Рабочая программа Родная литература (русская) 5-9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №9»
Асбестовского городского округа

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования

Сертификат: 01D74C93092DD0E0000000072C4B0002
Владелец: Попова Галина Алексеевна
Действителен: с 19.05.2021 до 19.05.2022

Рабочая программа
основного общего образования
по предмету «Родная литература (русская)»
5-9 класс
(нормативный срок освоения: 5 лет)

Разработчики:
Шамарина Л.В.,
учитель русского языка и литературы,
IКК,
Пихтовникова О.В.,
учитель русского языка и литературы

Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература(русская)»

-

Предметными результатами изучения предмета «Родная литература(русская)» являются:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания
принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового,
публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные
умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе
основной школы:
Выпускник научится:
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
- анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование
умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального
осмысления;
- давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с
использованием цитирования;
находить основные изобразительно-выразительные средства, используемые в
произведении, и определять их художественные функции (в каждом классе – на своем
уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного
жизненного и читательского опыта;
- подбирать дополнительный материал по заданной теме с использованием справочной
литературы и ресурсов Интернета (в каждом классе – на своем уровне);

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана,
тезисного плана, конспекта, доклада, презентации, литературно-творческой работы,
создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя
выбранную тему (в каждом классе – на своем уровне);
- правильно соотносить содержание понятий «образ», «герой», «характер», «конфликт»;
оценивать характер героя литературного произведения;
- участвовать в учебных дискуссиях, выступать с публичными докладами и сообщениями;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою
точку зрения (в каждом классе – на своем уровне); анализировать литературные
произведения разных жанров;
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских
взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем
уровне).
- чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику
авторских чувств;
- видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным
опытом,пережитым в реальности;
- соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с
авторской мыслью произведения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Родная литература(русская)».
Личностными результатами являются:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные
связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.

Содержание учебного предмета «Родная литература(русская)»

5 класс
Своеобразие родной литературы.
Назначение и особенности предмета «Родная литература».Значимость чтения и изучения
родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национальнокультурная ценность народа.
Русский фольклор.
Устное народное творчество. Жанры фольклора. Русские народные сказки. Воплощение в
народных сказках национального характера, народных нравственных ценностей;
прославление в сказках силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения
Отечеству. ("Марья Моревна», «Мужи к и царь», «Сердитая барыня» и другие сказки по
выбору учителя.)
Теория литературы: устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
Древнерусская литература.
Христианская вера. Крещение Руси. Истоки и начало христианской веры, ее связь с
рождением древнерусской литературы, религиозно-духовные корни литературы.
Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы
Утверждение в литературе и христианской вере Древней Руси высоких нравственных
идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Повесть временных лет».
«Откуда пошла русская земля?». Сказание «Изобретение славянской грамоты».
Из литературы XIX века.
Особенности русских басен.
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность
басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Изображение пороков, недостатков,
ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен.
Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен. Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении: Аллегория
как основное средство
художественной выразительности в баснях.
Теория литературы: литературные роды (эпос, лирика, драма). Басня как лиро-эпический
жанр. Аллегория.
Литературная сказка.
Даль В.И. Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка
«Что значит досуг?». Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный
экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной
речи автора и речи действующих лиц.
Гарин-Михайловский Н.Г. Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки «Книжка
счастья». Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и
отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к
событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем
мире).
Теория литературы: тема, идея художественного произведения; сюжет художественного
произведения. Авторская точка зрения и способы ее выражения.
Поэзия ХIХ века о родной природе.
Образ родной природы в стихотворениях русских поэтов:

