МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к адаптированной основной
образовательной программе начального
общего образования,
утвержденной приказом № 207/1-од от
02.09.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2)
для 3 класса
Составитель: Лескина Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
Срок действия рабочей программы:
2024-2025 учебный год
г. Асбест, 2024 год
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………….…...3
1.1.Общие положения………………………………………………….…………..…...….3
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР………..…..…..…..3
2. Основное содержание коррекционного курса ……………………….........................5
3. Планируемые результаты освоения программы………………….……………..…….8
4. Содержание курса ………………………………………………………………………11
5. Тематическое планирование …………….…………………………………………….19
6. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса.............................20
7. Материально-техническое обеспечение коррекционного процесса........................21
8. Список использованной литературы…………………………………………….….22
2
1.Пояснительная записка
1.1 Общие положения
Настоящая программа по коррекции русского языка предназначена для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с задержкой
психического развития (вариант 7.2) начального общего образования (3 класс).
Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую
стратегию обучения, коррекции и развития, а также воспитания учащихся средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего
образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников
умения учиться.
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
В основу данной рабочей программы положено содержание программы начальной
общеобразовательной школы. На уроках математики решаются как общие с
общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи:
изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
ознакомление с элементами буквенной символики, с геометрическими фигурами
и величинами;
формирование практических умений (измерительных, графических);
формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Коррекционная работа. Изучение программного материала должно обеспечить не
только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование
приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков
развитияучащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учитывая психологические особенности и возможности детей с ЗПР,
целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением,
увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для
повторения и самостоятельных работ.
Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на
уроках математики способствует прочному и сознательному усвоению базисных
математических знаний и умений.
В соответствии с данной программой обучающиеся с ОВЗ (7.2) получают
образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с
образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в
пролонгированные сроки обучения.
1.2 Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой
психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций,
вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных
факторов, что приводит к отставанию психической деятельности. Само понятие ЗПР
употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью
центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями.
3
Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С.
Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки
психического развития:
конституциональный,
соматогенный,
психогенный,
церебрально-органического происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном
возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в
переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост
по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений,
недостатки моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием
к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой
целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны,
вследствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных
систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития
эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости,
несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной
активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню
самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в
развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Нагляднодейственное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое.
Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между
предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки
сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений
противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний.
Ограничен запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития
является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают
вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные,
пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в
основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько
расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже
начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа
развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение
внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и
быстрая утомляемость.
4
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность,
ограниченность объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых
слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном
воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью
воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное
повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности
затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения,
немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в
младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой
жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для
удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное
время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной
потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не
умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на
достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение
школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации
неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие
ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей
данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а
также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и
возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен,
агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован,
заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из
таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической
дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
2. Основное содержание коррекционного курса
Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и
для учащихся с ОВЗ.
Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических
задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует
успешности человека в быту.
Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать
учебные предметы в среднем звене школы.
5
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет
разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над
пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания),
сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует
повышению осознанности.
Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на
поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи).
У учащихся совершенствуется способность к знаково-символическому
опосредствованию деятельности (т.к. у них в определенной степени недостаточна
замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем,
иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи,
рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с
предварительным обучением их выполнению, улучшает общую способность к знаковосимволическому опосредствованию деятельности.
В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к
учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий.
Учащиеся, обнаруживающие относительно больший потенциал успешности,
должны выполнять дополнительные индивидуальные задания.
Ученики,
испытывающие
существенные
трудности,
могут
получать
дополнительную помощь в ходе коррекционных занятий.
Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с
формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими
навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр.
При обучении школьник с ОВЗ закрепляет элементарные математические знания и
навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные
текстовые задачи.
Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие
пространственно-временные отношения, а также математическую терминологию.
Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при
необходимости на практические действия с предметами. Это обусловлено
индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ОВЗ,
недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от
педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и
возможного упрощения содержания.
Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика»
должна осуществляться за счет разнообразной предметно-практической деятельности,
использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в
графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном
формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в
громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних
развернутых действий.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение
основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира
(умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
6
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их
применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками
универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных
математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с
другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в
расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён
арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач
того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления,
сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для
рассмотрения взаимообратных задач.
При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи,
устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное
действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании
описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Общие подходы в работе с детьми с ОВЗ:
индивидуальный подход;
предотвращение наступления утомляемости;
активизация познавательной деятельности;
обогащение знаниями об окружающем мире;
особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
проявление педагогического такта.
7
3. Планируемые результаты изучения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного
предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика»
позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по
следующим параметрам: расширение сферы жизненной компетенции за счет
возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать
диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих
общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве
средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в
тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного
запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения рабочей программы по учебному предмету
«Математика» проявляются:
в принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии
социально значимых мотивов учебной деятельности;
в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в
парах);
в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из
житейских ситуаций).
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Математика»
включают осваиваемые учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться). С учетом
индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей учащихся с
ОВЗ метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:
8
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее
достижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать
символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура,
графическое изображение задачи и т.п.);
сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным
основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и
т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее
реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ
с условием и вопросом);
различать способы и результат действия (складывать или вычитать);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета
характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством
учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия
проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата
деятельности;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и
учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы
жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже
перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях
проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради,
удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок
времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
9
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и
порицание, критику со стороны одноклассников.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных и пространственных отношений.
— Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст
на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать
её на принтере).
К концу обучения в третьем классе ученик получит возможность научиться:
выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и
др.);
выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки;
формировать речевые математические умения и навыки, высказывать суждения с
использованием математических терминов и понятий, выделять слова
(словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу
выполнения задания;
выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.;
развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей
преодоления ошибок;
10
сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые
понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений;
формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:
табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах
100, разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения
действий в выражениях со скобками и без них;
пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное
числа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути
передвижения и др.);
сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе,
вместимости;
определения времени по часам (в часах и минутах).
4. Содержание курса
Числа и величины
Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000.
Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в
виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм, центнер,
тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год,
век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и
упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая,
сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия
компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица
умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием,
между умножением и делением). Нахождение неизвестного
компонента
арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения:
переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное
свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения.
Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения
значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и
правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы
письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления
многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число. Способы
проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь
компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на
калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с буквой.
Использование буквенных выражений при формировании обобщений (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0
11
и др.). Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами и
результатами арифметических действий.
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение,
вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше
на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости,
характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёта
стоимости (цена, количество, общая стоимость товара), изготовления товара (расход на
один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение
начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и
целого по его доле.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка,
схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Планирование хода решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже,
слева — справа, за - перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая,
кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.
Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный
(равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для
выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб,
пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр,
сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод
одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной
длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра
прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный
миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный
километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом),
измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: в форме
12
таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение
столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых
выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и
выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок
и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
13
5.
№
п/п
1,2,3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
Раздел, тема
Часы
Виды деятельности
Коррекционная работа
1.Числа от 1 до 100.
Повторение
3ч
Выполнять устно вычисления в случаях,
сводимых к действиям в пределах 100,
используя различные приёмы устных
вычислений.
Сравнивать разные
способы
вычислений, выбирать удобный способ
Применять алгоритмы
письменных
вычислений в пределах 1000 для решения
более сложных задач.
Работать в паре, группе.
Находить и
исправлять неверные
высказывания.
Излагать и отстаивать своё
мнение,
аргументировать свою точку зрения,
оценивать точку
зрения
товарища,
обсуждать высказанное мнение.
