РП КЗ педагога-психолога

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к адаптированной основной
образовательной программе начального общего
образования,
утвержденной приказом № 207/1-од от 02.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2)
для 1-4 классов

Составитель: Мехонцева А.Е.
педагог-психолог

1. Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа, ориентирована на оказание помощи и
поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании
познавательной, эмоциональной и личностной сферах, способствует поиску эффективных путей
преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности, направлена
на развитие психических процессов у детей имеющих низкий уровень познавательного
развития и учащихся с ЗПР, обучающихся по специальной коррекционной программе VIIвида.
Данная программа составлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России от
19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» и предназначена для коррекционной работы с группой учащихся (ЗПР, вариант 7.1 и
вариант 7.2) с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования высших психических
функций и эмоционально-волевой сферы.
Программа разработана на основе коррекционно-развивающих занятий по программе
для учащихся 1-4 классов «Учись учиться» Языкановой Е.В. (рекомендовано Российской
Академией Образования),издательства «Экзамен», Москва 2014г.
Рабочая программа направлена на формирование и сохранение психологического
здоровья младших школьников; направлена на оказание помощи детям в адаптации к школе,
что подразумевает, в частности, развитие эмоциональной регуляции поведения детей,
способствует предупреждению и снижению тревожности и страхов, повышению уверенности в
себе и т.д. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния
негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности
учащегося.
Цель курса: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной
адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса,
коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи курса:
 диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция
познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
 формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
 развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивнозащитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных
способностей).
 реализация
комплексного
психолого-медико-социального
сопровождения
обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК);
 осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
2. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Данный коррекционный курс состоит из системы тренировочных упражнений,
специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются
занимательные и доступные для понимания задания, упражнения, задачи, вопросы,
загадки, игры, ребусы, кроссворды, что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
По своей структуре занятия в рамках курса делятся на вводную, основную и
заключительную части. Задачей вводной части является создание у учащихся

положительного эмоционального настроя, который постепенно должен закрепиться и
переноситься на другие школьные уроки. Важным моментом вводной части является
выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для
достижения
развивающего эффекта задания основной части необходимо выполнять неоднократно
(содержание меняется, но сохраняется внутренняя психологическая направленность). Задача
заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении
результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении
заданий. Важным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем они
занимались и чему научились на уроке.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс входит в часть Учебного плана Лицея №9, формируемую
участниками образовательных отношений, является частью коррекционно-развивающей
области.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов со статусом ОВЗ (ЗПР),
продолжительность курса - 34 часа, с периодичностью 1 раз в неделю, продолжительность
каждого занятия составляет 40 минут, форма проведения - индивидуальная.
4. Личностные и метапредметные результаты освоения коррекционного курса
Коррекционная направленность обучения детей с задержкой психического развития в
организации учебного процесса обеспечивается получением следующих личностных и
метапредметных результатов.
Личностные результаты:
 Положительное отношение к школе.
 Принятие социальной роли ученика.
 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи.
 Способность к оценке своей учебной деятельности.
 Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
 Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
 Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
 Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий
интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Метапредметные результаты.
1 класс
Регулятивные УУД:

овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

извлекать с помощью учителя необходимую информацию из текста;

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:

учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;

учиться наблюдать;



учиться моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные УУД:

учиться работать в паре и группе;

слушать и понимать речь других учеников;

осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с
этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;

учиться прогнозировать события;

учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными
источниками информации;

строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в различных источниках информации;

учиться делать выводы в результате работы;

учиться графически оформлять изучаемый материал;

моделировать различные ситуации;

усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:

учиться договариваться и приходить к общему решению;

учиться понимать эмоции и поступки других людей;

овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
3-4 классы
Регулятивные УУД:

извлекать необходимую информацию из текста;

определять и формулировать цель в работе;

учиться делать осознанный выбор;

планировать цели и пути изменения с помощью взрослого;

соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

оценивать правильность выполнения действий и корректировать
необходимости;

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

адекватно оценивать оценку учителя.
Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учиться контролировать свою речь и поступки;

учиться толерантному отношению к другому мнению;

формулировать своё собственное мнение и позицию.

