Программа КЗ по русскому языку ТНР 5.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к адаптированной основной
образовательной программе начального общего
образования,
утвержденной приказом № 207/1-од от
02.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (вариант 5.2)
2 класс

Составитель: Акохова Ж.В.,
учитель начальных классов
Срок действия РП: 2024-2025г..

г. Асбест, 2024 г.

1

Содержание
1.
Пояснительная записка …………………………………………………………...3
1.1.Общие положения ……………..……..……………………………………………….3
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями
речи…………………………………….…………………………………………………..6
2. Основное содержание коррекционного курса ..........................................................10
3. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы ........15
4. Тематическое планирование .................………………………………………………18
5. Календарно-тематическое планирование коррекционного курса ..………..…….21
6. Материально-техническое обеспечение коррекционного процесса ......................22
7. Учебно-методическое обеспечение ………………….................................................23

2

1. Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Настоящая рабочая программа по коррекции русского языка предназначена
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжелыми
нарушениями речи (вариант 5.2) начального общего образования. Программа
детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию
обучения, коррекции и развития, а также воспитания учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Курс русского языка – важнейший курс школьной программы, одновременно
является учебным предметом и языком обучения другим предметам.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования с
ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 (далее – ФГОС
НОО для детей с ОВЗ), Адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
(вариант 5.2), в соответствии с авторской программой по русскому языку
В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, М.В.Бойкиной
УМК «Школа России».
Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей
системе образования обучающихся с ТНР. Это обусловлено характером и структурой
речевого дефекта у обучающихся с ТНР, с одной стороны, и исключительной ролью
речи в психическом развитии ребенка, с другой стороны. Кроме того, от успешного
усвоения родного языка во многом зависит и успеваемость обучающихся по всем
другим предметам.
У обучающихся с ТНР отмечается несформированность как импрессивной, так
и экспрессивной речи, нарушения как устной, так и письменной речи. У обучающихся
с ТНР оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой
деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический,
сенсомоторный. Однако ведущим в структуре речевого дефекта этих обучающихся
является недоразвитие языкового уровня речевой деятельности, которое проявляется в
нарушении усвоения языковых единиц и правил их сочетания, комбинирования, в
нарушении использования закономерностей языка в процессе речевого общения.
Нарушение речевого развития у обучающихся с ТНР проявляются как на
уровне практического использования языка, так и на уровне осознания правил языка.
Особенно страдает осознание языковых правил, то есть формирование языковых
обобщений: фонематических, лексических, морфологических, синтаксических.
В связи с этим в процессе обучения русскому языку обучающихся с ТНР
проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений
речи, развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи,
формированию диалогической и монологической речи. Преподавание русского языка
осуществляется с использованием различных методов, но имеет главной целью
корригировать недостатки речевого развития, создать предпосылки для овладения
школьными знаниями, умениями и навыками.
Специально разработанная система занятий по русскому языку
предусматривает овладение обучающимися различными способами и средствами
речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное
использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности,
закрепление речевых навыков в спонтанной речи.
3

В связи с этим в процессе коррекционно-развивающих занятий по русскому
языку ставятся следующие цели:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного
языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис.
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Коррекционно-развивающие задачи:
а) повысить уровень речевого и общего психического развития обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи;
б) осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических,
орфографических) ошибок;
в) закрепить практические навыки правильного использования языковых
средств в речевой деятельности;
г) формировать
"чувство" языка, умение отличать правильные языковые
формы
от неправильных;
д) выработать навыки правильного, аккуратного, разборчивого, грамотного
письма;
е) развить умение точно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
ж) овладеть способностью
пользоваться
устной
и письменной
речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач;
з) расширить и обогатить опыт коммуникации обучающихся в ближнем и
дальнем окружении;
и) обеспечить условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и
коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Каждый раздел программы должен включать перечень тем, расположенных в
определенной логической последовательности, охватывать круг основных
грамматических понятий, умений, орфографических и пунктуационных правил и
навыков. Система подачи материала должна обеспечивать условия осознания
языковых закономерностей и формирования языковой системы.
Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом
программы коррекционной работы Лицея, направлена на обеспечение успешности
освоения обучающимися адаптированной образовательной программы.
Программа учитывает современные требования к результатам освоения
адаптированной образовательной программы, направлена на достижение личностных
и предметных результатов, формирует базовые учебные действий.
Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная
педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития
и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ТПМПК).
Коррекционная направленность программы реализуется через предметнопрактическую деятельность детей и систему специальных упражнений, направленных
на коррекцию познавательной деятельности обучающихся.
4