П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте.
Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений
лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная
тема способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение
чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Теория литературы: стих и проза. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.
Из литературы XX века
Литературные сказки.
Б. Шергин — северный писатель. Краткие сведения о писателе. Особенности
сборника «Сказок о Шише». Нравственные уроки сказок. Образ героя-рассазчика, его
особенности. Связь сказок с фольклорными традициями.
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема,
особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и
злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
Паустовский К.Г. Краткие сведения о писателе. Нравственные проблемы рассказа
«Кот-ворюга» (борьба добра и зла, нравственный выбор героев). Гуманное отношение
детей к животным.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее
взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и
радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев,
своеобразие языка.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе.
Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство;
сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей.
Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания,
заботы о беззащитном.
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». Взросление детей-сирот, становление
полноправными гражданами своей страны. Уроки мужества и целеустремленности
современным подросткам.
Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Остров спасения»,
«Предательская колбаса», «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий
лапоть». «Лесная капель» (по выбору учиеля).
Теория литературы: диалог, монолог в художественном произведении, их
функции в раскрытии характеров героев; автор- повествователь, герой-рассказчик.
Пейзаж.
Родная природа в произведениях поэтов XX века.
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте.
Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой;
нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства
создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о
поэте. Непревзойдѐнный мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть
природу, наблюдать и понимать еѐ красоту. Единство человека и природы.
Теория
литературы:основы
стихосложения: ритм,
рифма,
строфа. Лирический герой.
Стихи о прекрасном и неведомом
А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв
«Жираф», Д.

Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». Способы создания
образов.
Практикум анализа стихотворений.
Практикум выразительного чтения стихотворений о родной природе поэтов XX
века (по выбору учителя и учеников).

6 класс
Своеобразие родной литературы.
Книга как духовное завещание одного поколения другому. Родная литература как
способ познания жизни.
Русский фольклор.
Устное народное творчество как часть общей культуры народа. Жанровое
своеобразие фольклорных произведений. Отражение в русском фольклоре народных
традиций, представлений о добре и зле.
Славянский календарь. Основные славянские праздники. А.Н. Афанасьев «Древо
жизни» (фрагмент). Внимательное отношение к природе, забота о человеке.
Наблюдение человека за природными изменениями и отражение этих изменений в
календарных обрядах и обрядовой поэзии.
Семья. Семейно-бытовые обряды В. Белов Жизненный круг (из книги «Лад»).
Формирование представлений о внутренней и внешней жизни семьи, об авторитетах, о
взаимоотношениях членов семьи, о нравственных основах, которые скрепляют союз
людей. Теория литературы: жанры фольклора. Миф и фольклор.
Древнерусская литература.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Летопись как способ
сохранения истории страны. «Повесть временных лет». Отражение исторических
событий и вымысел. «Сказание о Кожемяке», «Взятие Олегом Царьграда», «Смерть
князя Игоря», «Месть Ольги», «Начало княжения Святослава, сына Игорева» (по
выбору учителя). Отражение качеств идеального народного героя — патриотизма,
богатырской силы, ума, находчивости.
Из литературы XVIII века.
Особенности литературного языка XVIII столетия
Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума». Назначение детского
журнала. Идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. ( Статьи
по выбору учителя).
Из литературы XIX века.
Нравственный выбор героев произведений XIX века
Литературная сказка.
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед
будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке. Сопоставление характера
героини и ее поступков. Проблема нравственного выбора, ответственности человека за
свои поступки. Аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов сказки.
Басни.
Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и
собака», «Три льва», «Отец с сыном» по выбору учителя). Аллегория как основное
средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы 19 века.
Гоголь Н.В. Моральное падение человека в повести «Коляска». Ироническое
изображение действительности. Художественная деталь и ее роль в произведении.
Язык художественного произведения.

А.С. Пушкин. Мотивы поступков героев «Повестей Белкина» (по выбору учителя и
учащихся). Чувство мести, милосердие, благородство. Роль автора-повествователя.
Рождественское чудо в произведениях писателей 19 века, неотъемлемая связь
идейно-смыслового наполнения рассказов с христианством.
Станюкович
К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика
рассказа.
Милосердие и вера в произведении писателя.
Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
Теория
литературы:
язык художественного
произведения:
форма и содержание литературных
произведений:
тема,
проблематика,
идея; автор-повествователь,
ирония, художественная
деталь.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в
строках лирических стихов.
Теория литературы: лирический герой, звукопись, аллитерация, ассонанс.
Из литературы ХХ века.
Народные герои в литературе ХХ века.
Тема народного подвига. С. Алексеев «Богатырские фамилии», «История
крепостного мальчика», «Небывалое бывает», «Птица-слава», «Рассказы о
Степане Разине», «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Минин и
Пожарский». (по выбору учителя). Образ народных героев в произведениях писателя.
О.А. Ишимова «Иван Сусанин и его потомки. 1613 год». Народные герои как
выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа
художественного произведения. Традиционные народные сюжеты. Оценка
исторического события в художественном произведении. Сопоставительный анализ
исторического и литературного текста. Характеристика героев.
Роль личности в истории страны и судьбе народа.
Незабываемый мир детства и отрочества в литературе ХХ века.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тѐмы» (главы «Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни
подростка. Мечты и попытки их реализовать.
Железников В.К. «Чудак из 6-Б». Проблема взросления подростков. Система
взаимоотношений в детском коллективе. Подростковый максимализм. Смысл
чудачеств героя. Его стремление быть не таким, как все.
А.Г. Алексин «Звоните и приезжайте». Проповедь справедливости и добра в
произведении. Душевное тепло и щедрость главного героя. Мягкий юмор и лёгкая
ирония автора.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения
взрослых и
детей, тимуровское движение.
А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», Духовно-нравственная
проблематика
рассказа. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. Помощница" ангела." Взаимопонимание детей и родителей.
Доброта и дружба. Нравственные уроки современной литературы.
Теория литературы: изобразительно-выразительные средства в
художественном

