Программа КЗ по математике ТНР 5.2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к адаптированной основной
образовательной программе начального
общего образования,
утвержденной приказом № 207/1-од от
02.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (вариант 5.2)
для 2 класса

Составитель: Акохова Ж.В.,
учитель начальных классов
Срок действия РП: 2024-2025г.

г.Асбест, 2024 г.

1

Содержание
1.Пояснительная записка ……………………………………………………………..…….3
1.1.Общие положения…………………………………………………………………….....4
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми нарушениями
речи……………………………………………………………………………………….…..7
2. Основное содержание коррекционного курса…………………………………………..12
3. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей
программы………………………………………………………………………..……….....15
4. Тематическое планирование …………………………………………….………….…...17
5. Календарно – тематическое планирование коррекционного курса…………………...20
6. Материально-техническое обеспечение коррекционного процесса .........................22
7. Учебно-методическое обеспечение.................................................................................23

2

1.

Пояснительная записка

1.1. Общие положения
Обучение математике является важнейшей составляющей начального
общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у
младших школьников умения учиться.
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по
математике составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования с ограниченными возможностями здоровья (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 №1598 (далее – ФГОС НОО для детей с ОВЗ), Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.2), в
соответствии с авторской программой по математике М.И.Моро, С.И.
Волкова, С.В. Степанова УМК «Школа России».
Математическая деятельность обучающихся с ТНР способствует
развитию наглядно - действенного, наглядно - образного, вербально логического мышления. Она дает возможность сформировать и закрепить
абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию
процессов символизации, навыка понимания информации, представленной
разными способами (текст задачи, формулировка правила, таблицы,
алгоритм действий и т.п.), формированию математической лексики,
пониманию и употреблению сложных логико - грамматических
конструкций, связной устной и письменной речи (порождение связанного
учебного высказывания с использованием математических терминов и
понятий), обеспечивает профилактику дискалькулии.
Уроки математики развивают наблюдательность, воображение,
творческую активность, обучают приемам самостоятельной работы,
способствуют формированию навыков самоконтроля.
В связи с этим в процессе коррекционно-развивающих занятий по
математике ставятся следующие цели:
1) Математическое развитие младших школьников.
2) Формирование системы начальных математических знаний.
3) Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Коррекционно-развивающие задачи заключаются в том, чтобы:
1) сформировать психологические механизмы, обеспечивающие
успешность овладения математической деятельностью и применения
математического опыта в практической жизни;
2) обеспечить усвоение письменной (нумерации) и буквенной
символики чисел;
3) сформировать стойкие вычислительные навыки;
4) сформировать умение анализировать условие задачи, определять
связи между ее отдельными компонентами;
3

5) сформировать умение находить правильное решение задачи;
6) сформировать
представления
об
элементах
геометрии
(познакомить обучающихся с простейшими геометрическими понятиями и
формами).
Программа
коррекционно-развивающих
занятий
является
компонентом программы коррекционной работы Лицея, направлена на
обеспечение успешности
освоения обучающимися адаптированной
образовательной программы.
Программа учитывает современные требования к результатам
освоения адаптированной образовательной программы, направлена на
достижение личностных и предметных результатов, формирует базовые
учебные действий.
Посредством
программы
осуществляется
индивидуальноориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями ТПМПК).
Коррекционная
направленность программы реализуется через
предметно-практическую деятельность детей и систему специальных
упражнений, направленных на коррекцию познавательной деятельности
обучающихся.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
Основными направлениями коррекционной работы являются:
1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление
особенностей развития и здоровья обучающихся с целью создания
благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной
образовательной программы.
2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию обучающихся,
коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими
содержания образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
разработку
оптимальных
для
развития
обучающихся
коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в
соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение индивидуальных (подгрупповых)
занятий, необходимых для преодоления трудностей в обучении, коррекции
пробелов в знаниях.
Принципы реализации программы
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет
каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных
образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов
коррекционно - воспитательной работы: цели и задач, направлений
осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации,
взаимодействия участников.
4

