РП КЗ русский 3 класс 7.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к адаптированной основной
образовательной программе начального
общего образования,
утвержденной приказом № 207/1-од от
02.09.2024г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2)
3 класс

Составитель: Лескина Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
Срок действия рабочей программы:
2024-2025 учебный год

г. Асбест, 2024 г.

1

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………..…...3
1.1.Общие положения………………………………………………….…………..…….3
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР………..………..6
2. Основное содержание коррекционного курса ……………………….....................8
3. Планируемые результаты освоения программы………………….………………….14
4.Тематическое планирование …………….…………………………………………….19
5. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса..........................24
6. Материально-техническое обеспечение коррекционного процесса.....................25
7. Список использованной литературы……………………………………………….27

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Общие положения программы
Настоящая программа по коррекции русского языка предназначена для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с задержкой психического развития
(вариант 7.2) начального общего образования (3 класс).
Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию
обучения, коррекции и развития, а также воспитания учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Курс русского языка – важнейший курс школьной программы, одновременно является
учебным предметом и языком обучения другим предметам.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, в
соответствии с АООП для обучающихся с ЗПР, в соответствии с примерной программой
по учебному предмету русский язык, авторской программой Л.Я. Желтовской, Т.М.
Андриановой, В.И. Илюхиной, учебно-методических рекомендаций «Программы для
общеобразовательных учреждений».
Коррекционно-развивающее обучение // под редакцией С.Г. Шевченко» и
ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без
перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения, включая детей с задержкой
психического развитии.
При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться
задачами, поставленными перед общеобразовательной школой:
 обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных
требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного,
правильного, выразительного чтения;
 расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы;
 привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и
эстетические представления;
 способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих,
коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
В начальном обучении русскому языку предусматриваются:
• максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию
звукового анализа и синтеза;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления
непосредственных впечатлений об окружающем мире;
• развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.
е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и
выразительно; воспитание интереса к родному языку;
• формирование навыков учебной работы;
• развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой
русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Программа по русскому языку включает разделы: «Фонетика и графика»,
«Морфология» (части речи, состав слова), «Синтаксис и пунктуация».
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется
накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими
языковыми обобщениями.
Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими
общими требованиями:
• преподносить новый материал предельно развернуто;
отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со
3

схемами, таблицами, разрезной азбукой и т. д.
• систематически повторять пройденный материал для закрепления, изученного и
полноценного усвоения нового;
• уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим
миром;
• предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью
предупреждения ошибок;
• уделять должное внимание формированию культуры общения;
• находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник
должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).
Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям:
учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его
работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении,
поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по
другим школьным предметам c учетом особенностей детей с ОВЗ.
 Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы;
ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
 Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная
отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и
речевой активностью.
 Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа.
Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая
структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об
окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
 Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал
(неречевой), чем вербальный.
 Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи,
связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение
ее лексико-грамматической стороны.
 У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно
обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое
мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми
необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ,
синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
 Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления
хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап
системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается
в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой
единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с
первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Цель коррекционного курса:
 развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в
соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
 освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка,
овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
4

 овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять
несложные монологические высказывания;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение
познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
 формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Задачи коррекционного курса:
 овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение,
слушание);
 усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и
синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка,
суффикс, окончание);
 формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков,
речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в
устной и письменной форме;
 обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
 эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника
Программа строит обучение детей с ОВЗ на основе принципа коррекционноразвивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал
учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие
восприятие учебного материала.
Данная программа реализуется через следующие методы и формы:
 обучение на интересе, на успехе, на доверии;
 адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия
учебного материала;
 одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического
мышления в процессе восприятия материала;
 использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
 формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
 диалогические методики;
 комментированные упражнения;
 оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Принципы реализации программы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет
каждому
обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционновоспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм,
методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем
протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития
ребенка и успешность его интеграции в общество.
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли
обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно5

практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
Принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности.
Организация коррекционной работы
Коррекционная работа с обучающимися проводится в рамках внеурочной деятельности
в форме специально организованных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития
и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для овладения ими
содержанием адаптированной образовательной программы.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции недостатков в
психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
– разработку оптимальных для развития обучающихся коррекционных программ
(методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными
потребностями,
– организацию и проведение индивидуальных (подгрупповых) занятий, необходимых
для преодоления трудностей в обучении, коррекции пробелов в знаниях.
Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы
коррекционной работы Лицея, направлена на обеспечение успешности
освоения
обучающимися адаптированной образовательной программы.
Программа учитывает
современные требования к результатам освоения
адаптированной образовательной программы, направлена на достижение личностных и
предметных результатов, формирует базовые учебные действий.
Посредством
программы
осуществляется
индивидуально-ориентированная
педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и
индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК).
Коррекционная
направленность программы реализуется через предметнопрактическую деятельность детей и систему специальных упражнений, направленных на
коррекцию познавательной деятельности обучающихся.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического
развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций,
вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных
факторов, что приводит к отставанию психической деятельности.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте.
Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к
сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
6

Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по
сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки
моторики, особенно мелкой.
2.Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и
истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к
усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой
целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту.
Инфантильны, вследствие первичного нарушения темпа созревания поздно
формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к
замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной
незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении
познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню
самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в
развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словеснологическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений
между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки
сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного
характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен
запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития
является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают
вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные,
пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном
внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены,
многословны.
5.Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже
начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа
развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания.
Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая
утомляемость.
7. Восприятие
имеет низкий
уровень:
недостаточность,
фрагментарность,
ограниченность объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью
произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов,
легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении,
забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием
запоминания – механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены.
Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно
повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном
возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой
жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для
удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время.
Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной
потребности.
7

Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,
импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не
умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на
достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных
заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха,
формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои
поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей
данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также
низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в
поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и
возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен,
раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен,
пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких
взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации,
ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
2.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными
линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография
и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены
сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Коррекция русского языка для детей с ОВЗ строится по таким линиям содержания как:
1. коммуникативная
2. лингвистическая
3. деятельностная
4. коррекционно- развивающая.
Коммуникативная линия содержания обучения предусматривает коррекцию и
развитие устной и письменной речи учащихся, их умения пользоваться языком как
средством общения и познания. С этой целью развиваются и корректируются устные
(слушание-понимание, говорение, диалогическая и монологическая речь) и письменные
виды речевой деятельности (чтение и письмо).
Деятельностная линия предполагает формирование у учащихся с ОВЗ
самостоятельной учебной деятельности, осуществление речевой деятельности в ее основных
видах - слушании, понимании, говорении, чтении, письме.
Лингвистическая линия целенаправлена на усвоение учащимися знаний о языке,
коррекцию языковых умений: орфоэпических, лексических, грамматических, правописных.
Коррекционно-развивающая линия предполагает коррекцию вторичных отклонений
в сенсомоторной и эмоциональной сфере; речевых недостатков, коррекцию психических
процессов, коррекцию речи, грамотное оформление своих мыслей, обогащение словаря,
коррекцию диалогической и монологической речи. Коррекция устной и письменной речи
рассматривается как основополагающий принцип, который пронизывает все виды речевой
деятельности учащихся. Источниками коррекции речи детей с ОВЗ являются общение со
сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, наблюдение окружающей
действительности, чтение художественной литературы, игровая деятельность.
Коррекция речи учащихся с ОВЗ включает:
1. усовершенствование звукопроизношения и культуры речи
2. обогащение, уточнение и активизацию словарного запаса
8

