Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденной приказом № 208/1-од от
02.09.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
Финансовая грамотность
8 класс
(17 часов)
Автор рабочей программы
Белоногова Светлана Юрьевна, учитель
истории и обществознания,
высшая квалификационная категория.
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание
финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
1
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» являются: Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в
газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от
поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
• понимание
основных
принципов
экономической
жизни
общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов;
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов
на простых примерах;
• развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки
экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных
2
финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Основное содержание курса
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их
сопровождают
Понятия и знания: деньги, функции денег, номинал, эмитент, эмиссия,
двухуровневая банковская система, центральный банк, коммерческий банк,
денежно-кредитная политика, стоимость денег, инфляция, покупательная
способность, валюта, виды денег (наличные, безналичные, электронные,
иностранная валюта, квазиденьги, цифровые деньги), финансовый риск.
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном
обществе
Понятия и знания: семейные финансы, статьи расходов семьи, обязательные,
необязательные и излишние расходы, крупные, средние и мелкие расходы,
финансовая подушка безопасности, обдуманная покупка, эмоциональная
покупка, кешбэк, дистанционные покупки, безопасные покупки в Интернете,
риски при покупке товаров и услуг, источники семейных доходов, временные
и разовые доходы, номинальные, располагаемые и реальные располагаемые
доходы, активные и пассивные доходы, бюджет семьи, профицит, дефицит,
правила ведения семейного бюджета.
Глава 3. Личный доход подростка: какие
современном обществе для его формирования
возможности
есть в
Понятия и знания: полная дееспособность, эмансипация, недееспособный,
малолетний, несовершеннолетний, личные доходы подростка и их виды,
предпринимательская
деятельность,
трудовые
отношения,
трудовая
дееспособность, гражданско-правовые отношения, особенности трудовых
прав подростка, премия, заработная плата, подоходный налог, ИНН, СНИЛС.
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному
подростку
Понятия и знания: финансовые услуги, финансовые организации, банк, Банк
России, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные
фонды, страховые компании, платёжная система, банковский вклад, договор
банковского вклада, сумма вклада, система страхования вкладов,
капитализация, банковская карта, виды банковских карт, кредитная история,
правила пользования банковскими картами, аутентификация, PIN-код,
мобильный банк, интернет- банк, издержки и выгоды пользования
банковскими картами, правила безопасного использования банковских карт,
базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы
возмещения потерь потребителю, способы защиты прав потребителя
3
финансовых
услуг,
Роспотребнадзор,
мошенничество, финансовые пирамиды.
финансовый
омбудсмен,
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные
финансовые отношения
Понятия и знания: общественные блага, государственный бюджет, расходы
и доходы государственного бюджета, облигации, государственные облигации,
виды на- логов (федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные).
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя.
Понятия и знания: человеческий капитал, индивидуальный человеческий
капитал, факторы, влияющие на человеческий капитал, индекс человеческого
развития, инвестиции в человеческий капитал, виды инвестиций и способы
инвестиций в человеческий капитал, современный человек.
4
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
1
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие
риски их сопровождают
Деньги и их функции. Современные деньги.
1
2
Риски в мире денег.
1
3
1
7
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться: болезнь,
потеря работы, природные и техногенные катастрофы
Глава 2. Семейный бюджет и как им управлять в
современном обществе.
Источники денежных средств семьи. Что входит в расходную
часть семейного бюджета
Как разумно совершать покупки.
Как грамотно составлять семейный бюджет
Глава 3. Личный доход подростка: какие
возможности есть в современном обществе для его
формирования
Как может работать подросток. Источники личного дохода
подростка.
Какие налоги необходимо платить, когда работаешь.
8
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно
современному подростку
Финансовые организации и их услуги.
4
5
6
Всего
часов
1
1
1
1
1
9
Как грамотно выбрать вклад.
Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно ею
пользоваться
1
10
Как накопить на свою мечту.
Как грамотно выбрать страховой продукт
Как отправиться в путешествие, минимизируя финансовые
затраты.
Как защитить свои права потребителя финансовых услуг
Глава 5. Человек и государство: как наладить
взаимовыгодные финансовые отношения
Налоги и их роль в жизни семьи
1
Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых жите лями
страны.
Как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый
вычет
Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости
1
11
12
13
14
1
1
1
5
15
1617
Глава 6. Современный человек: как инвестировать
в себя
Что такое человеческий капитал.
Как инвестировать в человеческий капитал
Обобщение курса.
1
2
6