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной
работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их
личности.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как
важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное
влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в
общество.
Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о
ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его
ближайшего развития».
Принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения обучающимися всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
Принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности.
Организация коррекционной работы
Коррекционная работа с обучающимися проводится в рамках
внеурочной деятельности в форме специально организованных
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
Психолого-педагогические особенности развития детей с
ТНР
Для обучающихся с ТНР типичными являются значительные
внутригрупповые различия по уровню речевого развития.
Обучающиеся с ТНР – представляют собой разнородную группу не
только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его
возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию
сопутствующих нарушений.
Одни расстройства речи могут быть резко выраженными,
охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются
ограниченно и в минимальной степени (например, только в звуковой
стороне речи, в недостатках произношения отдельных звуков). Они, как
правило, не влияют на речевую деятельность в целом. Однако у
значительной части обучающихся отмечаются особенности речевого
поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение
ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых
расстройств – негативизм и значительные трудности речевой
коммуникации.
Социальное развитие большинства обучающихся с нарушениями
речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением
способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные
1.2.

5

стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих
обучающихся
с
ТНР
отмечаются
типичные
проявления,
свидетельствующие о системном нарушении формирования речевой
функциональной системы.
Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению
с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании
экспрессивной речи при относительно благополучном понимании
обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая
с возрастом, без специального обучения, резко снижается. Развивающаяся
речь этих обучающихся аграмматична, изобилует большим числом
разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся
негативно влияют на все психические процессы, протекающие в
сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные
возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой,
логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает
продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции,
элементы и последовательность заданий, в части обучающихся с ТНР
низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью
познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического развития обусловливает специфические особенности
мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся
отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального
обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и
обобщением.
Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии
двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений,
неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением
скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных
двигательных программ, требующих пространственно - временной
организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук),
артикуляторных).
Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между
речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих
обучающихся протекает, как правило, более благополучно, чем развитие
речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности.
Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование
потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя
нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере
формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их
интеллектуальное развитие приближается к нормативному.
6

Общее недоразвитие речи обучающихся с ТНР выражается в
различной степени и определяется состоянием языковых средств и
коммуникативных процессов.
Наиболее типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи
наблюдаются при алалии, афазии, дизартрии, реже – при ринолалии и
заикании.
Обучающиеся с ТНР, находящиеся на II уровне речевого развития (по
Р.Е. Левиной), характеризуются использованием, хотя и постоянного, но
искаженного и ограниченного запаса обще - употребительных слов, не
способны дифференцированно обозначать названия предметов, действий,
отдельных признаков. Обучающихся отличают значительные трудности
усвоении обобщающих слов, в установлении антонимических и
синонимических отношений.
На этом уровне возможно использование местоимений, простых
предлогов в элементарных значениях, иногда союзов.
В речи встречаются отдельные формы словоизменения, наблюдаются
попытки нахождения нужной грамматической формы слова, но эти
попытки чаще всего оказываются неуспешными.
Обучающиеся с ТНР, имеющие II уровень речевого развития, не
используют морфологические элементы для передачи грамматических
отношений. Существительные употребляются в основном в именительном
падеже, глаголы – в инфинитиве или в форме третьего лица единственного
и
множественного
числа
настоящего
времени.
Употребление
существительных в косвенных падежах носит случайный характер. Также
аграмматичным являются изменение имен существительных по числам и
употребление форм прошедшего времени глаголов. Средний род глаголов
прошедшего времени не употребляется. Предлоги употребляются редко,
часто опускаются. Доступная фраза представлена лепетными элементами,
которые последовательно воспроизводят обозначаемую обучающимися
ситуацию с привлечением поясняющих жестов, и вне конкретной ситуации
непонятна.
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической
неопределенностью, диффузностью произношения звуков вследствие
неустойчивой артикуляции и низких возможностей их слухового
распознавания. Между воспроизведением звуков изолированно и их
употреблением в речи имеются резкие расхождения. Задача выделения
отдельных звуков в мотивационном и познавательном отношении
непонятна обучающимся и невыполнима.
Отличительной чертой речевого развития обучающихся с ТНР этого
уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения
слоговой структуры слова (особенно многосложных слов со стечением
согласных). Нарушения звуко - слоговой структуры слова проявляются как
на уровне слова, так и слога.
Обучающиеся с ТНР, находящиеся на III уровне речевого развития
(по Р.Е. Левиной), характеризуются возросшей речевой активностью,
наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико7

грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне
сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и
употребление многих обиходных слов, замены слов по различным
признакам (как по смысловому, так и по звуковому признакам; смешения
по признакам внешнего сходства, по функциональному назначению, видо родовые смешения).
Наблюдается недостаточная сформированность грамматических
форм: ошибки в употреблении падежных окончаний, смешение временных
и видовых форм глаголов, ошибки согласовании и управлении.
Отличительной особенностью обучающихся является недостаточная
сформированность
словообразовательной
деятельности:
часто
словообразование заменяется словоизменением, отмечаются трудности
подбора однокоренных слов, возникают нарушения в выборе
производящей основы, пропуски и замены словообразующих аффиксов,
стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса.
Типичными являются трудности переноса словообразовательных навыков
на новый речевой материал. Произношение обучающихся характеризуется
недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по
артикуляции, позднего онтогенеза), нечеткостью дифференциации их на
слух.
Наблюдаются
множественные
ошибки
при
передаче
звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических
значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм
слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в
предложениях; неумение пользоваться способами словообразования.
В
свободных
высказываниях
преобладают
простые
распространенные предложения, почти не употребляются сложные
синтаксические конструкции. Во фразовой речи обнаруживаются
аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях,
выражающих временные, пространственные и причинно-следственные
отношения.
Недостаточная сформированность связной речи проявляется в
нарушениях смыслового программирования и языкового оформления
развернутых высказываний, что выражается в пропусках существенных
смысловых элементов сюжетной линии, фрагментарности изложения,
невозможности четкого построения целостной композиции текста, в
бедности и однообразии используемых языковых средств. У большинства
обучающихся отмечаются недостатки звукопроизношения и нарушения
воспроизведения звуко - слоговой структуры слов (в основном незнакомых
и сложных по звуко-слоговой структуре), что проявляется: в наличии
персевераций и неверных антиципаций; в добавлении лишних звуков; в
сокращении, перестановке, добавлении слогов или слогообразующей
гласной.
Это создает значительные трудности в овладении звуковым анализом
и синтезом. Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят к
возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к.
8

письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого
развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются
результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора,
являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких,
специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста,
предложения, так и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения
(дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми
расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервнопсихических и речевых расстройств (при алалии, афазии, дизартрии,
ринолалии и т.д.).
Контингент обучающихся по варианту 5.2 представлен и
обучающимися с тяжелой степенью выраженности заикания (при
нормальном развитии речи), грубо нарушающем коммуникативную
функцию речи. Характерным проявлением заикания является нарушение
темпо - ритмической организации речи вследствие судорожного состояния
мышц речевого аппарата. Внешние проявления речевого дефекта
характеризуются наличием различных по форме локализации судорог
речевого аппарата, нарушением просодической стороны речи, нарушением
речевой и общей моторики, наличием непроизвольных сопутствующих
движений (тела, мимической мускулатуры). Обучающиеся начинают
затрудняться в построении высказывания, не всегда могут быстро и точно
подобрать нужные слова, хотя имеют
достаточный
по
возрасту
запас знаний
и
представлений об окружающем.
Самостоятельные высказывания начинают сопровождаться повтором
слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов. В самостоятельных
развернутых
высказываниях
часто
встречаются
незаконченные
предложения, неточные ответы на вопросы.
У
заикающихся обучающихся отмечаются
специфические
особенности общего и речевого поведения: повышенная импульсивность
высказывания и, в связи с этим искажение точности содержания речи
собеседника; слабость волевого напряжения; замедление или опережающее
включение в деятельность; неустойчивость внимания; несобранность;
сниженная способность регуляции и саморегуляции деятельности.
При осознании и переживании своего речевого нарушения у
обучающихся могут возникать: логофобии; защитные приемы (уловки)
моторного и речевого плана; различная степень фиксированности на
заикании (от умеренной до выраженной).
Дифференциация обучающихся на группы по уровню речевого
развития принципиально недостаточна для выбора оптимального
образовательного маршрута и определения содержания коррекционноразвивающей области - требуется учет механизма речевого нарушения,
определяющего структуру речевого дефекта при разных формах речевой
патологии.
Различия механизмов и структуры речевого дефекта у обучающихся
9