произведении – юмор, ирония. Действующее лицо, система образов персонажей.
Родная природа в произведениях поэтов XX века.
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания. Лирический герой в стихотворениях С. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А.
Фета и др.
Образы животных в произведениях родной литературы: сравнительный анализ
стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И.
«Собака».
Теория литературы: основы стихосложения - стихотворный метр и размер,
строфа.

7 класс
Своеобразие родной литературы.
Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Слово как
средство создания образа.
Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль
родного слова в формировании личности человека.
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Русский фольклор.
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Героические былины».
Отражение народного
характера
в героях
былин
"Илья Муромец и
Идолище,"Добрыня" и Змей", Алёша" Попович и Тугарин," и др. (по выбору
учителя). Характеристика героев, особенности композиции былин. Былинные герои на
картинах писателей: В. Васнецов «Три богатыря», «Витязь на распутье», И. Репин
«Садко», И. Билибин «Дружина Вольги»).
Теория литературы: форма содержания произведения: стадии развития действияэкспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Древнерусская литература.
«Поучения Владимира Мономаха» - первая светская проповедь. Непреходящие
нравственные
законы.
Художественные
особенности
произведения.
Комментированное чтение произведения.
Из литературы XIX века.
Гоголь Н.В. Цикл повестей «Миргород». Идейно-художественные особенности
повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Одна из стадий развития
человеческого
сознания. Литературный персонаж, характеристика героев.
Лесков Н.С. Рождественские рассказы. ″Под Рождество обидели″», «Христос
в гостях у мужика». Христианские заповеди в рассказах. Роль эпиграфа в
произведении.
Истинное и ложное в человеческих отношениях в рассказе А. П. Чехова
«Шуточка». Сюжетно-композиционные особенности рассказа. Образ героярассказчика, его функции в произведении.
В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность
любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Тема мести и предательства.
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко ценѐнном
А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину».
Теория литературы: жанры художественного произведения – рассказ, повесть,
герой, персонаж, действующее лицо, литературный персонаж.
Родная природа в стихах поэтов XIX века.

Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении
«Водопад».
Изобразительно-выразительные
средства
в
художественном произведении.
Из литературы XX века.
Человек как часть истории России:
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о
великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы
биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по
выбору учителя).
В.О.Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки».
Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная
основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Формирование характера подростка на страницах произведений писателей 20
века:
Ю.
Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера
подростка.
Настоящая дружба.
Образ средневекового
города.
Анализ
главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На
Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя).
Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость,
мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах
произведения «Женя Касаткин».
Алексин А.Г. «Безумная Евдокия». Осуждение эгоизма, равнодушия к людям,
безразличия к окружающему миру. Роль учителя и семьи в воспитании человека.
Яковлев Ю.Я. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья
Пешеходовых». Средства выразительности в произведении. «Рыцарь Вася». Понятие о
подвиге, рыцарстве. Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Внешняя непривлекательность героя и благородство души. Не замеченная никем
душевная деятельнось героя.
В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Судьба главного героя. Преодоление личного
несчастья героем и формирование сочувствия ко всем обездоленным. Восстановление
гармонии человеческого существования. Подросток и семья.
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини
произведения:
красота внутренняя и внешняя.
Железников В.К. «Чучело». Тема милосердия в повести. Взаимоотношения
подростков. Лидеры и изгои в подростковой среде.
Чарская Л.А. «Гимназистки». Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания
в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их
выражения в литературе.
Теория
литературы: авторское отступление, лирическое отступление,
эпиграф.
Проблематика произведения. Портрет, интерьер в художественной литературе.
Родная природа в произведениях поэтов XX века:
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение
поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного
мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ

России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических
стихотворенияхИ. С. Никитин.
«Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы
«Сашка»). (Стихотворения поэтов по выбору учителя).
Стихи о прекрасном и неведомом.
А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилѐв «Жираф», Д. Самойлов
«Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».