3. формирование грамматического строя речи
4. заучивание наизусть с голоса учителя небольших стихотворений, скороговорок,
загадок, поговорок, детских песен;
5. развитие диалогической и монологической речи
6. коррекцию произношения и соблюдение правильного ударения, интонации
7. выразительности речи.
Технологии реализации программы
Работа по коррекции связной речи
Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствование
грамматического строя речи детей с ОВЗ предусматривает включение в их речь слов названий предметов, их действий, признаков, составление простых и сложных предложений,
различных конструкций.
В основе коррекции навыков речевой деятельности лежит умение слушать и понимать
устную речь. Для этого полезно на уроках создавать такие ситуации, которые побуждали бы
учащихся выражать свои мысли, говорить. Учащиеся знакомятся с многозначностью слов,
словами противоположного значения, родовыми и видовыми понятиями, называют
характерные признаки хорошо известных им предметов, используют художественные
средства текстов в самостоятельной речи.
Работа по коррекции связной речи способствует развитию у детей с ОВЗ
 умений логически, грамматически правильно выражать свои мысли, составлять
предложения и целые высказывания о своих наблюдениях, отвечать на вопросы и задавать
их учителю, одноклассникам, используя при этом соответствующую интонацию голоса,
паузы, мимику, жесты.
 Декламировать стихи, пересказывать прочитанные тексты, составлять диалоги,
устные описания предметов, людей, что способствует развитию и коррекции описательноразговорной речи. У учащихся с ОВЗ на всех этапах обучения формируются элементарные
знания об устной и письменной, диалогической и монологической речи.
Основное внимание должно уделяться коррекции умений осуществлять все виды
речевой деятельности: слушание-понимание (аудирование), говорение, чтение, письмо.
Непрерывно увеличивается лексический запас, усложняется грамматический строй речи,
расширяется тематика высказываний. Школьника необходимо учить следить за развитием
мысли, находить в текстах слова, наиболее важные для понимания высказывания, осознавать
значение тона, тембра, силы голоса. Коррекция умений внимательно слушать, понимать
прослушанное, выполнять после одного прослушивания определенные задания. Слушание,
распознавание в речевом потоке звуков, слогов, словосочетаний, предложений, текстов
должно служить не только формированию знаний о языке, языковых умений, но и для
развития и коррекции внимания, умения понять задание, сосредоточиться на его
выполнении.
В работе по аудированию используются фронтальные виды работы: коррекция
описания в прослушанном тексте, коррекция словесного рисования, коррекция выбора
правильных ответов на вопросы и др. Коррекция навыков речевой деятельности
предполагает построение учащимися диалогов и монологических высказываний,
самостоятельных высказываний на основе прочитанного.
Вместе с коррекцией у детей с ОВЗ основных видов речевой деятельности (чтение,
письмо, говорение) курс русского языка предусматривает решение общедидактических и
коррекционных задач, среди которых наиболее важными являются:
- коррекция образного и словесно-логического мышления;
- повышение и коррекция познавательной активности учащихся;
- коррекция и уточнение представлений об окружающем мире;
- эстетическое, морально-этическое, экологическое и трудовое воспитание.
9

Работа по коррекции навыков речевой деятельности
Особое внимание в курсе коррекции русского языка уделяется коррекции у детей
коммуникативных умений, умений планировать свою речь, использовать соответствующие
языковые средства, исправлять и корректировать допущенные ошибки, корректировать
собственные высказывания. Значительное место в коррекции навыков речевой деятельности
детей с ОВЗ занимает построение учащимися диалогических и монологических
высказываний (с помощью учителя и без) устно и письменно.
Важно, чтобы в организации коррекции речевой деятельности создавались такие
ситуации, которые побуждали бы детей к высказываниям. С этой целью используются
сюжетно-ролевые игры, в которых четко определяются место и последовательность действия
(в классе, магазине, парке, автобусе), собеседник (товарищ, младший брат, гости), цель
высказывания (о чем-то рассказать, сообщить, обсудить, извиниться, оправдаться и др.).
Работа по коррекции графических навыков
Составной частью коррекции русского языка является коррекция и развитие у
учащихся графических навыков. С этой целью вводятся минутки каллиграфии, чистописания
на каждом занятии, развиваются: глазомер, координация движений мелких мышц кисти
руки, усовершенствуются графические умения, отрабатывается написание больших и малых
букв, их соединения, безотрывное письмо.
Основой коррекции орфографической грамотности является умение соотносить
фонетический и графический образы слова, обозначать звуки слова соответствующими
буквами без пропусков, замены, перестановок, вставок лишних букв.
Работа по коррекции правописания включает усвоение правил употребления
пунктуационных знаков.
Общаемся устно и письменно (вспоминаем, повторяем)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Звукопись, образность и ритмичность в поэтическо й речи. Подвижность важное свойство русского ударения Углубление представления о речи как способе общения
посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о
чём? —- как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра
высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества
речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность,
чистота, живость, эмоциональная выразительность и др.
Произносительные нормы и правила письма (применение знаний о русском
ударении при проверке безударных гласных. Типы орфограмм и правила их
проверки )
Синтаксис и пунктуация (Различение предложения, словосоче тания, слова
(осознания их сходства и различия в назначе нии, в строении
Знаки препинания, используемые при однородных чле нах, соединённых
перечислительной интонацией, союзами. Наблюдения над интонацией и знаками
препинания в предложениях с обращениями).
Анализируем и строим предложения
Предложение. Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания,
силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения),
смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных
средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию
10

предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные
действия (находится,
считается,
располагается), побуждение,
просьбу,
повеление
(«повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь).Работа с орфографическим словарём.
Развитие орфографической зоркости.
Развёртываем, распространяем мысли
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при
однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов
предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в
форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена
существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над
общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак
предмета (определение), объект
действия (дополнение), место,
время
действия
(обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Строение текстов разных типов. ( Тема и основная мысль текста).
Содержание, языковые особенности и структура текста. Создание собственного
высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами). Передача содержания, учитывая
речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания определение типа текста
(повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанра, композиционных
особенностей (начало, основная часть, концовка) данного типа текста.
Части речи, их формы и правописание( обобщаем, изучаем)
Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени
прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении).
Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением
употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного.
Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён
существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов,
картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха,
умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем
времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался
сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения.
Различение смысловых (синтаксических) вопросов.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях
(подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных:
принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение
(добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее
представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях
(второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени
прилагательного.
Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа
личных местоимений. Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении
(подлежащее, второстепенный член).
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия
(находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные
11

формы»: расскажи, возьмите, отрежь)..
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён
существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль
глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор
глаголов.
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи.
Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов
и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др.
отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи
частиц ли, разве, бы.
Используем средства языка в речи (систематизация изученного)
Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой,
упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных,
словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной
выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с
существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при
управлении им глаголом.
Резервные уроки
Расширение
грамматического
строя
речи.
Распространение
предложений
второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой
задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка
предложений и абзацев.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о
речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду
говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой
ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность,
логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость,
эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и
национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой
речи.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма.
Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя
микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной
мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена,
а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места,
пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы:
что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и
их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами
описания, описание с элементами рассуждения.
12

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты,
инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответыобобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения
стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет*: извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к
ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и
жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять
значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений,
повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и
несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами,
интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами),
достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 80 слов, про
себя — до 100—120 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё
отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью
вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку,
пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа
расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в
письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам,
частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не
выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные
высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью
высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный
вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями
(начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание
высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством
заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых
суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими
нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при
восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и
правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в
минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно
синхронной фиксации мыслей на бумаге;
13

— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе
леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма
родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных
книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных
историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою
точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства
общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера:
извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по
улучшению речи.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Результатами специально организованного обучения ученика с ЗПР являются:
 способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
 способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
 способность к наблюдательности, умение замечать новое;
 овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах
предметно-практической деятельности;
 умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять
и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
 осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
 оценивать процесс и результат деятельности.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка
как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная
речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы
внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая
учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
способность к моральной децентрации.
У обучающихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
14

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация
моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от
доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе
являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания,
письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать
вопросы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми
типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном
учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,
планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в
цифровой.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием
моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие
приёмы решения задач.
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
15

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники
приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия
деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Обучающийся научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять
орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного);
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать
такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое
предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и
16

написанное.
Обучающийся на ступени начального общего образования:
 научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного
уровня культуры;
 сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков
препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов,
овладеет умением проверять написанное;
 получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного
языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой,
словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса
научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы,
как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что
послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и
познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми
единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному
языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной
деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на
следующей ступени образования.
Обучающиеся научатся:
Фонетика и графика
 различать звуки и буквы;
 характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;
согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
 знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска информации.
Орфоэпия
 соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике
материала);
 находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю,
родителям и др.
Состав слова (морфемика)
 различать изменяемые и неизменяемые слова;
 различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
 находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Лексика
 выявлять слова, значение которых требует уточнения;
 определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Морфология
 определять грамматические признаки имён существительных — род, число,;
 определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число,;
 определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
17

