Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования,
утвержденной приказом № 208/2-од от
02.09.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Финансовая грамотность. Цифровой мир»
для 10-11 классов
(базовый уровень)
Нормативный срок освоения программы: 2 года
Автор рабочей программы
Белоногова Светлана Юрьевна,
учитель истории и обществознания,
высшая квалификационная категория
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность. Цифровой
мир»
В рамках учебного предмета «Финансовая грамотность» предполагается
обучение учащихся финансовой грамотности с учетом их потребностей в финансовой
социализации, опыта взаимодействия с миром финансов. Значительное внимание в
процессе обучение уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и
интерпретации финансовой информации из различных источников, решению
финансовых задача на грамотный и обоснованный выбор финансовых услуг,
продуктов и способов их оформления и использования, в том числе в цифровом
формате.
Содержание программы ориентировано на дополнение основных общественнонаучных предметов, таких как: обществознание, история, география и нацелено на
формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов на базовом
уровне в пределах познавательных способностей и потребностей молодых людей и
девушек 16—18 лет.
В соответствии с этим в курсе «Финансовая грамотность. Цифровой мир»
актуализируются следующие цели:
Цели обучения:
приобретение опыта решения задач на управление личными финансами
учащимися 10—11 классов на основе практико-ориентированного подхода с
применением современных информационных и цифровых технологий;
формирование финансовой грамотности у учащихся 10—11 классов для
принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:
раскрыть эволюцию денег и их роль денег в современной экономике;
познакомиться с практикой использования различных, в том числе цифровых
денег;
освоить механизм управления личными финансами;
изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в в
современной экономике;
познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной
экономике;
рассмотреть возможности применения современных, в том числе цифровых
технологий в процессе финансового планирования;
определить возможности формирования современной личности как условия
поиска себя в динамично меняющимся мире;
исследовать финансовые возможности для реализации стартапа.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир» отражает
современные тенденции развития образования, имеет тесные межпредметные связи с
курсами обществознания, истории, географии, а также математики.
Учебный курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир»
направлен на
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных способностей учащихся 10-11 классов.
Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию
познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе
«Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым вопросам,
актуальным в современном мире, на основе личного участия обучающегося в
2
определении проблемных финансовых ситуаций, изучении способов решения
выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта действий, проведении опросов
в социуме, подведении итогов исследования и др.
Развитие коммуникативных универсальных учебных умений осуществляется в
ходе организации интерактивного обучения, включающего в себя создание учебных
ситуаций для: отстаивания собственной позиции учащимися, проведения
исследований конкретных финансовых проблем, формулирования выводов,
аргументирования собственной точки зрения учащимися, выполнения персональных
задач, поставленных перед каждым членом команды, участие в дискуссиях, сбор,
структурирование и представление информации в устной и письменной форме,
оформление результатов командного исследования и т. д.
Курс «Финансовая грамотность» базируется на применении знаний и умений,
приобретённых в процессе изучения информатики и ИКТ. Обучающиеся используют
эти знания и умения при решении практических финансовых вопросов, например
получении онлайн-услуг налоговых органов, коммерческих банков, страховых
организаций.
Структура курса включает в себя теоретические положения и практические
задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания, полученные в ходе
изучения конкретной темы курса. Содержание образования обеспечивает подготовку
учащихся к решению не только текущих, но и перспективных финансовых задач.
В современном мире значимо формирование правового самосознания при
использовании финансовых продуктов с учётом возможных угроз, вызванных
глобализацией и цифровизацией экономики.
Курс по финансовой грамотности в 10—11 классах требует деятельностного
подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется финансовая
компетенция.
Место учебного курса «Финансовая грамотность. Цифровой мир» в учебном
плане
По своей структуре Программа является общеобразовательной, предназначена
для реализации на уровне среднего общего образования. Реализация Программы
рассчитана на два года обучения (10—11 классы), содержит вариативную часть и
может быть предназначена для использования во внеурочной деятельности,
предполагает
разные
варианты
формирования
календарно-тематического
планирования.
Учебный курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир» составлен на основе
требований к предметным результатам освоения основной образовательной
программы, представленной в федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, и рассчитан на общую учебную нагрузку в
объемах 70 ч (1 ч в неделю в течение двух лет).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результаты изучения учебного предмета «Финансовая грамотность» на уровне
среднего общего образования должны быть ориентированы на применение знаний,
умений в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
Личностные результаты обучения:
предполагающие формирование самостоятельности при принятии финансовых
решений в сфере управления личными финансами и взаимодействия с финансовыми
организациями, что реализуется посредством:
3
осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия
ответственных решений;
личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их
моделирования в виде игровых ситуаций;
готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для
принятия финансовых решений.