8 класс
Своеобразие родной литературы.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в
литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Из древнерусской литературы.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Воинские повести.
«Повестьразорении Рязани Батыем», «Повесть о Евпатии Коловрате», отличие
образов древнерусской литературы от фольклорных.
Из литературы XVIII века.
Фольклорные традиции в русской литературе.
Карамзин Н.М. Синтементализм. Повесть-сказка «Прекрасная царевна и
счастливый карла». Соединение в произведении литературной сказки с народной.
Право людей на любовь. Сказка «Дремучий лес» (по выбору учителя).
Из литературы XIX века
Традиции литературы XIX века
Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (по выбору
учителя). Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. "То, чего не было".
Аллегорический смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя рассказа.
Теория
литературы:
основные
литературные
направления-романтизм. Жанры художественных произведений: новэлла.
Нравственное взросление подростков в современном мире:
Взросление
подростка
на
страницах
повести
Л.Н. Толстого
«Отрочество».
Художественный пересказ и анализ глав повести.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тѐмы». Жестокое нравственное испытание
в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем
собственных слабостей в главе «Экзамены».
Теория
литературы: образ автора
и
образ рассказчика в
литературномпроизведении.
Авторское и лирическое отступления.
Из литературы XX века.
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
Горький А.М. «Макар Чудра». Неоромантизм как новое направление
литературы. Композиция рассказа. Герои неоромантизма. Единство формы и
содержания. Внутренняя и внешняя свобода.
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и
сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала.
Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.
В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.
Красота искусства.

Мир подростка в произведениях писателей 20 века:
Романова Л. Рассказы. Одиночество подростков в современном мире.
А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи
про
Иван Палыча».
Тэффи (Лохвицкая Надежда Александровна). «Неживой зверь». «Гурон» (по
выбору учителя). Мир ребенка, созданный фантазией и мечтами, противопоставленный
бездушному и жестокому миру взрослых. Мир одиночества подростка.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков
в современном мире.
А. Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном –
с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
Природа и человек в рассказах Платонова А.А. «Джан». «Песчаная
учительница». «Девушка Роза». «На могилах русских солдат» (по выбору учителя)
Фантазийный мир героя, одиночество ребенка в мире.
Теория литературы: адресат, читатель. Основные литературные направления:
романтизм, неоромантизм. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: антитеза, гипербола, литота. Сатира и юмор.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне:
Гуманистический характер военной поэзии и прозы.
Пантелеев Л. «Главный инженер». Жажда личного подвига во имя победы.
Катаев В.П. Повесть «Сын полка». Лицо войны: дети войны.
Мотив одиночества в лирике поэтов 20 века:
Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ѐлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной
Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Особенности создания образов. Анализ
стихотворений.
Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на
вопросы нравственности.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».

9 класс
Своеобразие родной литературы.
Прогноз развития литературных традиций в XXI веке.
Древнерусская литература.
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской
литературы.
«Гнездо орла». Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Из русской литературы XVIII века.
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского
романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Теория литературы: основные литературные направления - романтизм.
Из литературы XIX века.
Историческое прошлое России в литературе XIX века:
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства
Российского».
Отражение истории России в главах произведения (по выбору учителя).

С.Цвейг.