с ТНР с различным уровнем речевого развития определяют необходимость
многообразия специальной поддержки в получении образования.
Специфика содержания и методов обучения обучающихся с ТНР
является особенно существенной в младших классах (на ступени
начального общего образования), где формируются предпосылки для
овладения программой дальнейшего школьного обучения, в значительной
мере обеспечивается коррекция речевого и психофизического развития.
2. Основное содержание коррекционного курса
Основное содержание программы по математике включает изучение
натуральных чисел и счетных операций, усвоение математической
терминологии и письменной символики, связанной с выполнением
счетных операций. Особое внимание уделяется доведению счетных
операций до автоматизма, формированию счетных навыков (прямой,
обратный счет, таблицы сложения, вычитания, умножения, деления).
Содержание
программы
по
математике
предусматривает
интенсивную и целенаправленную работу над усвоением обучающимися
специальных математических понятий и речевых формулировок условий
задач, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, что отражает специфику обучения математике обучающихся с
ТНР.
Формирование счетных операций и вычислительных навыков
осуществляется на основе тесной взаимосвязи с другими учебными
предметами, так как многие из них создают базис для овладения
математическими умениями и навыками.
На
коррекционно-развивающих
занятиях
по
математике
осуществляется интеграция содержания обучения по всем предметным
областям, формирования новых навыков, глобальных понятий и умений.
В процессе формирования математических знаний, умений и
навыков необходимо учитывать сложную структуру математической
деятельности обучающихся (мотивационно - целевой, операциональный
этап, этап контроля).
В связи с этим большое внимание должно быть уделено вызыванию
интереса к выполнению математических действий путем использования
наглядности, значимых для обучающихся реальных ситуаций, игровой
деятельности.
В процессе изучения математики ставятся задачи научить
обучающихся с ТНР преодолевать трудности и находить способы выхода
из сложной ситуации, научить самоконтролю и исправлению ошибок,
развивать устойчивость внимания и стремление довести работу до конца.
Основное внимание при изучении математики должно быть уделено
формированию
операционального
компонента
математической
деятельности обучающихся: развитию процессов восприятия (зрительного,
пространственного, слухового), мыслительных операций, приводящих к
10

овладению понятием о структуре числа и математическими действиями.
Формирование математических умений и навыков должно
осуществляться в следующих направлениях: понятие числа - счетные
операции - решение задачи. Умение пользоваться операциями счета, с
одной стороны, и умозаключениями, с другой, способствует развитию
умения решать математические задачи.
Предпосылками овладения счетными операциями и умениями
решать математические задачи является развитие всех типов мышления
(наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально - логическое).
В связи с этим формирование счетных операций как сложных
умственных действий осуществляется по следующим этапам (с учетом
поэтапности формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину):
выполнение математического действия на основе предметных действий с
конкретными предметами (этап материализации действия) сначала с
помощью учителя, затем самостоятельно; выполнение математического
действия с опорой на наглядность и громкую речь, но без использования
практических действий с конкретными предметами; выполнение
математических действий только в речевом плане; выполнение
математических действий в умственном плане, во внутренней речи.
Таким образом, конечной целью формирования счетных операций у
обучающихся начальных классов является выполнение логических и
математических действий во внутреннем плане, что является необходимым
признаком автоматизированности действия.
В процессе овладения математическими знаниями, умениями и
навыками необходимо осуществлять постепенный переход от пассивного
выполнения заданий к активному, что способствует овладению способами
и методами математических действий.
При изучении математики наиболее трудной задачей для
обучающихся с ТНР является понимание и решение математических задач,
которые представляют собой сложную вербально - мыслительно мнестическую деятельность. Формирование этого вида математической
деятельности у обучающихся с ТНР вызывает необходимость
«пошагового», постепенного обучения: на начальном этапе используется
наглядное восприятие содержания условия задачи с помощью реальных
рисунков, далее с помощью абстрактных графических схем и, наконец,
решение задачи лишь на основе устной речи без использования зрительной
опоры. Важное значение при обучении решению задач приобретает
использование приема моделирования, построения конкретной модели,
усвоения алгоритма решения определенного типа задач.
В процессе анализа условия задачи необходимо уточнять лексическое
значение слов, значение сложных логико-грамматических конструкций,
устанавливать причинно - следственные зависимости, смысловые
соотношения числовых данных. Особое внимание уделяется умению
формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и
развернутый ответ на вопрос задачи. Обучающиеся должны уметь
11