Основные направления коррекционно-развивающей работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей
развития и здоровья обучающихся с целью создания благоприятных условий для
овладения ими содержанием адаптированной образовательной программы.
2. Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся, коррекции
недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- разработку оптимальных для развития обучающихся коррекционных программ
(методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми
образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных (подгрупповых) занятий, необходимых
для преодоления трудностей в обучении, коррекции пробелов в знаниях.
Принципы реализации программы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет каждому
обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания,
форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на
всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного
участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс
развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей
роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития».
Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной
деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
Принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности.
Организация коррекционной работы
Коррекционная работа с обучающимися проводится в рамках внеурочной
деятельности в форме специально организованных индивидуальных коррекционноразвивающих занятий.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с ТНР
Для обучающихся с ТНР типичными являются значительные внутригрупповые
различия по уровню речевого развития.
Обучающиеся с ТНР – представляют собой разнородную группу не только по
степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения,
уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих
нарушений.
5

Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все
компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной
степени (например, только в звуковой стороне речи, в недостатках произношения
отдельных звуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом.
Однако у значительной части обучающихся отмечаются особенности речевого
поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться
в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и
значительные трудности речевой коммуникации.
Социальное развитие большинства обучающихся с нарушениями речи
полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого
поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения
проблемных ситуаций.
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих
обучающихся с ТНР отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о
системном нарушении формирования речевой функциональной системы.
Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой,
развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при
относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается
недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения,
резко снижается. Развивающаяся речь этих обучающихся аграмматична, изобилует
большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна
окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно
влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной,
аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость
внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно
сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная
память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции,
элементы и последовательность заданий, в части обучающихся с ТНР низкая
активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной
деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического
развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом
полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями,
доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического
мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением.
Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной
сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в
выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений,
трудностью
реализации
сложных
двигательных
программ,
требующих
пространственно - временной организации движений (общих, мелких (кистей и
пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и
психическим развитием. Психическое развитие этих обучающихся протекает, как
правило, более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к
речевой недостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозит
формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя
нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере
6

формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное
развитие приближается к нормативному.
Общее недоразвитие речи обучающихся с ТНР выражается в различной степени
и определяется состоянием языковых средств и коммуникативных процессов.
Наиболее типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи
наблюдаются при алалии, афазии, дизартрии, реже – при ринолалии и заикании.
Обучающиеся с ТНР, находящиеся на II уровне речевого развития (по Р.Е.
Левиной), характеризуются использованием, хотя и постоянного, но искаженного и
ограниченного
запаса
обще
употребительных
слов,
не
способны
дифференцированно обозначать названия предметов, действий, отдельных признаков.
Обучающихся отличают значительные трудности усвоении обобщающих слов, в
установлении антонимических и синонимических отношений.
На этом уровне возможно использование местоимений, простых предлогов в
элементарных значениях, иногда союзов.
В речи встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются попытки
нахождения нужной грамматической формы слова, но эти попытки чаще всего
оказываются неуспешными.
Обучающиеся с ТНР, имеющие II уровень речевого развития, не используют
морфологические
элементы
для
передачи
грамматических
отношений.
Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы – в
инфинитиве или в форме третьего лица единственного и множественного числа
настоящего времени. Употребление существительных в косвенных падежах носит
случайный характер. Также аграмматичными являются изменение имен
существительных по числам и употребление форм прошедшего времени глаголов.
Средний род глаголов прошедшего времени не употребляется. Предлоги
употребляются редко, часто опускаются. Доступная фраза представлена лепетными
элементами, которые последовательно воспроизводят обозначаемую обучающимися
ситуацию с привлечением поясняющих жестов, и вне конкретной ситуации
непонятна. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью,
диффузностью произношения звуков вследствие неустойчивой артикуляции и низких
возможностей их слухового распознавания. Между воспроизведением звуков
изолированно и их употреблением в речи имеются резкие расхождения. Задача
выделения отдельных звуков в мотивационном и познавательном отношении
непонятна обучающимся и невыполнима.
Отличительной чертой речевого развития обучающихся с ТНР этого уровня
является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой
структуры слова (особенно многосложных слов со стечением согласных). Нарушения
звуко - слоговой структуры слова проявляются как на уровне слова, так и слога.
Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития (по Р.Е.
Левиной), характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой
фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание
и употребление многих обиходных слов, замены слов по различным признакам (как
по смысловому, так и по звуковому признакам; смешения по признакам внешнего
сходства, по функциональному назначению, видо - родовые смешения).
Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм: ошибки
в употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм
глаголов, ошибки согласовании и управлении. Отличительной особенностью
обучающихся является недостаточная сформированность словообразовательной
7