Исторические миниатюры из цикла «Звёздные часы
человечества».
«Невозвратимое мгновение». Образ Наполеона и маршала Груши. Отношение к ним
автора.
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной
жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь,
там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык
художественного произведения. (Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
Теория литературы: жанрыхудожественных произведений – легенды,
сказания.
Изобразительно-выразительные средства
в
художественном
произведении: парадокс, оксюморон.
Родная природа в стихах поэтов XIX века:
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические
традиции XIX века в творчестве поэта.
Тендряков

Из литературы XX века.
В.Ф. «Весенние перевёртыши». Этапы нравственного
становления

подростка.
Ю.П.Казаков.
«Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь
героев.
Поэтика психологического параллелизма.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип.
Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и
характеры, мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Теория литературы: изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении – психологический параллелизм.
Из современной литературы.
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.
Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две
героини, две судьбы.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя.
Теория литературы: реализм как направление в литературе.
Великая Отечественная война в литературе XX века:
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая
судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини,
связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.
Быков В. «Обелиск», «Дожить до рассвета» (по выбору учителя).
Осмысление подвига человека на войне. Проблема подлинного и мнимого героизма.
Или Бондарев Ю. «Простите нас». «Горячий снег». (по выбору учителя).
Сталинградская битва – как ключевой момент в коренном переломе в войне. Героизм
и мужество, внутренняя красота нашего современника. Символизм названия романа.

В. Закруткин «Матерь человеческая». Васильев Б.П. «А зори здесь тихие».
Подвиг русских женщин на войне (на выбор учителя) Образ русской женщины на
войне: сила и мужество, героизм и милосердие.
Фантастика в русской литературе XX века:
Знакомство с жизнью и творчеством А. Беляева, беседа по романам:
«Продавец воздуха», «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»,
«Над бездной», «Остров погибших кораблей» (по
выбору учителя).
Воспитание стремления к научному поиску, желания изучать тот реальный
мир, который окружает человека.
Братья Стругацкие. Знакомство с научно-фантастическими произведениями
братьев Стругацких: «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в
субботу», «Пикник на обочине», «За миллиард лет до конца света», «Отель «У
погибшего альпиниста», «Ночь в пустыне» (по выбору учителя). Выявление
своеобразия фантастики Стругацких. Воспитание решительности, человечности,
ответственности перед планетой, правильного отношения к научному поимку,
прогрессу, опасным экспериментам.
Теория литературы: основные литературные направления – модернизм.
Фантастика.
Родная природа в произведениях поэтов XX века:
Анализ стихотворений Рубцова Н.М., А. Блока, В. Маяковского.

Тематическое планирование
5 класс-17 часов
№

Тема урока

1. Своеобразие родной литературы.
Назначение и особенности предмета «Родная литература».
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Родная литература как национально-культурная ценность народа.
2. Русский фольклор.
Устное народное творчество. Жанры фольклора.
3. Русский фольклор. Русские народные сказки. Воплощение в народных сказках
национального характера, народных нравственных ценностей; прославление в сказках
силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. ("Марья
Моревна», «Мужи к и царь», «Сердитая барыня» и другие сказки по выбору учителя.)
4. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
5. Из литературы XIX века. Особенности русских басен.
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность
басен: «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Изображение пороков, недостатков,
ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен.
Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль басен. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении: Аллегория как основное
средство художественной выразительности в баснях.
6. Поэзия ХIХ века о родной природе. Образ родной природы в стихотворениях русских
поэтов:П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте.
Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений
лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
7. Поэзия ХIХ века о родной природе. Образ родной природы в стихотворениях
русских поэтов: Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта.
Основная тема и способы еѐ раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении.
Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и
природы.
Теория литературы: стих и проза. Изобразительно-выразительные средства в
художественном произведении: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.
8. Из литературы XX века Литературные сказки.
Б. Шергин — северный писатель. Краткие сведения о писателе. Особенности сборника
«Сказок о Шише». Нравственные уроки сказок. Образ героя-рассазчика,
его особенности. Связь сказок с фольклорными традициями.
9. Из литературы XX века Литературные сказки. Пришвин М.М. Мир природы и мир
человека. «Этажи леса». «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель»
10 Диалог, монолог в художественном произведении, их функции в раскрытии характеров
героев; автор- повествователь, герой-рассказчик. Пейзаж.
11 Родная природа в произведениях поэтов XX века.
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная
система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой;
нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства
создания образов.
12 Родная природа в произведениях поэтов XX века.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о
поэте. Непревзойдѐнный мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть

Кол-во
часов
1

1
1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

природу, наблюдать и понимать еѐ красоту. Единство человека и природы.
13 Лирический герой.
14 Стихи о прекрасном и неведомом
А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф»,
Д.Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». Способы создания
образов.
15 Практикум анализа стихотворений.
16 Практикум выразительного чтения стихотворений о родной природе уральских поэтов
XX века
17 Итоговая диагностика.