анализировать содержание ситуации, представленной в условии задачи,
уметь запомнить и пересказать ее условие, ответить на вопросы по
содержанию задачи.
Учитывая характер речевого нарушения и важную роль речи в
развитии математической деятельности обучающихся, необходимо
максимально включать речевые обозначения на всех этапах формирования
математических действий, начиная с выполнения счетных операций на
основе практических действий.
Начальный курс математики для обучающихся с ТНР включает
разделы: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые
задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры»,
«Математическая информация».
Числа и величины
Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение.
Запись равенства, неравенства. Увеличение, уменьшение числа на
несколько единиц, десятков. Разностное сравнение чисел.
Величины: сравнение по массе (единица массы – килограмм),
времени (единицы времени – час, минута), измерение длины (единицы
длины – метр, дециметр, сантиметр, миллиметр). Соотношение между
единицами величины (в пределах 100), его применение для решения
практических задач.
Арифметические действия
Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с
переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Переместительное, сочетательное свойства сложения, их
применение для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата
действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления
(реальность ответа, обратное действие).
Действия умножения и деления чисел в практических и учебных
ситуациях. Названия компонентов действий умножения, деления.
Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи умножения,
деления при вычислениях и решении задач. Переместительное свойство
умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения,
действия деления.
Неизвестный компонент действия сложения, действия вычитания.
Нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания.
Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок
выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия
сложения и вычитания (со скобками или без скобок) в пределах 100 (не
более трёх действий). Нахождение значения числового выражения.
Рациональные приёмы вычислений: использование переместительного
свойства.
Текстовые задачи
Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или
другой модели. План решения задачи в два действия, выбор
12

соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и
ответа задачи. Решение текстовых задач на применение смысла
арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление).
Расчётные задачи на увеличение или уменьшение величины на несколько
единиц или в несколько раз. Запись ответа к задаче и его проверка
(формулирование, проверка на достоверность, следование плану,
соответствие поставленному вопросу).
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая,
прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение отрезка заданной длины
с помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с
заданными длинами сторон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина
ломаной. Измерение периметра изображённого прямоугольника (квадрата),
запись результата измерения в сантиметрах.
Математическая информация
Нахождение, формулирование одного-двух общих признаков набора
математических объектов: чисел, величин, геометрических фигур.
Классификация
объектов
по
заданному
или
самостоятельно
установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических
фигур, объектов повседневной жизни.
Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, содержащие
количественные, пространственные отношения, зависимости между
числами
или
величинами.
Конструирование
утверждений
с
использованием слов «каждый», «все».
Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на
вопрос информации, представленной в таблице (например, таблицы
сложения, умножения, графика дежурств).
Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем,
изображений) готовыми числовыми данными.
Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычислений,
измерений и построения геометрических фигур.
Правила работы с электронными средствами обучения (электронной
формой учебника, компьютерными тренажёрами).
3.

Планируемые результаты освоения коррекционноразвивающей программы

Изучение математики на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- осознавать необходимость изучения математики для адаптации к
жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека,
способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать
или опровергать их;
13

- применять математику для решения практических задач в
повседневной жизни;
- характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться
углублять свои математические знания и умения, намечать пути
устранения трудностей.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Базовые логические действия:
-устанавливать связи и зависимости между математическими
объектами («часть – целое», «причина – следствие», «протяжённость»);
-применять базовые логические универсальные действия: сравнение,
анализ, классификация (группировка), обобщение;
-приобретать практические графические и измерительные навыки
для успешного решения учебных и житейских задач;
-представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной
проблемой.
Базовые исследовательские действия:
-проявлять способность ориентироваться в учебном материале
разных разделов курса математики;
-понимать и адекватно использовать математическую терминологию:
различать, характеризовать, использовать для решения учебных и
практических задач;
-применять изученные методы познания (измерение, моделирование,
перебор вариантов).
Работа с информацией:
-находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую информацию в разных источниках информационной среды;
-читать, интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
-представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с
требованиями учебной задачи;
-принимать правила, безопасно использовать предлагаемые
электронные средства и источники информации.
Коммуникативные УУД
Общение:
-конструировать утверждения, проверять их истинность;
-использовать текст задания для объяснения способа и хода решения
математической задачи;
-комментировать процесс вычисления, построения, решения;
-объяснять полученный ответ с использованием изученной
терминологии;
-в процессе диалогов по обсуждению изученного материала –
задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
14

участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику
общения;
-создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида –
описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру,
при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
-ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять,
исправлять деформированные;
-самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Регулятивные УУД
Самоорганизация:
-планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
-планировать
этапы
предстоящей
работы,
определять
последовательность учебных действий;
-выполнять правила безопасного использования электронных
средств, предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль (рефлексия):
-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
-выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
-находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести
поиск путей преодоления ошибок;
-предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов,
обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе
электронным);
-оценивать рациональность своих действий, давать им качественную
характеристику.
Совместная деятельность:
-участвовать в совместной деятельности: распределять работу между
членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора
большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров),
согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа, анализа информации;
-осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых
действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей,
предусматривать пути их предупреждения.
Предметные результаты:
К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
-читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах
100;
-находить число большее или меньшее данного числа на заданное
число (в пределах 100), большее данного числа в заданное число раз (в
пределах 20);
15

-устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значения
числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего действия
сложения и вычитания в пределах 100;
-выполнять арифметические действия: сложение и вычитание, в
пределах 100 – устно и письменно, умножение и деление в пределах 50 с
использованием таблицы умножения;
-называть и различать компоненты действий умножения (множители,
произведение), деления (делимое, делитель, частное);
-находить неизвестный компонент сложения, вычитания;
-использовать при выполнении практических заданий единицы
величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (килограмм), времени
(минута, час), стоимости (рубль, копейка);
-определять с помощью измерительных инструментов длину,
определять время с помощью часов;
-сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости,
устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на»;
-решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу
(краткая запись, рисунок, таблица или другая модель), планировать ход
решения текстовой задачи в два действия, оформлять его в виде
арифметического действия или действий, записывать ответ;
-различать и называть геометрические фигуры: прямой угол,
ломаную, многоугольник;
-на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник, чертить с
помощью линейки или угольника прямой угол, прямоугольник с
заданными длинами сторон;
-выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;
-находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр
прямоугольника (квадрата);
-распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения
со словами «все», «каждый»;
-проводить одно-двухшаговые логические рассуждения и делать
выводы;
-находить общий признак группы математических объектов (чисел,
величин, геометрических фигур);
-находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометрических
фигур);
-представлять информацию в заданной форме: дополнять текст
задачи числами, заполнять строку или столбец таблицы, указывать
числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур);
-сравнивать группы объектов (находить общее, различное);
-обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;
-подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ;
-составлять (дополнять) текстовую задачу;
-проверять правильность вычисления, измерения.
16

4.

Тематическое планирование

В соответствие с учебным планом АООП ООО обучающихся с ТНР
(вариант 5.2)
на изучение коррекционного курса «Коррекционноразвивающие занятия по математике для обучающихся с ТНР» отводится 1
час в неделю по 40 минут (34 часа в учебном году)
Тематическое
Характеристика
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Числа и величины
Читать,
записывать,
Числа (1 ч)
сравнивать,
упорядочивать
числа в пределах 100;
Находить число большее или
меньшее данного числа на
заданное число (в пределах
100), большее данного числа в
заданное число раз (в пределах
20);

Сравнение по массе (единица
массы – килограмм), времени
(единицы времени – час,
минута), измерение длины
(единицы длины – метр,
дециметр,
сантиметр,
миллиметр).
Соотношение
между
единицами
величины
(в
пределах 100), его применение
для решения практических
задач.
Определять время с помощью
часов.
Раздел 2. Арифметические действия
Величины (2 ч)

Сложение и
вычитание (5 ч)

Устанавливать и соблюдать
порядок
при
вычислении
значения числового выражения
(со скобками или без скобок),
содержащего
действия
сложения и вычитания в
пределах 100;
Называть
и
различать
компоненты действий (сумма,
разность)
Находить
неизвестный
компонент
сложения,
вычитания.
Находить
рациональные

Коррекционная работа
Развитие процессов
восприятия (зрительного,
пространственного,
слухового), мыслительных
операций, приводящих к
овладению понятием о
структуре числа и
математическими действиями.
Развитие речи при
использовании речевых
математических
формулировок.
Развитие наглядно - образного,
вербально - логического
мышления.
Формирование математической
лексики, связной устной и
письменной речи с
использованием
математических терминов и
понятий.

Развитие умения
устанавливать смысловые
соотношения числовых
данных.
Формирование умения
выполнять математическое
действие с опорой на
наглядность и громкую речь.
Развитие навыка самоконтроля
и исправления ошибок.
Развитие устойчивости
внимания и стремление
довести работу до конца.
Развитие мелкой мускулатуры
17

приёмы
вычислений: рук.
использование
переместительного
и
сочетательного свойств.
Умножение и
деление (8 ч)

Называть
и
различать
компоненты
действий
умножения
(множители,
произведение),
деления
(делимое, делитель, частное).
Выполнять арифметические
действия:
умножение и
деление в пределах 50 с
использованием
таблицы
умножения.
Находить
неизвестный
компонент
умножения,
деления.
Находить
рациональные
приёмы вычислений.