Знать свойства
диагоналей
прямоугольника
и
квадрата,
уметь применять при решении задач
Совершенствование
вычислительных навыков, развитие
оперативной памяти:
обучение
решению
математических задач
- развитие навыков анализа;
развитие
навыка
сопоставительного анализа.
Развитие навыка сравнительного
анализа.
Профилактика специфических и
сопутствующих
(графических,
орфографических) ошибок.
Арифметические
действия над
числами
2. Числа, которые
больше 1000.
Нумерация
4
Многозначные
числа. Разряды и
6ч
Считать предметы
тысячами.
десятков,
Развитие зрительного восприятия и
узнавания.
Формирование навыков
самоконтроля:
- выработка умения контролировать
себя при помощи усвоенного
правила.
Развитие
концентрации
и
распределения внимания.
сотнями, Развитие навыков самоконтроля и
самооценки:
14
5
классы
Чтение и запись
многозначных чисел
6
Сравнение чисел
7,8,9
Чтение и запись
многозначных чисел
Читать и строить столбчатые
диаграммы.
Читать и записывать любые числа в
пределах миллиона
Заменять многозначное число суммой
разрядных слагаемых.
Сравнивать числа
по
классам
и
разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10,
100, 1000 раз.
Выделять в числе единицы каждого
разряда. Определять и называть общее
количество единиц любого разряда,
содержащихся в числе.
Устанавливать правило, по которому
составлена числовая последовательность,
продолжать её, восстанавливать
пропущенные элементы.
Различать,
называть понятия:
луч,
числовой луч.
Уметь строить углы с помощью циркуля
и линейки, различать виды углов.
Оценивать правильность
составления
числовой последовательности.
Группировать числа по заданному или
самостоятельно
установленному
признаку, находить несколько вариантов
группировки.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты
работы.
- развитие умения работать по
словесной
и
письменной
инструкции;
формирование
умений
действовать по правилу, работать
по алгоритму;
- выработка умения контролировать
себя при помощи усвоенного
правила
Развитие зрительного восприятия и
узнавания.
Формирование навыков
самоконтроля:
- выработка умения контролировать
себя при помощи усвоенного
правила.
Развитие
концентрации
и
распределения внимания.
Развитие зрительного восприятия и
узнавания.
15
3
Величины
7ч
Переводить одни единицы длины в
другие: мелкие в более крупные, крупные
в более мелкие, используя соотношение
между ними.
Измерять и сравнивать длины,
упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей разных
фигур.
Переводить одни единицы площади в
другие, используя соотношение между
ними.
Определять площади
фигур
произвольной формы с помощью палетки.
Находить доли целого и целое по его
доле.
Приводить примеры
и
описывать ситуации, требующие
перехода от одних единиц к другим.
Переводить одни единицы массы в
другие, используя соотношение между
ними. Исследовать ситуации, требующие
сравнения
объектов
по
массе,
упорядочивать их.
Приводить примеры
и
описывать ситуации,
требующие
перехода от одних единиц к другим
Переводить одни единицы времени в
другие, используя соотношение между
ними.
Исследовать ситуации,
требующие
сравнения
событий
по
продолжительности, упорядочивать их.
Решать задачи на определение начала,
продолжительности и конца событий.
Совершенствование
умения
работать по плану;
овладение
осознанным
планомерным
контролем
в
процессе написания и при проверке
написанного;
развитие
комбинаторных
способностей
Развитие зрительного восприятия и
узнавания.
Формирование навыков
самоконтроля:
- выработка умения контролировать
себя при помощи усвоенного
правила.
Развитие
концентрации
и
распределения внимания.
16
Осуществлять
самоконтроль и
самооценку в процессе самостоятельной
работы.
Исправлять допущенные ошибки
4
Числа, которые
больше 1000.
Сложение и
вычитание
9ч
Выполнять письменно
сложение
и
вычитание многозначных чисел, опираясь
на знание алгоритмов их выполнения;
сложение и вычитание величин.
Осуществлять пошаговый
контроль
правильности
выполнения
арифметических действий: сложения и
вычитания.
Выполнять сложение
и
вычитание
величин.
Моделировать зависимости
между
величинами
в
текстовых
задачах
и решать их.