времени).
Синтаксис
 различать предложение, словосочетание, слово;
 устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
 классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
 определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
 находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
 выделять предложения с однородными членами.
Орфография и пунктуация
 применять правила правописания (в объёме содержания курса);
 определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
 безошибочно списывать текст объёмом 70—80 слов;
 писать под диктовку тексты объёмом 65—70 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
 проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Развитие речи
 оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного
возраста;
 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
 выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
 самостоятельно озаглавливать текст;
 составлять план текста;
 сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения

18

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое
планирование
Речевое общение.
Речь устная и
письменная (1 ч)

Цель речевого
общения (1 ч)

Речевая культура.
Обращение (1 ч)

Текст как речевое

Характеристика деятельности
Коррекционная работа
учащихся
Повторяем – узнаем новое (5 ч)
Использовать родной язык в Совершенствование
соответствии с целями речевого орфографических
навыков,
общения, подбирая соответствующие развитие оперативной памяти:
слова и выражения. Определять обучение
решению
условия
и
способы
общения, орфографических задач
конкретную цель
и результат - развитие навыков морфемного
коммуникации.
Проявлять
к анализа;
собеседникам
необходимое развитие
навыка
уважение,
стремление
к сопоставительного анализа.
взаимопониманию и к получению Развитие навыка сравнительного
общего,
итогового
результата. анализа.
Анализировать
речь
партнера, Профилактика специфических и
поддерживать беседу репликами. сопутствующих
Осмысливать сказанное, выделяя (графических, орфографических)
главное, владеть элементарным ошибок.
речевым этикетом. Договариваться
с партнером по общению.
Определять цели, тему, способы и
результаты общения. Находить в
процессе общения соответствующие
языковые средства для выражения
собственного мнения или убеждения
партнера.
Распознавать
виды
текстов: повествование, описание,
рассуждение. Писать сочинения и
изложения
повествовательного
характера
с
использованием
элементов описания и рассуждения.
Озаглавливать текст с опорой на
его тему или основную мысль.
Составлять план текста, делить
текст на части. Владеть позитивным
настроем при общении. Объяснять
значение слова и речевых средствдля
разрешения конфликтной ситуацией.
Контролировать и корректировать Развитие навыков самоконтроля
свое высказывание в зависимости от и самооценки:
ситуации
общения
и
степени - развитие умения работать по
подготовленности партнера к беседе. словесной
и
письменной
Выбирать языковые средства, в том инструкции;
числе и обращение, в соответствии с формирование
умений
ситуацией
общения.
Находить действовать по правилу, работать
обращения в тексте. Использовать по алгоритму;
знаки препинания для выделения выработка
умения
обращения. Составлять диалоги при контролировать себя при помощи
работе в паре, используя обращение усвоенного правила.
и слова речевого этикета.
Определять
тип
текста.
19

Формулировать тему и главную
мысль текста. Составлять план
текста.
Излагать
текст
по
составленному плану. Объяснять
различие художественных текстов,
научных и деловых. Доказывать
принадлежность
текста
к
художественной,
научной
или
деловой речи.
Составлять собственные тексты
разных типов. Составлять тексты
делового
характера
и
художественные тексты. Грамотно
оформлять собственные речевые
произведения.
Язык как средство общения (12 ч)
Средства общения (1 Объяснять смысл и значение
родного языка в жизни человека,
ч)
рассказывать об основных этапах Совершенствование
умения
развития письменности, сравнивать работать по плану;
язык
и
другие
средства овладение
осознанным
человеческого общения. Объяснять планомерным
контролем
в
значение учения в школе, позитивно процессе написания и при
оценивать роль знаний и учения для проверке написанного;
самостоятельной жизни. Находить в развитие
комбинаторных
учебнике
и
других
книгах способностей.
необходимую
информацию.
Систематизировать
знания
об
основных
языковых
единицах,
давать
определения
основным
языковым единицам. Находить в
слове орфограмму и определять
алгоритм ее проверки.
Определять тип предложения по
Предложение (2 ч)
цели высказывания и по интонации,
объяснять особенности и назначение
каждого
типа
предложений.
Использовать предложения всех
типов в собственных речевых
произведениях.
Выделять главные и второстепенные Совершенствование
речевого
Главные и
члены
предложения. развития:
второстепенные
предложение -обогащение и систематизация
члены предложения Распространять
второстепенными членами.
словаря:
(2 ч)
Находить
однородные
члены - расширение словаря синонимов
Предложения с
предложения.
Составлять и антонимов;
однородными
предложения
с
однородными - обогащение словаря признаков.
членами (2 ч)
концентрации
и
членами,
соединенными
и Развитие
несоединенными союзами. Ставить распределения внимания.
знаки препинания при однородных
членах предложения.
Простые и сложные Сравнивать простые и сложные Совершенствование речевого
предложения на основе их значения
развития:
предложения (2 ч)
произведение (2 ч)