Обучение приемам
самостоятельной работы,
способствующих
формированию навыков
самоконтроля.
Развитие умения
устанавливать смысловые
соотношения числовых
данных.
Формирование умения
выполнять математическое
действие с опорой на
наглядность и громкую речь.
Развитие мелкой мускулатуры
рук.

Арифметические
действия с числами
в пределах 100
(3 ч)

Выполнять арифметические
действия:
сложение
и
вычитание, в пределах 100 –
устно и письменно.
Находить значение числового
выражения
в
несколько
действий.

Формировать навык усвоения
математической терминологии
и письменной символики,
связанной с выполнением
счетных операций.
Развитие речи при
использовании речевых
математических
формулировок.

Раздел 3. Текстовые задачи
Текстовые задачи Решать текстовые задачи в
одно-два действия:
(7 ч)
представлять задачу (краткая
запись, рисунок, таблица или
другая модель).
Планировать ход решения
текстовой задачи в два
действия, оформлять его в виде
арифметического действия или
действий, записывать ответ.

Развитие наглядно-образного
мышления, воображения.
Развитие умения
формулировать вопрос,
находить решение, давать
правильный и развернутый
ответ на вопрос задачи.
Развитие мыслительных
операций анализа, синтеза,
сравнения, обобщения.
Формирование умения
устанавливать причинно следственные связи.
Развитие речи при
использовании речевых
формулировок условий задач.
Развитие мелкой мускулатуры
рук.
Раздел 4. Пространственные отношения и геометрические фигуры
Различать
и
называть Формирование
умения
Геометрические
геометрические
фигуры: выполнять
математическое
фигуры
18

ломаную, действие
с
опорой
на
наглядность и громкую речь.
Развитие наглядно - образного,
вербально
логического
мышления.
Развитие мелкой мускулатуры
рук.
Находить длину ломаной, Формирование
умения
Геометрические
состоящей
из
двух-трёх выполнять
математическое
величины (3 ч)
звеньев,
периметр действие
с
опорой
на
прямоугольника (квадрата).
наглядность и громкую речь.
Проверять
правильность Развитие наблюдательности,
вычисления, измерения.
воображения,
творческой
активности.
Развитие мелкой мускулатуры
рук.
Раздел 5. Математическая информация
Распознавать
верные Развитие наблюдательности,
Математическая
(истинные)
и
неверные
воображения, творческой
информация (3 ч)
(ложные)
утверждения
со активности.
словами «все», «каждый».
Развитие мыслительных
Представлять информацию в операций анализа, синтеза,
заданной форме: дополнять сравнения, обобщения.
текст
задачи
числами, Развитие устойчивости
заполнять строку или столбец внимания и стремление
таблицы, указывать числовые довести работу до конца.
данные
на
рисунке Развитие мелкой мускулатуры
(изображении геометрических рук.
фигур).
Сравнивать группы объектов
(находить общее, различное).
Обнаруживать
модели
геометрических
фигур
в
окружающем мире.
(2 ч)

прямой
угол,
многоугольник.

5. Календарно--тематическое планирование коррекционного
курса
1 полугодие.
№

Тема

1

Числа в пределах 100: чтение, запись.
Десятичный принцип записи чисел. Поместное
значение цифр в записи числа. Представление
числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Работа с величинами: измерение длины
(единицы длины — метр, дециметр, сантиметр,
миллиметр).
Распознавание и изображение геометрических