Метапредметные результаты обучения, включающие:
Познавательные:
освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях;
организация сбора, обработки, анализа информации в различных формах;
овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования
выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений,
доказательств при обосновании выбора варианта действий;
формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой
проблемы;
прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их
стоимости, функций, видов;
оценка достоинств и недостатков использования цифровых технологий при
достижении финансовых целей;
контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых целей;
корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния
различных факторов;
оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации;
планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся
в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых
вопросов;
выявление проблем в области управления личными;
выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных
финансовых ситуациях;
участие дискуссиях по финансовым вопросам, аргументация своей точки
зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в
форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
Предметные результаты обучения:
освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство сферы финансов в
глобальном цифровом мире и способов действия человека в нем, в частности:
человеческий капитал, инвестирование, роботизация, искусственный интеллект,
компетенции будущего, Hard skills, Soft skills. Деньги, природа цифровых денег,
инфляция и дефляция, волатильность, банковские карты, мобильный интернет-банк,
электронные деньги и кошельки. Телефонное и интернет-мошенничество.
Потребности, желания, финансовая цель, активы и пассивы, осознанные расходы,
4
источники дохода физического лица, правила составления финансового плана,
финансовая «подушка безопасности». Маховик сбережений. Депозит, простые и
сложные проценты, накопительный счёт, система страхования вкладов,
инвестирование, финансовые активы, облигации, акции, государственные и
корпоративные облигации, Производный финансовый инструмент, опционы,
фьючерсы, квалифицированный инвестор, брокер, индивидуальный инвестиционный
счёт, стратегия инвестирования, принципы финансовых пирамид. Коммерческий
банк, микрофинансовые организации, кредит, кредитные карты, автокредитование,
ипотека, кредитная история, кредитный договор, банкротство физических лиц.
Идентификация, персональные данные, традиционная и биометрическая защита,
единая система идентификации и аутентификации, налоговая система, налог на
имущество, налог на доходы физических лиц, транспортный налог, социальные
услуги и льготы, пенсионная система, страховая и накопительная части пенсии.
Стартап, бизнес-план, бизнес-идея, маркетинговая стратегия, финансовый план.
освоение предметных умений, включающих умения вести финансовые расчёты,
в том числе с использованием цифровых ресурсов и использовать различную
финансовую информацию для принятия решений.
освоение компетенций финансовой грамотности:
оценивать
и
прогнозировать
востребованность
профессиональных
компетенций;
планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.
различить разные типы денег, понимать сущность происходящих процессов
изменения стоимости денег, определять безопасность операций;
формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»;
оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения;
различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать наиболее
выгодный вариант использования услуг по заимствованию денег;
оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные
последствия;
понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный выбор
наиболее подходящих услуг;
понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться
сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР;
отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от
них;
пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
защищать персональную информацию различными способами;
понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и
представлять возможные риски; формулировать идею стартапа, понимать
возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий);
5
принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами, использовать на практике дистанционные средства управления
финансами;
оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и
человеческий капитал;
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в конкретных
жизненных обстоятельствах;
диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ. ЦИФРОВОЙ МИР»
Раздел 1. Личность в мире будущего
Знание и понимание
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий
капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект.
Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Способы деятельности:
оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций
оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и
человеческий капитал
планировать инвестиции в себя и развитие Hard skills и Soft skills.
Раздел 2. Деньги в цифровом мире
Знание и понимание
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и
дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный интернет-банк.
Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг.
Снифферинг.
Способы деятельности:
различить разные типы денег, понимать сущность происходящих процессов
изменения стоимости денег, определять безопасность операций
отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от
них
принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами, использовать на практике дистанционные средства управления
финансами
Раздел 3. Моделирование личных финансов
Знание и понимание
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности.
Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков.
Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана.
Финансовая «подушка безопасности».
Способы деятельности:
формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами
составлять план достижения финансовых целей и создания финансовой
«подушки безопасности»
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования
Знание и понимание
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит).
Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система
страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции.
Государственные и корпоративные облигации. Производный финансовый
инструмент. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер.
Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность.
Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы
финансовых пирамид в цифровом мире.
7
Способы деятельности:
видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг
понимать различия между финансовыми инструментами, оценивать их
возможности применения
оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные
последствия их использования
понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг, делать обоснованный выбор
наиболее подходящих услуг
оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый в конкретных
жизненных обстоятельствах
диагностировать действия организации как финансовой пирамиды
Раздел 5. Инструменты кредитования и заимствования
Знание и понимание
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека.
Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик.
Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство
физических лиц.