20

Словосочетания
(1 ч)

Слово и его значение
(2 ч)

Состав слова.
Однокоренные слова
(1ч)

Целостное
представление о
частях речи.
Их роль в
предложении (2 ч)

и количества грамматических основ.
Ставить знаки препинания в
элементарных
сложных
предложениях. Объяснять роль
союзов в сложном предложении.
Составлять элементарные сложные
предложения.
Выделять
словосочетания
из
предложения на основе вопросов.
Находить
связь
слов
в
словосочетании, выделять главное и
зависимое
слова.
Составлять
словосочетания
разных
типов.
Распространять
предложения
словосочетаниями.
Составлять
тексты- рассуждения, объяснять
различия между предложением и
словосочетанием.
Сравнивать слова по значению и
форме.
Объяснять
специфику
замещающей функции слова как
языкового знака, имеющего не
только план выражения, но и план
содержания, с помощью моделей
слова.
Пользоваться
лингвистическими словарями разных
типов, объяснять их устройство и
назначение. Находить в тексте и
использовать в собственных речевых
произведениях синонимы, антонимы,
омонимы, многозначные слова.
Состав слова (2 ч)
Разбирать
слова
по
составу,
выделять
корень,
приставку,
суффикс, окончание. Определять
значение, которое привносит в слово
каждая
морфема.
Находить
значимые части слова, опираясь на
их
единообразное
написание.
Объяснять написание слова с точки
зрения орфографии. Списывать
текст аккуратно и без ошибок, писать
под диктовку тексты с изученными
орфограммами.
Слово как часть речи (2 ч)
Различать слова разных частей речи
на основе общности их значения,
грамматических признаков и роли в
предложении.
Сравнивать
лексическое
и
грамматическое
значение слова, понимая более
отвлеченный, обобщающий характер
значения
грамматического.

- расширение словаря синонимов
и антонимов;
- обогащение словаря признаков.

Развитие зрительного восприятия
и узнавания.
Формирование навыков
самоконтроля:
- выработка умения
контролировать себя при помощи
усвоенного правила.
Развитие концентрации и
распределения внимания.

Формирование словеснологического мышления:
- развитие способности
обобщать;
- развитие способности
группировать предметы по
определённым признакам.

Формирование словеснологического мышления:
- развитие логических операций;
- умение логически выстраивать
высказывание.
Развитие комбинаторных
способностей.
Профилактика специфических и
21

Составлять
текст-рассуждение,
доказывать принадлежность слова к
определенной части речи.
Имя существительное (4 ч)
Находить имена существительные в
Имя
тексте, определять их особенности:
существительное
собственное или нарицательное,
одушевленное или неодушевленное,
род, число.
. Использовать в речи несклоняемые
имена
существительные,
верно
определяя их род и согласовывая с
другими словами без нарушения
норм
культуры
речи.
Анализировать
имя
существительное как часть речи,
указывая начальную форму, род,
число.
Имя прилагательное (1 ч)
Имя прилагательное Выделять в предложении сочетание
имени существительного с именем
прилагательным, ставить вопрос от
существительного к
прилагательному.
Образовывать
имена
прилагательные от слов других
частей речи с помощью суффиксов.
Анализировать имя прилагательное
как
часть
речи,
определять
начальную форму, число, род (в
единственном числе). Сохранять в
памяти
поставленную
задачу,
использовать приемы запоминания.
Контролировать и корректировать
свои действия, оценивать их.
Местоимение (1 ч)
Местоимение (1 ч) Сравнивать местоимения с именами
существительными по функции и по
грамматическим
признакам.
Применять
правило
написания
местоимений
с
предлогами.
Использовать
местоимения
в
собственных текстах.