1
1

1
1
1

6 класс-17 часов
№

Тема урока

1. Своеобразие родной литературы. Книга как духовное завещание одного поколения
другому. Родная литература как способ познания жизни.
2. Русский фольклор. Славянский календарь. Основные славянские праздники. А.Н.
Афанасьев «Древо жизни» (фрагмент). Внимательное отношение к природе, забота о
человеке. Наблюдение человека за природными изменениями и отражение этих
изменений в календарных обрядах и обрядовой поэзии.
3. Семья. Семейно-бытовые обряды В. Белов Жизненный круг (из книги «Лад»).
Формирование представлений о внутренней и внешней жизни семьи, об авторитетах, о
взаимоотношениях членов семьи, о нравственных основах, которые скрепляют союз
людей.
4. Из литературы XVIII века. Особенности литературного языка XVIII
столетия.Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума». Назначение детского
журнала. Идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия.
5. Из литературы XIX века. Литературная сказка.
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед
будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке. Сопоставление характера
героини и ее поступков. Проблема нравственного выбора, ответственности человека за
свои поступки. Аналитическая беседа, чтение отдельных эпизодов сказки.
6. Басни. Дмитриев И.И. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и
собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство
художественной Выразительности в баснях.
7. Из литературы 19 века. Гоголь Н.В. Моральное падение человека в повести
«Коляска». Ироническое изображение действительности. Художественная деталь и ее
роль в произведении. Язык художественного произведения.
8. Рождественское чудо в произведениях писателей 19 века, неотъемлемая связь идейносмыслового наполнения рассказов с христианством. Станюкович К.М.
Рассказ
«Рождественская ночь»:
проблематика рассказа.
9. Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
10 Родная природа в стихах поэтов XIX века.
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в
строках лирических стихов.
11 . Незабываемый мир детства и отрочества в литературе ХХ века. Н. Г. Гарин-

Кол-во
часов
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17

Михайловский. «Детство Тѐмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество
героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки
их реализовать.
А.Г. Алексин «Звоните и приезжайте». Проповедь справедливости и добра в
произведении. Душевное тепло и щедрость главного героя. Мягкий юмор и лёгкая
ирония автора.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и
детей, тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
Поэты земли уральской. А.Решетов
Итоговая диагностика.

1
2
1
1
1

7 класс-17 часов
№

Тема урока

1.

Своеобразие родной литературы. Художественная литература как искусство
слова. Художественный образ. Слово как средство создания образа. Значение
художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в
формировании личности человека.
Русский фольклор. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства.
Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.
«Героические былины». Отражение народного характера в героях былин "Илья
Муромец и Идолище, "Добрыня" и Змей". Характеристика героев, особенности
композиции былин.
Древнерусская литература. «Поучения Владимира Мономаха» - первая светская
проповедь. Непреходящие нравственные законы. Художественные особенности
произведения.
Из литературы XIX века. Гоголь Н.В. Цикл повестей «Миргород». Идейно
художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Одна
из стадий развития человеческого сознания. Литературный персонаж, характеристика
героев.
Лесков Н.С. Рождественские рассказы. «Под Рождество обидели», «Христос в гостях у
мужика». Христианские заповеди в рассказах. Роль эпиграфа в произведении.
Истинное и ложное в человеческих отношениях в рассказе А. П. Чехова «Шуточка».
Сюжетно-композиционные особенности рассказа. Образ героя-рассказчика, его
функции в произведении
В.М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой
ценой к подвигу в рассказе «Сигнал». Тема мести и предательства.
Ф.Н. Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко ценѐнном
А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину».
Родная природа в стихах поэтов XIX века. Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение
мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Изобразительно-выразительные сред
в художественном произведении
Из литературы XX века.
Человек как часть истории России:
Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о
великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии
космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война»).

2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.
10
11

Кол-во
часов
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

12 В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки».
Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
К.Д. Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная
основа в человеке. Смысл названия рассказа.
13 Формирование характера подростка на страницах произведений писателей 20
века: Ю. Вронский.
«Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка. Настоящая дружба. Образ
средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.
14 Алексин А.Г. «Безумная Евдокия». Осуждение эгоизма, равнодушия к людям,
безразличия к окружающему миру. Роль учителя и семьи в воспитании человека.
15 Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини
произведения:красота внутренняя и внешняя.
16 Стихи о прекрасном и неведомом.А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н.
Гумилѐв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
17 Итоговая диагностика.

