвечает за свою творческую зону ответственности.
Наряду с теорией и практическими задачами, оттачивающими навыки, учащиеся
занимаются проектными работами, которые позволяют каждому члену группы проявить себя,
свою жизненную позицию и сформировать свой взгляд на мир, продуцируя его в творчество.
Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность каждому
обучающемуся попробовать свои силы в разных видах деятельности, учитывает меняющиеся
интересы и потребности современных детей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется соответствием новым
стандартам обучения, которые обладают отличительной особенностью, способствующей
личностному творческому росту учащихся. Программа основывается на общепедагогической
установке - путь от простого к сложному. Программа позволяет детям увидеть результат своего
труда, каждый последующий этап работы является новой ступенькой, позволяющей
воспитанникам чувствовать движение вперед.
Система обучения по данной программе способствует формированию художественности
восприятия, раскрытию способностей и творческой самореализации всех детей, имеющих желание
изучать аудиовизуальные искусства и создает для них перспективу дальнейшего творческого роста
и личностного развития.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Сформировать у учащихся компетенции в области операторского искусства и актерского
мастерства, способствующих их профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
1. Образовательные:
освоить навыки журналистского и медийного образования;
создать систему теоретических знаний об истории журналистики и этапах ееразвития;
сформировать знания о работе телевизионного канала;
освоить основы операторского дела;
научиться работать с современными программами монтажа;
освоить создание видеороликов в различных жанрах;
сформировать умение мониторинга актуальных общественно значимых событий;
освоить основы рекламы и саморекламы;
получить знания по созданию собственного видеоблога;
овладеть знаниями основ сценарных дисциплин и основ создания собственных передач и
шоу.
2. Развивающие:
развить творческие способности учащихся;
3
сформировать полноценное эстетическое восприятие, индивидуальное творческое
мышление;
освоить навыки работы в команде;
освоить навык публичных выступлений;
развить память, внимание, понимание слова, фразы, текста;
развить умение довести решение задачи от проекта до работающей модели;
активизировать и развить ассоциативное мышление;
развить умение ставить задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить
решение и осуществлять свой творческий замысел.
3. Воспитательные:
воспитать мотивацию к профессиональной ориентации учащихся в области
аудиовизуальных искусств;
воспитать желание создать рабочую
атмосферу доброжелательности и
сотрудничества;
привить понятие об этике в медиа;
привить культуру общения с миром средств массовой коммуникации;
сформировать духовную потребность в постоянном повышении информированности;
сформировать потребность в творческом и познавательном досуге.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью разноуровневой программы является реализация права
каждого ребенка на овладение компетенциями, знаниями и умениями в индивидуальном темпе,
объёме и уровне сложности, а также интегрированный подход к обучению – сочетание различных
дисциплин, таких как тележурналистика, креативные основы ТВ мастерства, операторское,
сценарное монтажное искусство и т.д.
Разноуровневость предусматривает «расслоение» задач и, соответственно, предполагаемых
результатов обучения в зависимости от уровня освоения программы, усложнение учебного плана,
разработку так называемой «матрицы» программы и т.д.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от12 до 17 лет.
Формы и режим занятий: групповые и индивидуальные.
Срок реализации Программы: 1 год, 1 час в неделю, 34 часов в год.
Форма обучения - очная.
Форма занятий – занятия в объединении проводятся по группам, индивидуально ивсем
составом объединения.
Численность объединения – до 20 человек.
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с основными терминами тележурналистики;
получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и другихлюдей;
научатся давать самооценку результатам своего труда;
приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и
согласованно в составе группы, научатся распределять работу между участникамипроекта;
научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и
следовать им;
приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценкусобытий.
базовые навыки съемки видеоролика;
Метапредметные:
4
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием е реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическуюдеятельность с
использованием различных средств коммуникации.
Личностные:
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание причин успеха неуспеха практической журналистской деятельности.
Содержание Программы
Тема 1.
Введение. Функции телевидения.
Тема 2.
Новостной контент. Инфоповод.
Тема 3.
Новостной контент. Студия.
Тема 4.
Новостной контент. Специальный корреспондент.
Тема 5.
Разработка сюжета на основе информации только из соц.сетей.