деятельности: часто словообразование заменяется словоизменением, отмечаются
трудности подбора однокоренных слов, возникают нарушения в выборе производящей
основы, пропуски и замены словообразующих аффиксов, стремление к
механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Типичными являются
трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Произношение
обучающихся
характеризуется
недифференцированным
произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза),
нечеткостью дифференциации их на слух. Наблюдаются множественные ошибки при
передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических
значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова,
вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение
пользоваться способами словообразования.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные
предложения, почти не употребляются сложные синтаксические конструкции. Во
фразовой речи обнаруживаются аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь
слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинноследственные отношения.
Недостаточная сформированность связной речи проявляется в нарушениях
смыслового программирования и языкового оформления развернутых высказываний,
что выражается в пропусках существенных смысловых элементов сюжетной
линии, фрагментарности изложения, невозможности четкого построения целостной
композиции текста, в бедности и
однообразии используемых языковых средств. У большинства обучающихся
отмечаются недостатки звукопроизношения и нарушения воспроизведения звуко слоговой структуры слов (в основном незнакомых и сложных по звуко-слоговой
структуре), что проявляется: в наличии персевераций и неверных антиципаций; в
добавлении лишних звуков; в сокращении, перестановке, добавлении слогов или
слогообразующей гласной.
Это создает значительные трудности в овладении звуковым анализом и
синтезом. Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят к возникновению
нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение
осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и
нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого
этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего
патологический механизм.
Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких,
специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и
слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться
разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с ними входят в
структуру нервно-психических и речевых расстройств (при алалии, афазии,
дизартрии, ринолалии и т.д.).
Контингент обучающихся по варианту 5.2 представлен и обучающимися с
тяжелой степенью выраженности заикания (при нормальном развитии речи), грубо
нарушающем коммуникативную функцию речи. Характерным проявлением заикания
является нарушение темпо - ритмической организации речи вследствие судорожного
состояния мышц речевого аппарата. Внешние проявления речевого дефекта
характеризуются наличием различных по форме локализации судорог речевого
аппарата, нарушением просодической стороны речи, нарушением речевой и общей
моторики, наличием непроизвольных сопутствующих движений (тела, мимической
8