1

1

1
1
1

1

8 класс-17 часов
№

Тема урока

1.

Своеобразие родной литературы.
Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в
литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.
Из древнерусской литературы.
Образное отражение жизни в древнерусской литературе. Воинские повести. «Повесть о
разорении Рязани Батыем», «Повесть о Евпатии Коловрате», отличие образов
древнерусской литературы от фольклорных.
Из литературы XVIII века.
Фольклорные традиции в русской литературе.
Карамзин Н.М. Сентиментализм. Повесть-сказка «Прекрасная царевна и счастливый
карла». Соединение в произведении литературной сказки с народной. Право людей на
любовь.
Из литературы XIX века. Традиции литературы XIX века
Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В.Майкова,
И.Хемницера .
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (по выбору учителя).
Гаршин В.М. Психологизм произведений писателя. "То, чего не было". Аллегорический
смысл лирико-философской новеллы. Мастерство иносказания.
Н.Г.Гарин-Михайловский.«ДетствоТѐмы».Жестокое нравственное испытание в главе
«Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных
слабостей в главе «Экзамены».
Теория литературы: образ автора
и образ рассказчика в литературном
произведении. Авторское и лирическое отступления.
Из литературы XX века.
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
Горький А.М. «Макар Чудра». Неоромантизм как новое направление литературы.
Сухомлинский В.А. «Легенда о материнской любви». Темы материнской любви и
сыновней благодарности. Особенности жанра. Значение финала.
Мир подростка в произведениях писателей 20 века:

2.

3.

4.
5.
6.
7.

8.
9.
10

Кол-во
часов
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1

Романова Л. Рассказы. Одиночество подростков в современном мире.
11 Тэффи (Лохвицкая Надежда Александровна).«Неживой зверь».«Гурон» (по
выбору учителя).
Мир
ребенка,
созданный
фантазией
и
мечтами,
противопоставленный бездушному и жестокому миру взрослых. Мир одиночества
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о
12 подростка.
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
13 Айтматов Ч. «Ранние журавли». «Белый пароход» тема противостояния добра злу.
Фантазийный мир героя, одиночество ребенка в мире.
Теория литературы: адресат, читатель. Основные литературные направления:
романтизм, неоромантизм. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: антитеза, гипербола, литота. Сатира и юмор.
14 Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне: Гуманистический
характер военной поэзии и прозы.
Пантелеев Л. «Главный инженер». Жажда личного подвига во имя победы.
15 Мотив одиночества в лирике поэтов 20 века:
Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ѐлки», Б. Окуджава «Песенка о
ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Особенности создания образов.
Анализ стихотворений.
16 Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на
вопросы нравственности.
17 Итоговая диагностика.

1
1
1

1
1

1

9 класс-17 часов
№

Тема урока

1. Своеобразие родной литературы. Прогноз развития литературных традиций в XXI
веке.
2. Древнерусская литература. Жанровое богатство древнерусской литературы.
Традиции древнерусской литературы. «Гнездо орла». Образное отражение жизни в
древнерусской литературе.
3. Из литературы XIX века. Историческое прошлое России в литературе XIX века:
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского».
Отражение истории России в главах произведения (по выбору).
4. Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,
«Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык художественного
произведения. (Анализ рассказов).
5. А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
6. Родная природа в стихах поэтов XIX века: Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли
царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве поэта.
7. Из литературы XX века. Тендряков В.Ф. «Весенние перевёртыши». Этапы
нравственного становления подростка
8. Ю.П.Казаков.«Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
Поэтика психологического параллелизма.
9. Из современной литературы.Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из
основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».

Кол-во
часов
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Символические образы.
10 В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две
судьбы.
11 Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы
памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя.
12 Сочинение на морально – нравственную тему
13 Великая Отечественная война в литературе XX века:Б.П. Екимов. «Ночь
исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы
Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во
время давно закончившейся войны.
14 Васильев Б.П. «А зори здесь тихие». Подвиг русских женщин на войне Образ русской
женщины на войне: сила и мужество, героизм и милосердие.
15 Фантастика в русской литературе XX века: знакомство с жизнью и творчеством А.
Беляева, беседа по роману: «Человек-амфибия»
16 Стихи современных уральских поэтов
17 Итоговая диагностика.

1
1
1
1

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».