Тема 6.
Основные понятия этики и эстетики
Тема 7.
Очное интервью.
Тема 8.
Разработка стилевых решений в речи и подаче для ведущего блогера.
Тема 9.
Очное интервью. Работа с гостем.
Тема 10.
Бренд.
Тема 11.
Имидж в соц.сетях и в жизни.
Тема 12.
Личный бренд, формирование стратегии.
Тема 13.
Проработка личных брендов в соц.сетях.
Тема 14.
Разработка стилевых решений личных аккаунтов.
Тема 15.
Введение. Основные понятия.
Тема 16.
Виды рекламного контента.
Тема 17.
Отбор рекламного контента в соответствие с особенностями того или иного вида.
Тема 18.
Самостоятельный поиск ключевых точек рекламного контента в интернете. Поиск
отличительных черт. Написание сценария рекламного ролика для интернета.
Тема 19.
Жанровые подразделения журналистики
Тема 20.
Источники информации. Классификации
Тема 21.
Репортаж не выходя из студии.
Тема 22.
Соц.сети и их обитатели как источник информации.
Тема 23.
Информационное поле.
Тема 24.
Аналитика жанров на основе теоретического материала.
Тема 25.
Разработка сюжетов с помощью открытых источников информации.
Тема 26.
Общение в сети, как инструмент продвижение.
Тема 27.
Стили подачи информации в сети.
Тема 28.
Отбор моделей сетевого этикета для разных площадок на основе теории. Тема 29.
Проработка сетевого поведения на различных площадках для личного бренда.
Тема 30.
Стратегия сетевого поведения в комментариях для продвижения аккаунта.
Тема 31.
Проработка вариантов подачи одной и той же информации под разные задачи.
Тема 32.
Определение ЦА.
Тема 33.
Написание событийного поста.
Тема 34.
Практическое закрепление материала.
5
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Организационно-педагогические условия реализации
образовательной
программы
обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие
применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Учебный план
Программа реализуется в течение учебного года, в соответствии с календарным учебным
графиком, учебным планом. Учебный план рассчитан на 34 недели в учебном году.
Наименование модуля
Медиагруппа «Движение»
Итого
Количество часов в год
34
34
Форма промежуточной
аттестации
творческая работа
Формы аттестации
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности в
преподнесении материала.
При работе по данной программе вводный (первичный) контроль проводится на первых
занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня учащихся, их способностей.
Он может быть в форме собеседования или тестирования. Текущий контроль проводится для
определения уровня усвоения содержания программы.
Основной формой оценки и контроля образовательного процесса является творческая
работа, отражающая результативность освоения программы по итогам просмотра работ и защиты
проектов.
Оценочные материалы
Оценочный лист результатов аттестации учащихся
Предварительная аттестация
Срок проведения: сентябрь
Цель: исследования имеющихся навыков и умений у учащихся.
Форма проведения: собеседование, практическое задание, ролевая игра.
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
Критерии оценки уровня: Положительный или отрицательный ответ.
№
Параметры оценки
1.
Теория
2.
Применение теории на
практике
Генерация творческих
идей и задач
Высокий уровень
Активность и
правильные ответы
на всех опросах.
Активное, точное и
логичное применение
теоретических
знаний в работе.
Активное и
результативное
участие в мозговых
штурмах.
Также внесение в
творческие процессы
домашних заготовок.
Критерии оценки
Средний уровень
Низкая активность,
допущение ошибок
на опросах.
Неточное
применение теории
на практике.
Участие в
мозговых штурмах
на посредственном
уровне, слабая
генерация идей.
Низкий уровень
Безынициативнос ть
на
опросах,
большинство ответов
неверны.
Отсутствие применения
теоретических приёмов
в практической
работе.
Безучастное отношение
к мозговым штурмам,
генерация идей на
низком уровне,
домашние заготовки
отсутствуют.
6
3.
Личностный рост (на
основе наблюдений
педагога)
Самостоятельность в
работе,
дисциплинированнос
ть, аккуратность,
умение работать в
коллективе,
тщательность
проработки
изделий, развитие
фантазии и
творческого
потенциала
Слабая
усидчивость,
неполная
самостоятельность в
работе
Неусидчивость,
неумение
работать
в коллективе и
самостоятельно
4.