1. Содержание коррекционного курса
Рабочая программа коррекционного курса состоит из четырех взаимосвязанных разделов.
1. Развитие познавательных функций
2. Развитие эмоционально-личностной сферы.

при

3. Развитие коммуникативной сферы.
4. Профориентация.
Развитие познавательных функций
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Развитие произвольности психических
процессов. Развитие слухового, зрительного восприятия. Развитие тонкой моторики. Развитие
графомоторных навыков. Коррекция внимания и свойств внимания. Коррекция памяти.
Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий.
Расширение кругозора и словарного запаса. Развитие речевой активности. Развитие словеснологического и пространственно-образного мышления. Развитие воображения и творческих
способностей.
Развитие эмоционально-личностной сферы
Познакомить обучающихся с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением,
грустью, гневом, страхом, чувством вины. Способствовать обогащению эмоциональной сферы
обучающихся. Учить обучающихся распознавать эмоциональные проявления других людей по
различным признакам (мимике, пантомимике, интонации). Дать обучающимся понятие о
разделение эмоций на положительные и отрицательные. Способствовать открытому
проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными,
физическими, творческими). Помочь обучающемуся отреагировать имеющиеся отрицательные
эмоции (тревожность, страх, гнев), препятствующие его полноценному личностному развитию.
Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие
поступки). Обогащать словарь обучающихся за счет слов, обозначающих различные эмоции,
чувства, настроения. Обучить навыкам саморасслабления и саморегуляции.
Развитие коммуникативной сферы
Обогащение поведенческого репертуара учащихся социально приемлемыми навыками
взаимодействия в конфликтной ситуации, игровой ситуации, ситуации повседневного общения.
Развитие средств невербального общения. Формирование умений сотрудничать, работать в
мини-группе. Формирование уверенности в себе и в успешном поведении, приобретение
практических навыков в общении.
Профориентация
Изучение классификации профессий, определение типа будущей профессии, значение
интересов и склонностей при выборе профессии.
Структура занятий традиционна и состоит из приветствия, основной части, заключения и
рефлексии. В приветствии сообщается тема занятия, обсуждаются с учащимся вопросы по
заданной теме, используются психологические приемы. Основная часть, как правило, содержит
обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная направлена на
анализ занятия, самопроверку и рефлексию.

6. Тематическое планирование
1 класс
№

1

Тематические блоки,
темы
Входная диагностика

1.
2.

2

Общение

3

Развитие речи

4

Внимание

5

Память

6

Мышление

7

Итоговая диагностика

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.

Примерное содержание занятия и
основные виды деятельности
обучающихся
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Понимание контекстной речи
Чувства
Чувства
Я и другие
Я и другие
Составление рассказа по сюжетным
картинкам
Составление рассказа по картине
Составление предложений из заданных слов
Составление предложений из заданных слов
Устойчивость внимания.
Устойчивость внимания.
Переключение внимания.
Переключение внимания.
Распределение внимания.
Распределение внимания.
Объем внимания
Объем внимания
Зрительная память.
Зрительная память.
Слуховая память
Словесно – логическая память.
Словесно – логическая память.
Продуктивность запоминания.
Полнота и точность представлений.
Развитие наглядно-действенного мышления
Развитие наглядно-действенного мышления
Развитие наглядно-образного мышления
Развитие наглядно-образного мышления
Развитие элементов логического мышления
Развитие элементов логического мышления
«Мои достижения»
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
«Мои достижения»
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Итого:

К-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

34

2 класс
№

1

Тематические блоки,
темы
Входная диагностика

1.
2.

2

Общение

4

Ощущение и восприятие

5

Внимание

6

Память

7

Мышление

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

8

Итоговая диагностика

30.
31.
32.
33.

34.

Примерное содержание занятия и
основные виды деятельности
обучающихся
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Язык жестов и движений (пантомимика).
Язык эмоций и чувств (мимика).
Язык эмоций и чувств (мимика).
Язык эмоций и чувств (мимика).
Мое настроение.
Деловое общение.
Целостность восприятия.
Восприятие времени и пространства.
Устойчивость внимания.
Устойчивость внимания.
Переключение внимания.
Переключение внимания.
Распределение внимания.
Распределение внимания.
Объем внимания
Объем внимания
Полнота и точность представлений.
Полнота и точность представлений.
Зрительная и слуховая память.
Зрительная и слуховая память.
Зрительная и слуховая память.
Продуктивность запоминания.
Продуктивность запоминания.
Логическая память.
Логическая память.
Развитие словесно-логического
мышления
Развитие словесно-логического
мышления
Развитие мыслительных операций
Развитие мыслительных операций
Решение логических задач
«Мои достижения»
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
«Мои достижения»
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Итого:

К-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

34

3 класс
№

1

Тематические блоки,
темы
Входная диагностика

1.
2.