сопутствующих
(графических, орфографических)
ошибок.
Формирование словеснологического мышления:
- развитие логических операций;
- умение логически выстраивать
высказывание.
Умение работать по словесной и
письменной инструкции,
алгоритму.

Формирование навыков
самоконтроля:
- выработка умения
контролировать себя при помощи
усвоенного правила.
Развитие оперативной памяти.
Профилактика специфических и
сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок.

Совершенствование
орфографических навыков,
развитие оперативной памяти:
- упражнения для развития
памяти;
- предупредительные
орфографические упражнения.

22

Глагол (2 ч)

Разбор
глагола как
части речи (2
ч)

Имя
числительное
(1 ч)
Наречие (1 ч)

Служебные

Глагол (4 ч)
Развитие фонематического восприятия:
в - различение изолированных звуков;
на - различение слогов.
их Развитие навыка сравнительного анализа.

Находить
глаголы
предложении
основе
значения,
грамматических
признаков и роли
в
предложении.
Определять
время и число
глагола, его род в
форме
прошедшего
времени.
Образовывать
формы
настоящего,
прошедшего
и
будущего времени
глагола.
Разбирать глагол
как части речи.
Определять
начальную
(неопределенную)
форму, число и
род в прошедшем
времени.

Развитие слухового внимания и слуховой памяти:
- формирование высоты, силы и тембра голоса.
Развитие фонематического слуха:
- закрепление навыка полноценного письма и чтения.

Имя числительное (1 ч)
Развитие фонематического слуха:
Объяснять
различие
имен - различение звуков на слух в словах.
числительных
Развитие концентрации и распределения внимания.
разных разрядов.
Наречие (1 ч)
Развитие фонематического слуха:
Находить
наречия, ставить к - различение звуков на слух в словах.
ним вопросы и Развитие концентрации и распределения внимания.
определять
значение,
грамматические
особенности
(неизменяемость).
Распространять
предложения
наречиями.
Служебные части речи (1 ч)
Совершенствование орфографических навыков, развитие
Объяснять
23

части речи (1
ч)

Итого

различие
предлогов, частиц
и
союзов
(элементарные
примеры), писать
их с разными
частями речи.
34 часа

оперативной памяти:
- упражнения для развития памяти;
- предупредительные орфографические упражнения.
Развитие навыка морфемного анализа и синтеза.

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО
КУРСА
1 полугодие
№

Тема

Количество
часов

Дата

1

Как отличить простое предложение от сложного

1

03.09

2

Предложения с однородными членами
в
художественном тексте. Однородные члены без
союзов и с союзом и
Запятая в предложениях с однородными членами,
соединёнными союзами и, а, но
Развитие
умения
ставить
запятую
в
предложениях с однородными членами
Отличие простого предложения от сложного.
Запятая в сложном предложении с бессоюзной
связью
Слово и его
значение. Синонимы. Антонимы.
Омонимы.
Развитие умений писать слова с орфограммой,
графически обозначать выбор написания

1

10.09

1

17.09

1

24.09

1

01.10

2

8,9

Состав слова

2

08.10
15.10
22.10
05.11

10

Имя существительное как часть речи.
Роль имён существительных в предложении, в
речи.
Наблюдение
за
словоизменением
имён
существительных.

1

12.11

2

13

Развитие умений писать слова с орфограммой,
графически обозначать выбор написания

1

19.11
26.11
03.12

14

Правописание безударных гласных в именах
существительных.
Проверка
правописания
безударных гласных в зависимости от места
нахождения её в слове.

1

10.12

15,16

Развитие умений писать слова с орфограммой,
графически обозначать выбор написания

2

17.12
24.12

3

4

5
6,7

11,12

Примечание

24

2 полугодие
№
п/п
1

Тема
Морфологический
существительного.