мускулатуры). Обучающиеся начинают затрудняться в построении высказывания, не
всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, хотя имеют
достаточный
по возрасту запас знаний и
представлений
об
окружающем.
Самостоятельные высказывания начинают сопровождаться повтором слов, слогов,
звуков, паузами при поиске слов. В самостоятельных развернутых высказываниях
часто встречаются незаконченные предложения, неточные ответы на вопросы.
У заикающихся обучающихся отмечаются специфические особенности общего
и речевого поведения: повышенная импульсивность высказывания и, в связи с этим
искажение точности содержания речи собеседника; слабость волевого напряжения;
замедление или опережающее включение в деятельность; неустойчивость внимания;
несобранность; сниженная способность регуляции и саморегуляции деятельности.
При осознании и переживании своего речевого нарушения у обучающихся
могут возникать: логофобии; защитные приемы (уловки) моторного и речевого плана;
различная степень фиксированности на заикании (от умеренной до выраженной).
Дифференциация обучающихся на группы по уровню речевого развития
принципиально недостаточна для выбора оптимального образовательного маршрута и
определения содержания коррекционно-развивающей области - требуется учет
механизма речевого нарушения, определяющего структуру речевого дефекта при
разных формах речевой патологии.
Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР с
различным уровнем речевого развития определяют необходимость многообразия
специальной поддержки в получении образования.
Специфика содержания и методов обучения обучающихся с ТНР является
особенно существенной в младших классах (на ступени начального общего
образования), где формируются предпосылки для овладения программой дальнейшего
школьного обучения, в значительной мере обеспечивается коррекция речевого и
психофизического развития.
2. Основное содержание коррекционного курса
Освоение содержания начального курса русского языка осуществляется на
основе анализа изучаемых языковых процессов с учетом содержания программы по
грамматике.
Процесс
усвоения
отдельных грамматических тем осуществляется в
следующей последовательности:
1. Выделение языковых единиц (например, слов, морфем) в речи окружающих,
уточнение семантики, различение грамматических, лексических значений в
импрессивной речи.
2. Установление связи грамматического или лексического значения со звуковым
образом морфемы (например, значение орудийности с флексиями -ом, -ой).
3. Закрепление практических навыков использования грамматической формы в
экспрессивной речи (на основе аналогии, практического обобщения).
4. Углубленное осознание грамматических закономерностей, их формулирование
с использованием лингвистической терминологии, закрепление формулировок
грамматических правил.
5. Закрепление грамматических закономерностей в письменной речи, осознание
орфограмм.
При изучении различных тем грамматики за основу должна быть принята
семантика языка, дифференциация различных лексических и особенно
9

грамматических значений.
Начальный курс русского языка для обучающихся с ТНР включает следующие
разделы: "Фонетика и орфоэпия", "Графика", "Лексика (состав слова, морфология)",
"Синтаксис", "Орфография и пунктуация" "Развитие речи", что соответствует
программе по русскому языку образовательной организации и обеспечивает
возможность перехода обучающихся с ТНР в образовательную организацию.
Учитывая особенности обучающихся с ТНР, отдельно выделяется раздел
"Чистописание". На совершенствование каллиграфически правильного письма
рекомендуется отводить во 2-ом классе - 10 минут на каждом занятии русского языка.
Распределение количества часов по разделам и темам во 2 классе
осуществляется педагогическим работником самостоятельно с учетом коррекционноразвивающих задач, уровня речевого развития и подготовленности обучающихся с
ТНР к усвоению ФАОП НОО.
Для обеспечения системности в обучении разделы программы по грамматике и
правописанию (по содержанию, последовательности изучения тем) тесно связаны с
программами по развитию речи, обучению грамоте, литературному чтению.
Большое внимание при обучении русскому языку обучающихся с ТНР должно
быть уделено повторению. Повторение изученного материала предупреждает его
забывание, позволяет восстановить забытое, является базой для изучения нового
материала, содействует углублению и расширению знаний, умений, навыков, делая их
осознанными, прочными и более системными.
При
планировании
коррекционно-развивающих занятий
необходимо
предусматривать рациональное чередование устных и письменных видов работ,
соблюдение гигиенических требований к длительности непрерывного письма во 2
классе - до 8 минут.
Коррекционно-развивающие занятия по
русскому
языку должны
способствовать закреплению речевых навыков как в устной, так и в письменной речи.
Одним из важных дидактических условий успешного овладения языком
является тесная связь обучения грамматике и правописанию с развитием речи,
мышления и других психических процессов.
Во время изучения грамматико-орфографических тем следует уделять большое
внимание лексико-семантическим, лексико-стилистическим упражнениям.
Активному усвоению учебного материала, созданию интереса и
положительного эмоционального фона на занятии способствует использование
наглядных и технических средств обучения, дидактических игр (ребусов, шарад,
кроссвордов, "превращений" слов).
В целях предупреждения утомляемости обучающихся следует чередовать
устные и письменные упражнения, своевременно проводить физкультминутки,
речевые зарядки, включать в занятие разнообразные виды деятельности.
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства
России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и],
твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие
согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости
10

согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑
безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑
глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в
середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в
начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса,
абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.
Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах
корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?»,
«что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?»
и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения
от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения
11

(логическое ударение).
Виды
предложений
по
цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и
фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос
слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после
шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
-разделительный мягкий знак;
-сочетания чт, щн, нч;
-проверяемые безударные гласные в корне слова;
-парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
-непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
-прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей,
клички животных, географические названия;
-раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор
(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое
овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и
орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при
проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли.
Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным
текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с
соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой
12

на вопросы.
3.

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей
программы

Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
-становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России.
духовно-нравственного воспитания:
-осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей
народа;
-признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств.
эстетического воспитания:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов.
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования.
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка).
экологического воспитания:
-бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами.
ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД.
Базовые логические действия:
-сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные
(родственные) слова и слова с омонимичными корнями;
-сравнивать значение однокоренных (родственных) слов;
-сравнивать буквенную оболочку однокоренных (родственных) слов;
-по заданному алгоритму или с внешними опорами устанавливать основания
для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;
13

-характеризовать звуки по заданным параметрам;
-определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов,
предложений; находить закономерности на основе наблюдения за языковыми
единицами;
-ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить
понятие с его краткой характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
-по предложенному плану проводить наблюдение за
языковыми
единицами (слово, предложение, текст);
-формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются
или не являются однокоренными (родственными).
Работа с информацией:
-выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для
получения информации;
-устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
-анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; "читать" информацию, представленную в схеме,
таблице;
-с помощью педагогического работника на уроках русского языка создавать
схемы, таблицы для представления информации;
-согласно заданному алгоритму находить
в
предложенном
источнике информацию, представленную в явном виде.
Коммуникативные УУД.
Общение:
-воспринимать и по заданному алгоритму формулировать суждения о языковых
единицах;
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога;
-признавать возможность существования разных точек зрения в процессе
анализа результатов наблюдения за языковыми единицами;
-корректно и аргументированно на доступном уровне высказывать своё мнение
о результатах наблюдения за языковыми единицами с учетом специфики проявления
речевого нарушения;
-строить устное диалогическое выказывание;
-устно на основе плана формулировать простые выводы на основе
прочитанного или услышанного текста.
Регулятивные УУД.
Самоорганизация:
-с помощью педагогического работника планировать действия по решению
орфографической задачи;
-по заданному алгоритму выстраивать последовательность выбранных
действий.
Самоконтроль:
-устанавливать с помощью педагогического работника причины успехами
неудач при выполнении заданий по русскому языку;
-корректировать под руководством педагогического работника свои учебные
действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при
списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность:
14

-строить действия по достижению цели совместной деятельности при
выполнении парных и групповых заданий на уроках русского языка: распределять
роли, договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания
участникам совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно
решать конфликты (в том числе с небольшой помощью педагогического работника);
-совместно обсуждать процесс и результат работы; ответственно выполнять
свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
Предметные результаты:
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- осознавать язык как основное средство общения;
- характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный
(непарный) по звонкости (глухости);
- определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со
стечением согласных);
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с
учётом функций букв е, ё, ю, я;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
- находить однокоренные слова;
- выделять в слове корень (простые случаи);
- выделять в слове окончание;
- выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и
уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и
антонимов (без называния терминов);
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн,
нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие
согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях
людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объёмом не более 50 слов;
- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты
объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
- формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1-2 предложения);
- составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
15

- определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
- писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы;
- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия в процессе решения учебных задач.

4.

