практикум по русскому языку 8 класс

Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденной приказом № 208/1-од от
02.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 8 класса

Составитель: Шамарина Людмила
Владимировна
учитель русского
языка и литературы
1 квалификационная категория

1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум по
русскому языку» разработана в соответствии с планом на основе федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум по русскому
языку» предназначена для учащихся 8 класса, ориентирована на осуществление
поэтапной системной подготовки обучающихся к прохождению итоговой аттестации
по русскому языку и преодоление трудностей в изучении русского языка.
1.2. На реализацию данного курса отводится 1 час в неделю. Программа
рассчитана на 34 часа.
1.3. Курс «Практикум по русскому языку» дополняет программу по русскому
языку 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями
заданий ОГЭ 2024 г. В данной программе внимание уделяется обучению написания
сжатого изложения, подготовке к выполнению тестовой части, написанию сочинения
- рассуждения, подготовке к устному собеседованию по русскому языку.
1.4. Балльная система оценивания знаний и умений учащихся отсутствует.
В качестве проверочного материала возможно использование контрольноизмерительных материалов открытого сегмента ФЦТ и сборников по подготовке к
итоговой аттестации по русскому языку.
1.5. Личностные, метапредметные результаты.

Личностные результаты:
 развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;
 понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей
и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
 формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи впознавательную;
 самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта
выделенных учителемориентиров действия в новом учебном материале;
 планировать пути достижения целей;
 уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им;
 адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу
его реализации.
Ученик получит возможность научиться:
 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
 построению жизненных планов во временной перспективе;
 при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать
условия и средства их достижения;
2

 осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению

учебных и познавательных задач;
 адекватно оценивать свои возможности достижения цели определѐнной
сложности в различных сферахсамостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать
свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Ученик получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Ученик получит возможность научиться:
 основам рефлексивного чтения;
 ставить проблему, аргументировать еѐ актуальность;
 самостоятельно проводить исследование на основе применения методов
наблюдения и эксперимента.
Предметные:
Ученик научится:
 владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота,
выразительность, уместность, богатство);
 моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
 совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить
грамматические и речевыеошибки, недочѐты и исправлять их;
 работать над расширением словарного запаса;
 применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике,
создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых
норм.
Ученик получит возможность научиться:
- иметь представление:
 о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,
самовыражения и развития творческих способностей;
3

 о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,

грамматических) и правилах речевого этикета;
 определять изобразительные возможности словообразования, выразительные
средства лексики ифразеологии, грамматические средства выразительности речи;
 о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- определять:
 основные понятия культуры речи, основные качества речи;
 показатели индивидуальной культуры человека;
 языковые средства для успешного решения коммуникативных задач
(диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом
особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
 основные нормы литературного языка;
 назначение речевого этикета;
 значение различных видов словарей в жизни человека;
 качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство).
2. Тематическое планирование
№
п/п
1.

Название разделов и тем

2.

Компрессия текста.

4

3.

Лексика и фразеология.

7

4.

Орфография

9

5.

Синтаксис и пунктуация.

8

6.

Сочинение - рассуждение

4

Итого

34

Введение

Количество
часов
2

ЦОР
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f417922

4

Содержание занятий 8 класс
(34 часа)
1. Введение (2 часа).
Постигаем тайны ОГЭ. Знакомство с целями, задачами, содержанием кружка
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку», со спецификой ОГЭ, со структурой и
содержанием экзаменационной работы, с
критериями оценивания экзаменационной работы. Знакомство с демоверсией.
2. Компрессия текста (4 часа).
Способы компрессии (сокращения) текста: грамматические, логические,
синтаксические. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного
строения текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и
их роль в определении границ главной информации.
Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свѐрнутости (сжатое
изложение содержания прослушанного текста).
Р.р Правила выразительного чтения. Алгоритм подготовки к выразительному
чтению.
Интонация: логическое ударение, пауза, темп речи, высота и сила голоса.
3. Лексика и фразеология (7 часов).
Лексическое
значение
слова.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Фразеологические обороты. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи,
приемы» Анализ средств выразительности.
Р.р Пересказ текста. Виды пересказов. Последовательность подготовки к
пересказу. Способы запоминания текста. Цитаты и способы цитирования.
Предложения с прямой речью. Предложения с
косвенной речью с применением союза «что». Использование специальных
вводных слов. Практические задания.
4. Орфография (9 часов).
Правописание корней, словарных слов, корней с чередованием. Правописание
приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний
глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Р.р Монологическое высказывание. Типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Структура типов речи и характерные им языковые средства
(лексические, морфологические, синтаксические средства).
5. Синтаксис и пунктуация (8 часов).
Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.
Предложение.
Грамматическая
(предикативная)
основа
предложения.
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.
Типы сказуемых. Простое осложнѐнное предложение. Знаки препинания в простом
осложнѐнном предложении. Знаки препинания в предложениях со словами и
конструкциями, грамматически не связанными с членами. Сложные предложения,
виды подчинения в сложном предложении. Сложные предложения с разными видами
связи.
Р.р Диалогическая речь. Особенности диалогической речи. Функциональные
типы диалога.
Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога.
5

Практические задания.
6. Сочинение-рассуждение(4 часа).
Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения –
рассуждения. Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише,
используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной
темой и функционально-смысловым типом речи. Средства межфразовой связи.
7. Итоговое занятие. Работа с бланками ответов.