2

3

Кол –во
часов

Дата

Примечание

1

1

1
19

4

5

6

7

8
9
10
11

12

13

14
15

16

фигур: ломаная. Длина ломаной.
Решение текстовых задач на применение
смысла арифметического действия (сложение,
вычитание). Чтение, представление текста
задачи в виде рисунка, схемы или другой
модели.
Верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, содержащие зависимости между
числами/величинами.
Работа с величинами: измерение времени.
Единица времени: час. Определение времени
по часам.
Фиксация ответа к задаче и его проверка
(формулирование, проверка на достоверность,
следование плану, соответствие поставленному
вопросу).
Составление, чтение числового выражения со
скобками, без скобок.
Переместительное, сочетательное свойства
сложения, их применение для вычислений.
Измерение периметра прямоугольника, запись
результата измерения в сантиметрах.
Дополнение моделей (схем, изображений)
готовыми числовыми данными. Столбчатая
диаграмма; использование данных диаграммы
для решения учебных и практических задач.
Письменное сложение и вычитание чисел в
пределах 100. Сложение без перехода через
разряд. Математический диктант.
Устное сложение и вычитание чисел в пределах
100. Приемы прибавления однозначного числа
с переходом через разряд. Математический
диктант.
Оформление решения задачи (по вопросам, по
действиям с пояснением).
Взаимосвязь компонентов и результата
действия сложения. Буквенные выражения.
Уравнения.
Работа с таблицами: извлечение и
использование для ответа на вопрос
информации, представленной в таблице
(таблицы сложения, умножения), внесение
данных в таблицу

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1
1

1

2 полугодие.
№
1

2

Тема
План решения задачи в два действия, выбор
соответствующих плану арифметических
действий
Периметр многоугольника (треугольника,

Кол –во
часов

Дата

Примечание

1

1
20

3
4

5
6
7
8
9

10

11

12
13
14

15

16
17
18

четырехугольника).
Алгоритм письменного сложения и вычитания
чисел.
Сравнение геометрических фигур:
прямоугольник, квадрат. Противоположные
стороны прямоугольника.
Оформление решения задачи с помощью
числового выражения.
Нахождение неизвестного слагаемого
(вычисления в пределах 100).
Умножение чисел. Взаимосвязь сложения и
умножения.
Задачи на конкретный смысл арифметических
действий.
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение чисел 2 и 3. Деление на числа 2 и
3.
Порядок выполнения действий в числовом
выражении, содержащем действия сложения и
вычитания (со скобками) в пределах 100 (2-3
действия); нахождение его значения.
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение чисел 4 и 5. Деление на числа 4 и
5.
Расчётные задачи на увеличение/уменьшение
величины в несколько раз.
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение числа 6. Деление числа 6 и на 6.
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение чисел 7 и 8. Деление на числа 7 и
8.
Табличное умножение в пределах 50.
Умножение чисел 7 и 8. Деление на числа 7 и
8.
Табличное умножение в пределах 50. Деление
на 9. Таблица умножения.
Умножение на 1, на 0. Деление числа 0.
Составление утверждений относительно
заданного набора геометрических фигур.
Распределение геометрических фигур на
группы.

6. Материально-техническое
процесса

1
1

1

1
1
1

1

1

1
1
1

1

1
1
1

обеспечение

коррекционного

Технические средства обучения

Классная магнитная доска с набором приспособлений для
крепления таблиц, постеров, картинок

Проектор

Электронная доска
1.

21


Ноутбук

Принтер
2. Оборудование кабинета

Ученические столы

Комплект ученических стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения методических материалов, дидактических
пособий
7.Учебно-методическое обеспечение
1. Печатные пособия.
 Моро М.И., Бантова М.А, Бельтюкова Г.В. и др. Математика:
Учебник: 2 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2024.
 Ситникова Т.Н. Математика. Контрольные и самостоятельные
работы. 2 класс. - М.: ВАКО, 2021.
 Ситникова
Т.Н.
Математика.
Контрольно-измерительные
материалы. 2 класс. - М.: ВАКО, 2020.
 Волкова С. И. Математика. 2 класс. Устные упражнения. - М.:
Просвещение; 2022.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые
комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2018.

Крылова О.Н. Математика: итоговая аттестация: 2 класс:
типовые текстовые задания, - М.: Экзамен, 2023.
2.
Информационно-коммуникативные средства.

Универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.И.
Моро, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 2 класс». - М.:
Экзамен, 2020.
Наглядные пособия.
Комплект таблиц для 2 класса.
4. Учебно-практическое оборудование.

Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши
цветные и простой, линейка, треугольники, ластик.

Материалы: бумага (писчая).
3.


5. Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта.

Демонстрационные измерительные инструменты и
приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркуль, набор
угольников, мерки).

Демонстрационные пособия для изучения геометрических
величин (длины, площади, периметра).
22


Демонстрационные пособия для изучения геометрических
фигур и тел.
6. Информационные ресурсы







Инфоурок https://infourok.ru/
Мультиурок https://multiurok.ru/id26261694/
Учи.ру https://uchi.ru/?ysclid=lkio3kozh0387472924
Образовательный портал https://obrazovanie-gid.ru
Урок РФ https://урок.рф/library/
Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».