Тематическое планирование

В соответствие с учебным планом АООП ООО обучающихся с ТНР (вариант
5.2)
на изучение коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия по
русскому языку для обучающихся с ТНР» отводится 1 час в неделю по 40 минут (34
часа в учебном году)
Тематическое
планирование
Общие
сведения о
языке (1 ч)

Фонетика и
графика (3 ч)

Характеристика деятельности
учащихся
Использовать
родной
язык
в
соответствии с целями речевого
общения, подбирая соответствующие
слова и выражения.
Ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях), в словаре. находить
ответы
на
вопросы
в
тексте,
иллюстрациях.
Характеризовать согласные звуки.
Определять количество слогов в
слове.
Обозначать на письме мягкость
согласных звуков буквой мягкий знак в
середине слова.

Коррекционная работа
Развитие
мелкой
моторики рук, мышления,
внимания.

Развитие
фонематического слуха,
зрительной памяти, речи.

Лексика (2 ч)

Выявлять в тексте случаи
употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять
значение по учебным словарям.
Находить синонимы и антонимы в
предложениях.
Объяснять своими словами значение
изученных понятий.

Развитие
логического
мышления,
зрительной
памяти.
Совершенствование
речевого развития:
- расширение словаря
синонимов и антонимов;
-обогащение
словаря
признаков.

Состав слова
(3 ч)

Находить однокоренные слова.
Формирование словесноВыделять корень (лёгкие случаи) и логического мышления:
окончание.
- развитие способности
обобщать;
- развитие способности
группировать предметы
16

Морфология
(6 ч)

Распозвать слова, отвечающие на
вопросы «кто?», «что?».
Распознавать слова, отвечающие на
вопросы «что делать?, «что сделать?».
Распознавать слова, отвечающие на
вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?».

Синтаксис
(2 ч)

Определять тип предложения по
интонации.
Находить подлежащее и сказуемое.
Составлять предложения из слов,
устанавливая между ними смысловую
связь по вопросам.
Правильно списывать (без пропусков
и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более
50 слов.

по
определённым
признакам.
Развитие
навыков
морфемного анализа.
Развитие
устойчивого
внимания,
мелкой
моторики рук, речи.
Формирование словеснологического мышления:
- развитие логических
операций;
- умение логически
выстраивать
высказывание.
Умение
работать
по
словесной и письменной
инструкции, алгоритму.
Развитие
устойчивого
внимания,
мелкой
моторики рук, речи.
Развитие комбинаторных
способностей.
Формирование словеснологического мышления:
- развитие логических
операций;
- умение логически
выстраивать
высказывание.
Развитие
устойчивого
внимания,
мелкой
моторики рук, речи.

Орфография и Находить место орфограммы в слове и
между словами на изученные правила.
пунктуация
Применять изученные правила, в том
(15 ч)
числе: сочетания чк, чн, чт;щн,нч;
проверяемые безударные гласные в
корне слова; парные звонкие и глухие
согласные в корне слова; парные
звонкие и глухие согласные в корне
слова; непроверяемые гласные и
согласные
(перечень
слов
в
орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах, отчествах,
фамилиях людей, кличках животных,
географических названиях; раздельное
написание предлогов с именами
существительных,
разделительный

Развитие
фонематического слуха:
различение
слов,
близких по звуковому
составу;
- определение позиции
звука;
- выделение звука на фоне
слова;
- различение звуков на
слух в словах.
Формирование навыков
самоконтроля:
- выработка умения
контролировать себя при
помощи усвоенного
17

мягкий знак.
Находить и исправлять ошибки на
изученные правила, описки.
Пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника.
Писать под диктовку (без пропусков и
искажений букв) слова, предложения,
тексты объёмом не более 45 слов с
учётом
изученных
правил
правописания.

правила.
Профилактика
специфических и
сопутствующих
(графических,
орфографических)
ошибок.
Совершенствование
орфографических
навыков, развитие
оперативной памяти:
- упражнения для
развития памяти;
- предупредительные
орфографические
упражнения;
- овладение осознанным
планомерным контролем
в процессе написания и
при
проверке
написанного;
развитие
комбинаторных
способностей.
Умение
работать
по
словесной и письменной
инструкции, алгоритму.
Совершенствование
умения
работать
по
плану.
Развитие
устойчивого
внимания,
мелкой
моторики рук, речи.
подробное
изложение Формирование словесноРазвитие речи Писать
повествовательного текста объёмом 30- логического мышления:
(2 ч)
45 слов с опорой на вопросы.
- развитие логических
операций;
- умение логически
выстраивать
высказывание.
Умение
работать
по
словесной и письменной
инструкции, алгоритму.
Совершенствование
орфографических
навыков, развитие
оперативной памяти:
- упражнения для
развития памяти;
18

предупредительные
орфографические
упражнения.