Выполнять задания
творческого
и
поискового характера, применять знания
и способы действий в изменённых
условиях
Оценивать результаты
усвоения
учебного материала, делать выводы,
планировать действия по устранению
выявленных
недочётов, проявлять
заинтересованность в
расширении
знаний и способов действий.
Анализировать условие
задачи,
правильно выбирать пути её решения.
Осуществлять
самоконтроль и
самооценку в процессе самостоятельной
работы. Анализировать и
исправлять допущенные
ошибки.
Развитие навыков самоконтроля и
самооценки:
- развитие умения работать по
словесной
и
письменной
инструкции;
формирование
умений
действовать по правилу, работать
по алгоритму;
- выработка умения контролировать
себя при помощи усвоенного
правила
Развитие зрительного восприятия и
узнавания.
Формирование навыков
самоконтроля:
- выработка умения контролировать
себя при помощи усвоенного
правила.
Развитие
концентрации
и
распределения внимания.
17
5
Числа, которые
больше 1000.
Умножение и
деление
9ч
Применять теоретические знания для
решения практических задач
Выполнять письменное умножение и
деление
многозначного
числа
на
однозначное.
Применять свойство деления числа на
произведение в устных и письменных
вычислениях.
Выполнять устно и письменно деление на
числа,
оканчивающиеся
нулями,
объяснять письменные приёмы.
Выполнять деление с остатком на 10, 100.
Объяснять каждый шаг в алгоритмах
письменного деления многозначного
числа на двузначное и трёхзначное число.
Выполнять
письменное
деление
многозначных чисел на двузначное и
трёхзначное число, опираясь на знание
алгоритмов письменного выполнения
действия умножения.
Осуществлять пошаговый
контроль
правильности
выполнения
арифметических действий. Проверять
выполненные
действия:
умножение
делением и деление умножением.
Составлять план решения текстовых
задач в прямой и косвенной форме и
решать их арифметическим способом.
Осуществлять пошаговый
контроль
правильности решения уравнений
Оценивать результаты
усвоения
учебного материала, делать выводы,
планировать действия по устранению
выявленных
недочётов, проявлять
Совершенствование
умения
работать по плану;
овладение
осознанным
планомерным
контролем
в
процессе написания и при проверке
написанного;
развитие
комбинаторных
способностей
Совершенствование
речевого
развития
Развитие
концентрации
и
распределения внимания.
Развитие зрительного восприятия и
узнавания.
Формирование навыков
самоконтроля:
- выработка умения контролировать
себя при помощи усвоенного
правила.
Развитие
концентрации
и
распределения внимания.
Развитие навыков самоконтроля и
самооценки:
- развитие умения работать по
словесной
и
письменной
инструкции;
18
заинтересованность в
расширении
знаний и способов действий.
Использовать знание взаимосвязи между
компонентами и результатом деления для
решения уравнений.
Моделировать
взаимозависимости
между величинами: скорость, время,
расстояние. Переводить одни единицы
скорости в другие. Решать задачи с
величинами: скорость, время, расстояние.
Работать в парах. Находить и исправлять
неверные высказывания. Излагать и
отстаивать своё мнение, аргументировать
свою точку зрения, оценивать точку
зрения товарищей.
Выполнять схематические чертежи по
текстовым задачам на одновременное
встречное движение и движение в
противоположных направлениях и решать
такие задачи.
Составлять
план
решения.
Обнаруживать ошибки и исправлять их.
Отбирать,
составлять
и
решать
математические задачи.
Сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками.
Анализировать
и
оценивать результаты работы.
Всего
формирование
умений
действовать по правилу, работать
по алгоритму;
- выработка умения контролировать
себя при помощи усвоенного
правила
Развитие
концентрации
распределения внимания.
и
34 часа
19
6. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса
1 полугодие
№ п/п
Тема урока
1,2,3.
Арифметические
действия над числами.
Сложение и вычитание.
Решение уравнений
Порядок выполнения
математических действий
Решение задач на кратное
сравнение
Площадь прямоугольника
4.