Личные достижения
(участие в различных
конкурсах, выставках,
соревнованиях)
Участие
Не учитывается
Не учитывается
Промежуточная аттестация
Срок проведения: май.
Цель: оценка роста качества знаний и практического их применения за учебный год
(промежуточная аттестация) и за весь период обучения (итоговая аттестация).
Форма проведения: отчетные мероприятия (соревнования, конкурсы и т.д.), опросы,
практические задания, ролевая игра.
Содержание аттестации. Сравнительный анализ качества выполненных работ начала и
конца учебного года (выявление уровня знаний и применения их на практике).
Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).
1.
3.
4.
5.
Материально – техническое и информационное обеспечение программы
Смартфон
Фото-видеоаппаратура.
Компьютер.
Проектор.
Кадровое и методическое обеспечение Программы
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий соответствующей
методикой.
В процессе обучения применяются следующие образовательные технологии:
-технология индивидуализации обучения (учет индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся);
-технология группового обучения (одновременная работа со всей группой, работа в парах,
групповая работа на принципах дифференциации);
- технология игровой деятельности; - технология коллективной творческой деятельности
(организация совместной деятельности детей и взрослых, при которых все члены коллектива
участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела, оценке
результатов); -здоровьесберегающая технология (смена видов деятельности, чередование видов
активности). активности).
Формы проведения занятий: беседы, интеллектуальные игры, конкурсы, устные журналы,
встречи с интересными людьми, викторины, диспуты, экскурсии, в том числе виртуальные,
практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к
культурному наследию народа, его ценностям
7
Список литературы
1. Анашкина Н.А. Режиссура телевизионной рекламы: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по спец. 032401 (350700) «Реклама» Н. А. Анашкина; под ред. Л. М. Дмитриевой.
- М.: Юнити-Дана, 2008. - 207, [1] с.: ил. - (Азбука рекламы). - Библиогр. в конце каждой гл. ISBN 978-5-238-01317-6: 110-.
2. Светлакова Е.Ю. Режиссура аудиовизуальных произведений [Электронный ресурс]: учеб.
пособие Е. Ю. Светлакова; Светлакова Е. Ю. - Кемерово: Кемеровский государственный
университет культуры и искусств, 2011. - 153 c. - Базовая коллекция ЭБС «БиблиоРоссика». ISBN 978–5–8154–0150–1.
3. Бычков В.В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации: [учеб. пособие] В.
В. Бычков, Н. Б. Маньковская; Маньковская Н. Б., Бычков В. В. - Москва: Всероссийский
государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), 2011. - 210 c. Базовая коллекция ЭБС «БиблиоРоссика».
4. Медынский С.Е. Оператор: Пространство. Кадр [Электронный ресурс]: учеб. пособие для
студентов вузов С. Е. Медынский. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 108, [3] с.
5. Нильсен В.С. Изобразительное построение фильма. Теория и практика операторского
мастерства [Электронный ресурс]: [учеб. пособие] В. С. Нильсен. - М.: ВГИК, 2013. - 268с.
6. Ермилов А. Живой репортаж: Профессиональные советы тележурналисту [Электронный
ресурс]: [учеб. пособие] А. Ермилов; Ермилов А. - Москва: Аспект Пресс, 2010. - 114 c. Базовая коллекция ЭБС «БиблиоРоссика». - Менеджмент в сфере искусстваи культуры.
7. Юренев Р. Н. Эйзенштейн о монтаже. Учебное издание [Текст]. – М.: ВГИК, 1998. – 192 с.
8. Утилова Н. И. Монтаж. Учебное пособие. Издательство: Аспект Пресс, 2004
9. Нильсен В.С. Изобразительное построение фильма. Теория и практика операторского
мастерства [Электронный ресурс]: [учеб. пособие]
В.С. Нильсен. – М.: ВГИК, 2013
10. Поляков В.А. Разработка и технологии производства рекламного продукта [Электронный
ресурс]: Учебник и практикум Владимир Александрович; Поляков В.А., Романов А.А. - М.:
Издательство Юрайт, 2015. - 502. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-5503-3:
1000.00.
8