5. Календарно--тематическое планирование коррекционного курса
1 полугодие.
№

Тема

1

Язык как явление национальной культуры.
Многообразие языкового пространства
России и мира. Наша речь и наш язык.
Диалогическая форма речи.
Тема текста. Основная мысль текста.
Заглавие текста.
Последовательность частей текста
(абзацев). Абзац. Красная строка.
Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев.
Предложение как единица языка. Виды
предложений по цели высказывания.
Связь слов в предложении. Главные члены
предложения.
Многозначные слова. Прямое и переносное
значение слова.
Синонимы, антонимы.
Корень как часть слова.
Окончание как изменяемая часть слова.

2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6

Кол –во
часов
1

Дата

Приме
чание

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Суффикс и приставка как часть слова.

1

Подробное изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы.
Деление слов на слоги. Перенос слов.

1

Правописание слов с безударным гласным
звуком в корне.
Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне
слова.
Непроверяемые гласные в корне слова.
Словарный диктант.

1

1

1

1

19

2 полугодие.
№

Тема

1

Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки. Согласный звук
[й'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие
согласные звуки и буквы для их
обозначения.
Сочетания чк, чн, чт, щн, нч.
Гласные после шипящих в сочетаниях жи,
ши (в положении под ударением).
Гласные после шипящих в сочетаниях ча,
ща, чу, щу.
Правописание слов с парным по звонкостиглухости согласным в корне слова.
Объяснительный диктант: учимся писать
буквы согласных в корне слова.
Использование на письме разделительных ъ
и ь.
Правописание слов с разделительным
мягким знаком.
Глагол как часть речи.
Прописная буква в именах собственных.

2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
1
8

Кол –во
часов
1

Дата

Приме
чание

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Имя существительное: изменение по
числам.
Глагол: вопросы как часть речи.

1

Единственное и множественное число
глаголов.
Имя прилагательное как часть речи.

1

Связь имени прилагательного с именем
существительным.
Подробное изложение повествовательного
текста объёмом 30—45 слов с опорой на
вопросы.
Раздельное написание предлогов с именами
существительными.
Орфография: отработка орфограмм,
вызывающих трудности.

1

1

1

1

1
1

6. Материально-техническое обеспечение коррекционного процесса
Технические средства обучения

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, постеров, картинок
1.

20


Проектор

Электронная доска

Ноутбук

Принтер
2. Оборудование кабинета

Ученические столы

Комплект ученических стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения методических материалов, дидактических пособий
7.Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия

Канакина В.П. Русский язык. 2 класс : рабочая тетрадь : пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. - М : Просвещение, 2023.

Канакина, В. П. Русский язык : метод, пособие к комплекту «Русский
язык. 2 класс» / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2023.

Канакина, В. П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных
работ. 1-4 классы /В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. - М.: Просвещение, 2023.

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 2 класс/ Сост.
В.А.Синякова. М.: ВАКО, 2022.

Т.В.Игнатьева Дидактический материал по русскому языку. М.:
«ЭКЗАМЕН»,2020.
Информационно-коммуникативные средства
 Электронное приложение к учебнику «Русский язык. 2 класс» В. П.
Канакиной, В. Г. Горецкого (М.: Образование-Медиа, 2020).
Наглядные пособия
 Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в
программе по русскому языку.
 Наборы предметных (сюжетных) картинок.
 Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический.
Информационные ресурсы







Инфоурок https://infourok.ru/
Мультиурок https://multiurok.ru/id26261694/
Учи.ру https://uchi.ru/?ysclid=lkio3kozh0387472924
Образовательный портал https://obrazovanie-gid.ru
Урок РФ https://урок.рф/library/
Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».