6

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Практикум по русскому языку»8 КЛАСС « »
№ п/п

Название разделов и тем

Введение
2 часа
1. 1. Вводное занятие. Постигаем тайны ОГЭ.

2.

2.

Р.р. Правила выразительного чтения.
Практическоезанятие.

Компрессия текста
4 часа
3. 1. Способы компрессии (сокращения) текста:
грамматические, логические,
синтаксические.
4. 2. Понятие о микротеме. Соотношение
микротемы иабзацного строения текста.
5.

3.

Ключевые слова и их роль в определении
границглавной информации.

6.

4.

Сжатое изложение содержания
прослушанноготекста.

Лексика и фразеология
7 часов
Лексическое значение слова. Синонимы.
7. 1. Антонимы.Омонимы.

8.

2.

Фразеологические обороты.

9.

3.

10
.

4.

Выразительные средства лексики и
фразеологии.
Разграничение понятий «тропы, фигуры
речи,
приемы».

11
. 5.

Анализ средств выразительности.

12
. 6.

Р.р. Пересказ текста. Виды пересказов.

ЦОР

Дата
проведе
ния

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
417 922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
417922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
7

13 7.
.

Р.р. Последовательность подготовки к
пересказу.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
17 922

Орфография
9 часов
14. 1. Правописание корней, словарных слов,
корней с
чередованием.
15. 2. Правописание приставок.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
17 922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
17 922
16. 3. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
17. 4. Правописание суффиксов различных частей Библиотека ЦОК
речи
https://m.edsoo.ru/7f4
(кроме -Н-/-НН-).
1 7922
18. 5. Правописание -Н- и -НН- в различных частях Библиотека ЦОК
речи.
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
19. 6. Правописание
личных окончаний
Библиотека ЦОК
глаголов и
https://m.edsoo.ru/7f4
суффиксов причастий настоящего времени.
1 7922
20. 7. Решение тестовых заданий.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
21. 8. Р.р Монологическое высказывание.
Библиотека ЦОК
Типы
речи:повествование, https://m.edsoo.ru/7f4
описание, рассуждение.
1 7922
22. 9. Р.р Монологическое высказывание.
Библиотека ЦОК
Типы
речи:
https://m.edsoo.ru/7f4
повествование, описание, рассуждение.
17 922
Синтаксис и пунктуация
8 часов
23. 1. Словосочетание Типы подчинительной Библиотека ЦОК
связи в
https://m.edsoo.ru/7f4
словосочетаниях.
1 7922
24. 2. Подлежащее и сказуемое как главные Библиотека
члены
ЦОК
предложения, способы их выражения.
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
25. 3. Простое осложнѐнное предложение.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
26. 4. Знаки
препинания в простом
Библиотека ЦОК
осложнѐнном
https://m.edsoo.ru/7f4
предложении
1 7922

8

27. 5.

28. 6.

29. 7.

30. 8

Знаки препинания в предложениях со
словами и
конструкциями, грамматически не
связанными
счленами
предложения.
Сложные предложения, виды подчинения в
сложном
предложении.
Сложные предложения с разными видами
связи.
Р.р. Диалогическая речь. Особенности
диалогическойречи.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922

Сочинение – рассуждение
4 часа
31. 1. Структура
сочинения-рассуждения.
Библиотека ЦОК
Алгоритмнаписания
https://m.edsoo.ru/7f4
сочинения – рассуждения.
1 7922
32. 2. Как
начать
сочинение-рассуждение Библиотека
на
ЦОК
лингвистическую тему.
https://m.edsoo.ru/7f4
1 7922
33. 3. Создание текста в соответствии с заданной Библиотека ЦОК
темой и
https://m.edsoo.ru/7f4
функционально-смысловым типом речи.
1 7922
34. 4. Итоговое занятие

9

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: «ВАКО»
Соловьѐва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложение. 5 класс. – М.: Просвещение
Бондаренко М.А. Методические рекомендации и поурочные разработки. 8 класс. - М.:
Просвещение
Касатых Е.А. Русский язык. 8 класс. Методические рекомендации и поурочные
разработки. - М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».