разбор

имени

Развитие
умений писать слова
с
новой
орфограммой, графически обозначать
выбор
написания
Правила правописания безударных гласных в
имёнах существительных
Развитие умения писать безударные гласные в
имёнах
существительных, действовать по
алгоритму
Повествование и описание – два типа речи. Роль
имён
прилагательных
в
речи.
Роль
прилагательных-антонимов в речи
Морфологический разбор имени прилагательного

2

3
4

5

6
7, 8

9

10
11,12
13,14

15
16,17

Словосочетания сущ. + прил. Главное и
зависимое слово в словосочетании.
Развитие умения писать слова
с изученной
орфограммой, графически объяснять выбор
написания
Значение и грамматические признаки глагола.
Роль глаголов в предложении, в речи.
Правописание глаголов с частицей не
Морфологический разбор глагола. Составление
устного рассказа о глаголе
Сбор и представление информации о частях речи.
Грамматические признаки изученных частей речи.
Развитие умения применять правило, действовать
по алгоритму. Правописание слов в соответствии с
орфографическими правилами
Работа с текстом. Составление текста-повествования на
заданную тему.
Упражнение в написании слов с изученными
орфограммами.
Классификация
слов
по
выделенным признакам
Работа с текстом. Установление последовательности
предложений. Нахождение в тексте слов с
изученными орфограммами.

Количество
часов

Дата

1

14.01

1

21.01

1

28.01

1

04.02

1

11.02

1

18.02

2

25.02
04.03

1

11.03

1

18.03

2

01.04
08.04

2

15.04
22.04

1

29.04

2

06.05
13.05

1

Примечание

20.05

18
Итого

34 ч

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной
посадке;
– таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса;
– наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой;
25

– словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный
словарь, словообразовательный словарь;
– репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в
программе и методических пособиях по русскому языку.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
– классная доска с креплениями для таблиц;
– магнитная доска;
– персональный компьютер с принтером;
– CD/DVD–проигрыватель;
– мультимедийный проектор;
– экспозиционный экран размером 150х150 см
Экранно-звуковые пособия
– аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
– видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку;
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике
программы по русскому языку.
Учебно-практическое оборудование
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка,
ластик;
– материалы: бумага (писчая)
Модели
– модели звукового состава слова;
– лента букв
Оборудование класса
– ученические столы двухместные с комплектом стульев;
– стол учительский с тумбой;
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного
оборудования и прочего;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Перечень учебно-методического обеспечения программы
Список литературы
Методические
При подготовке Рекомендуемый и учебные
пособия
программы
для учащихся
(таблицы,
схемы и др.)
1. Федеральный
1. Учебник
1. Дмитриева
компонент
Канакина В.П., О. И.
государственного Горецкий В.Г.
Тематическое
стандарта общего Русский язык
планирование
образования.
3класс - Ч. 1, 2. уроков по
Начальное общее –М.:
новому

Информационное обеспечение
(интернет -источники, ЭОР,
образовательные диски и др.)
1. Библиотека материалов для
начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
2. Каталог образовательных ресурсов
сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/
26

образование./
Министерство
образования РФ.М., 2020.- 41
с.ВАКО, 2020

«Просвещение»
2020

базисному
учебному
плану: 3 класс.
2. Канакина В.П. М.: ВАКО,
Русский язык
2020, 208 с.
Рабочая тетрадь (Учебный год)
2. Концепция и
3 класс – Ч.1, 2.
2. Лутошкина
программы для
–М.
О. А.
начальных
«Просвещение» Календарноклассов.
2020
тематическое
Комплект
планирование
учебников
уроков для
«Школа России»
комплекта
в двух частях.
«Школа
М.:
России»: 1-4
Просвещение,
классы. М.:
2020, 1 часть, 158
ВАКО, 2020,
с.
144 с.
(Мастерская
учителя)
3. Канакина
В.П.Русский
язык
Методическое
пособие 3 класс
– М.
«Просвещение»
2020

3. Методические рекомендации по
технологии создания электронных
ресурсов к урокам
http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
4.В помощь современному
учителю http://k-yroky.ru/load/67
5. Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

7. Список использованной литературы
Список учебно-методической литературы:
 Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2022
 Алексеева Л. Л., Анащенкова С. В., Биболетова М. З. Планируемые результаты

начального общего образования /Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.:
Просвещение, 2020.
 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. — М.; Л.: Изд-во АПНРСФСР, 1949. — Т. 5. — С.

349—353.
 Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык: 3 кл. Учебник для общеобразовательных

учреждений. В 2 ч. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2020. — (Школа России).
 Канакина В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 3 кл. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2020. — (Школа
России).

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».