Способы деятельности:
оценивать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных
карт, страховых программ и т. д.;
видеть типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
различать банки и микрофинансовые организации (МФО), выбирать наиболее
выгодный вариант использования услуг по заимствованию денег;
оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные
последствия;
Раздел 6. Сотрудничество с государством
Знание и понимание
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина.
Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система
идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая
система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических
лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы.
Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная
части пенсии. Новая пенсионная формула.
Способы деятельности:
понимать принципы работы налоговой и пенсионной систем, пользоваться
сайтами и личными кабинетами ФНС и ПФР
пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги
защищать персональную информацию различными способами
Раздел 7. Создайте свой стартап
Знание и понимание
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея.
Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей.
Принятие решений в ситуации неопределённости.
Способы деятельности:
понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и
представлять возможные риски;
8
формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в
зависимости от конкретных условий)
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс – 36 часов
Раздел, тема
№
1
2-3
4-5
6-7
8-9
1011
1214
1516
1719
2022
2324
2526
2729
3032
3334
3536
№
1-4
5-8
9-11
1213
Введение
Раздел 1. Личность в мире будущего (6 ч)
Скорость жизни в цифровом мире и человеческий капитал или
планируйте жизнь на перспективу
Профессии будущего
Практическая работа
Глава 2. Деньги в цифровом мире (9 ч)
Эволюция денег и их стоимость
Дистанционные способы управления деньгами
Колво
часов
1
2
2
2
2
2
Риски и мошенники в цифровом мире
3
Практическая работа
2
Раздел 3. Моделирование личных финансов (8 ч)
Определите финансовые цели
3
Управление доходами и расходами
3
Практическая работа
2
Раздел 4. Инструменты сбережения и инвестирования (10 ч)
Формирование сбережений (сберегайте надёжно)
2
Грамотное инвестирование (инвестируйте с умом)
3
Риски финансовых пирамид (остерегайтесь финансовых пирамид)
3
Практическая работа
2
Резерв
2
11 класс – 34 часа
Раздел, тема
Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования (11 ч)
5.1. Разумное кредитование
5.2. Условия кредита и займа
Практическая работа
Раздел 6. Сотрудничество с государством (8 ч)
6.1. Грамотное взаимодействие с государством
Колво
часов
4
4
3
2
10
1416
1719
2021
2223
2425
2628
29
30
3134
6.2. Пенсионное обеспечение (сам позаботься о пенсии)
3
Практическая работа
3
Раздел 7. Создание стартапа (9 ч)
7.1. Создание идей для стартапа
2
7.2. Планирование реализации стартапа
2
7.3. Принятие предпринимательских решений
2
Практическая работа
3
Повторение, обобщение курса (2 ч)
Проверяем свой уровень финансовой грамотности
Рефлексия: чему я научился на занятиях по финансовой
грамотности
Резерв
1
1
4
11
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса
Для проведения большинства занятий не требуется специального
оборудования, однако хорошим дополнением будет наличие у обучающихся
персональных компьютеров с выходом в Интернет или проектора с экраном с
выходом в Интернет. Данные возможности позволяют наглядно иллюстрировать
функционирование определённых финансовых инструментов, показывать учащимся
различные сайты финансовых организаций, научить пользоваться различными
финансовыми калькуляторами, агрегаторами финансовой информации.
Интернет-ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов
и Роспотребнадзора, огромная коллекция материалов по финансовой грамотности для
населения России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Детям и
молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы».
2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком
России. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Всё о финансах» и
«Сервисы».
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой
грамотности. Школьникам стоит обратить особое внимание на разделы «Финансовые
услуги» и «Интерактив».
4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю
финансовый договор» от компании ОС3 поможет понять свои риски перед
приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол» от
компании VISA и Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой грамотности.
7. Единая
система
идентификации
и
аутентификации.
URL:
https://esia.gosuslugi.ru.
8. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/.
9. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru.
Дополнительная литература
1. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е.
Блискавка. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.
2. Шефер, Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М. : Попурри, 2016.
3. Гейл, К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и
инвестированию для смышлёных детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М. : Манн, Иванов и
Фербер, 2014.
4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности, разработанный в
рамках Проекта Минфина России для 10—11 классов (2018).
5. Чумаченко, В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В. П.
Горяев. — М. : Просвещение, 2020.
Учебно-методические материалы для учителя
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое
внимание на раздел «Библиотека».
12
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке
информационно-образовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое
внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Представлены видеолекции для учителей по финансовой грамотности, а также банк
методических разработок учителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой
грамотности компании ПАКК. Особенно интересны материалы проектов «Финансы в
кино», «Финансы и литература», «Финансы и математика».
13