2

Ощущение и восприятие

3

Общение

4

Воля

5

Речь

6

Внимание

7

Память

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

8

Мышление

27.
28.
29.
30.

9

Итоговая диагностика

31.
32.
33.

34.

Примерное содержание занятия и
основные виды деятельности
обучающихся
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Восприятие времени и пространства.
Развитие глазомера
Язык эмоций и чувств (мимика)
Язык жестов и движений (пантомимика)
Общение в коллективе.
Мое настроение.
Нравственность
Мой характер
Мой характер
Составление рассказа по картине
Работа с деформированными
предложениями
Тренировка выразительности чтения
Устойчивость внимания
Устойчивость внимания
Распределения внимания
Распределения внимания
Объем внимания
Объем внимания
Развитие зрительной памяти
Развитие зрительной памяти
Развитие слуховой памяти
Развитие слуховой памяти
Развитие логической и механической
памяти.
Развитие логической и механической
памяти.
Развитие мыслительных операций:
обобщение и классификация
Развитие мыслительных операций:
анализ и синтез
Развитие мыслительных операций:
анализ и синтез
Развитие мыслительных операций:
анализ и синтез
Развитие логического мышления
Решение логических задач
«Мои достижения»
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
«Мои достижения»
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Итого:

К-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

34

4 класс
№

1

Тематические блоки,
темы
Входная диагностика

1.
2.

2

Ощущение и восприятие

3

Общение

4

Речь

5

Внимание

6

Память

7

Кем быть?

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

8

Мышление

31.
32.

9

Итоговая диагностика

33.
34.

Примерное содержание занятия и
основные виды деятельности
обучающихся
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Диагностическое исследование
эмоционально-волевой сферы
Пространственное восприятие.
Чувство времени.
Навыки коммуникативного общения.
Навыки коммуникативного общения.
Навыки коммуникативного общения.
Вербальное и невербальное общение.
Вербальное и невербальное общение.
Составление рассказа по картине
Работа с деформированными
предложениями
Работа с деформированным текстом
Тренировка выразительного чтения
Тренировка выразительного чтения
Концентрация внимания.
Концентрация внимания.
Переключение внимания.
Переключение внимания.
Устойчивость
Устойчивость
Объем
Объем
Развитие зрительной памяти
Развитие зрительной памяти
Развитие слуховой памяти
Развитие слуховой памяти
Мир профессий
Мир профессий
Личностные особенности в выборе
профессий
Личностные особенности в выборе
профессий
Развитие словесно-логического мышления
Развитие мыслительных операций: анализ,
синтез, сравнение, обобщение.
Мои достижения. Диагностика
эмоционально-волевой сферы
Мои достижения. Диагностика
эмоционально-волевой сферы
Итого:

К-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

7. Материально-техническое обеспечение программы
Технические средства
Письменный стол, стул, компьютерный комплекс.
Оборудование кабинета
Мебель для занятий, материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционноразвивающим играм и упражнениям; канцелярские товары: бумага А4, простые и цветные
карандаши, маркеры, ластики.

Список литературы
Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". КЛИО, 1997.
6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в
сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.:
Новая школа, 1994.
8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития",
2006.
11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить,
настроить и сплотить группу". - М.: "ACT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового
взаимодействия". - ПИЕТР, 2009 г.
16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО",
1994.
18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 1997
19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М.
Р. - ПИЕТР, 2002.
20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". Владимир, 1997.
1.
2.
3.
4.
5.

22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности
в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.:
Академия, 1995.
23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М:
КЛАСС. 2001 г.
27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М:
Новая школа, 1993.
Интернет-ресурсы
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в
развитии" http://www.schoolpress.ru jornalissues/razvitie/index.php
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».