5.
6.
7,8,9
10.
11
12
13
14
15,16
Табличное умножение и
деление
Доли и дроби
Единицы времени
Внетабличное умножение
и деление
Арифметические
действия над числами
Умножение многозначных
чисел на однозначные.
Умножение чисел.
Решение задач
Количество
часов
3
Дата
1
1
06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
1
11.10
3
1
18.10
25.10
07.11
14.11
1
1
1
21.11
28.11
05.12
1
12.12
2
19.12
26.12
Примечание
2 полугодие
№ п/п
1,2
3,4,5,6
7
8
9
Тема урока
Табличное умножение и
деление
Арифметические
действия над числами
Деление числа на
произведение
Умножение и деление
круглых многозначных
чисел на круглые числа
Деление с остатком
Количеств
о часов
2
4
Дата
Примечание
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
20.02
1
27.02
1
06.03
1
13.03
20
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Деление многозначных
чисел на однозначные
числа
Нумерация многозначных
чисел. Образование и
названия трёхзначных
чисел.
Письменная нумерация
многозначных чисел в
пределах 1.000
Сложение и вычитание
многозначных чисел.
Приёмы устных
вычислений
Алгоритм сложения
трёхзначных чисел.
Алгоритм вычитания
трёхзначных чисел.
Умножение и деление.
Приёмы устных
вычислений
Алгоритм письменного
умножения трёхзначного
числа на однозначное
Алгоритм деления
трёхзначного числа на
однозначное
1
1
20.03
03.04
1
10.04
1
17.04
1
24.04
1
08.05
1
15.05
1
22.05
1
24.05
7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Печатные пособия
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной
посадке;
– таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса;
– наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– мультимедийный проектор;
– экспозиционный экран размером 150х150 см
21
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы по математике.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка,
ластик;
– материалы: бумага (писчая)
Модели и дидактические материалы
модели раздаточные по математике для 1-4 классов: Числовой ряд
демонстрационная линейка
демонстрационный чертежный треугольник.
набор тематических опорных таблиц
циркуль демонстрационный
таблица разрядов и классов
карточки с заданиями по математике для 3 класса;
база данных КИМов и творческих заданий;
онлайн тренажеры http://bi2o2t.ru/training;
компакт-диск «Большая энциклопедия» (начальная школа. Уроки КиМ);
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и прочего;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
8. Список использованной литературы
Список учебно-методической литературы:
Математика. 3 класс в 2 ч. учебник для общеобразовательных учреждений с
приложением на электронном носителе/ Моро М. И., Волкова С.И., Степанова С.В. – 3 –
е изд. - М.: Просвещение, 2020, (Школа России). Рекомендовано Министерством
образования и науки РФ.
С.И.Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2016.
Ракитина М. Г. Математика: 3 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айриспресс, 2014
В.Н.Рудницкая. Тесты. М., «Экзамен», 2013 (127с.)
Узорова О.В. 3000 примеров по математике 3 класс
О.В.Узорова., Е. А. Нефедова «контрольные и проверочные работы по математике» 3
класс, «Астель», Москва, 2010
22
О.В.Узорова., Е. А. Нефедова «Дидактические карточки по математике» 3 класс,
«Астель», Москва, 2012
Е.О.А.Мокрушина
А «Поурочные разработки по математике» Издательство
«ВАКО», Москва, 2010г.
Дмитриева О.И.Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.
Моро и др.: 3 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 400 с. (В помощь школьному учителю).
Цыкина Н. А. Математика. 3 класс: поурочные планы по учебнику М. И. Моро, М. А.
Бантовой, Г. В. Бельтюковой и др. - Волгоград: Учитель, 2009, 300 с.
Тренажер по математике к учебнику М.И. Моро. Математика, 3 класс;
Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. Математика, 3 класс;
ЭОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a7-a000-4ddd-44442e0046b1dc68/_;
ЭОР http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/621a8c8e-ac7b-49d0-b655a1f6ab28abd4/.
образовательный портал УЧИ.РУ https://uchi.ru/teachers/g/143714/stats/main;
23