ДООП Этика и культура делового общения

Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП СОО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2024г. № 21

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 02.09.2024г. № 205/2-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Этика и психология деловой коммуникации»

Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 15 – 18 лет
Срок реализации программы – 1 год

Автор – разработчик:
Мехонцева Алена Евгеньевна,
педагог-психолог Лицея № 9

Асбест, 2024

Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность. Взаимоотношения специалистов в профессиональной деятельности
становится предметом все более пристального внимания ученых. Характер деловых
контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности. В
тоже время практика показывает, что у большинства специалистов недостаточно развита
коммуникативная компетентность, низкая культура делового общения, эклектика в
использовании форм и методов делового взаимодействия.
Овладение основами делового общения позволит специалистам эффективно
взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое
общение и разнообразные стратегии и тактики, способствующие достижению
компромисса и сотрудничества.
Использовать будущими специалистами рациональных программ делового
общения, адекватных коммуникативным намерениям позволит завоевать доверие,
добиться успеха в профессиональной деятельности. Знания, получаемые студентами в
рамках курса, способствуют социально-психологической и речевой подготовке студентов к
трудовой деятельности.
Цели программы познакомить с основными теоретическими аспектами, нормами и
ценностями деловой этики и делового этикета, создать систему представлений об
особенностях их проявления в профессиональной деятельности
Задачи программы:
1. Получение обучающимися базовых представлений об этике делового общения и
деловом этикете.
2. Обучение обучающихся основам делового общения и делового этикета.
3. Развитие умения конструктивно взаимодействовать в деловом общении.
4. Обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
учеников.
5. Формирование и развитие творческих способностей.
6. Удовлетворение
индивидуальных
потребностей
детей
в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании.
7. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
а также организация свободного времени учеников.
8. Адаптация обучающихся жизни в обществе.
9. Профессиональная ориентация.
10. Выявление, развитие и поддержка обучающихся, проявивших выдающиеся
способности.
Категория обучающихся: программа предназначена для обучающихся 10–11-х
классов.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий: лекции, практические занятия, открытые занятия
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
2

Формы подведения итогов реализации программы: выполнение самостоятельной
графической работы.
Режим занятий: 1 занятие продолжается 40 минут.














Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающийся будет знать:
основные задачи и методы психологии;
структуру личности;
пути социальной адаптации и мотивации личности;
функции, средства и закономерности общения;
применять техники эффективного общения;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного
общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий и механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
причины, виды и способы разрешения конфликтов;
этические принципы общения;
основы делового общения, деловой беседы, деловых переговоров и дискуссий.

3

Содержание программы
Учебный (тематический) план
№

1.

Общая психология

3

1

2

2.

Социальные отношения.
Общение как восприятие
людьми друг друга.
Основы психологии делового
общения.
Конфликт. Типология
конфликтов.

3

2

1

Формы
аттестации,
контроля
Индивидуальный
опрос
Тестирование

4

2

2

Защита реферата

4

1

3

Деловой этикет.

4

2

2

Решение
ситуационных
задач
Фронтальный
опрос

ИТОГО

18

8

10

3.
4.

5.

Название раздела, темы

Количество часов
Всего Теория
Практика

Календарный план
№

Форма
занятия

1.

Групповая
очная
Групповая
очная

1

Общая психология

1

3.

Групповая
очная

1

4.

Групповая
очная
Групповая
очная

1

Диагностика состояния
познавательных
процессов.
Тренинг
«Формирование
поведения,
ориентированного на
успех»
Социальные отношения

Групповая
очная
Групповая
очная
Групповая
очная
Групповая
очная

1

Групповая
очная

1

2.

5.

6.
7.
8.
9.
10.

Количество
часов

1

1
1
1

Тема занятия

Социальные отношения.
Общение как
восприятие людьми друг
друга.
Отработка навыка
активного слушания.
Основы психологии
делового общения.
Основы психологии
делового общения.
Коммуникатив
ный тренинг с
обучающимися
Тренинг делового
(межличностного)

Место
проведения
занятия
Кабинет №
214
Кабинет №
214

Формы
контроля
Фронтальный
опрос
Тестирование

Кабинет №
214

Педагогическое
наблюдение

Кабинет №
214
Кабинет №
214

Беседа
Фронтальный
опрос

Кабинет №
214
Кабинет №
214
Кабинет №
214
Кабинет №
214

Педагогическое
наблюдение
Фронтальный
опрос
Индивидуальны
й опрос
Педагогическое
наблюдение

Кабинет №
214

Педагогическое
наблюдение
4

Групповая
очная
Групповая
очная

1

Групповая
очная
Групповая
очная

1

15.

Групповая
очная

1

16.

Групповая
очная

1

11.
12.

13.
14.

3

1

общения
Конфликт. Типология
конфликтов.
Тренинг
конструктивного
разрешения конфликтов
с обучающимися.
Деловой этикет.
Деловой этикет. Этикет
и культура поведения
делового человека
Тренинг Современный
деловой этикет для
профессионального
успеха
Тренинг
«Избирательное
внимание»
«Суждение о деловом
поведении»

Кабинет №
214
Кабинет №
214

Фронтальный
опрос
Педагогическое
наблюдение

Кабинет №
214
Кабинет №
214

Фронтальный
опрос
Фронтальный
опрос

Кабинет №
214

Педагогическое
наблюдение
Беседа

Кабинет №
214

Педагогическое
наблюдение
Беседа

Общая психология.
Цель и задачи психологии как науки. Отрасли психологии. Методы психологии.
Познавательные процессы. Функции познавательных процессов. Отдельные
познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление,
воображение, речь). Эмоциональные состояния человека: собственно эмоции,
настроение, чувства, стресс, страсть, аффект. Соотношение интересов, мотивов и
потребностей. Понятие характер. Понятие темперамент.
Социальные отношения. Общение как восприятие людьми друг друга.
Определение общения, функции, виды. Средства общения: вербальные, невербальные.
Уровни общения и его особенности в различных ситуациях: социальное, деловое и
личностно-ориентированное общение. Коммуникативный уровень общения. Проблемы
восприятия людьми друг друга: установки, стереотипы и т.д.
Основы психологии делового общения.
Понятие делового общения. Этика делового общения. Виды слушания Правила, которые
помогут вам убедить собеседника. Законы аргументации и убеждения. Вопросы делового
общения. Социально-психологические и коммуникативные барьеры общения.
Конфликт. Типология конфликтов.
Понятия «конфликт», «медиация». Функции и причины конфликтов. Особенности
производственных конфликтов. Управление конфликтами. Стили разрешения
конфликтов. Кодекс поведения в конфликте.
Деловой этикет.
Понятия «этика», «мораль». Важнейшие категории этики. Моральные принципы и нормы
совесть, долг, честь, достоинство, скромность, благородство. Этика делового общения.
Этикет и культура поведения делового человека Манера общения, взаимодействия с
людьми. Национальные стили ведения переговоров. Деловые переговоры. Деловая
беседа. Деловые совещания. Деловые дискуссии. Понятие манипуляций в общении.

5

Формы аттестации и оценочные материалы
Активность участия в семинарах, тренингах.
Итоговая работа - создание презентации.
Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на
большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы
к своему сообщению.
Общие требования к презентации:
- презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
- первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны быть
представлены: название вуза; название работы; фамилия, имя, отчество автора, номер
группы, год создания.
- следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы.
- дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное
количество объектов на слайде, цвет текста.
Создание презентации состоит из трех этапов:
1) Планирование презентации- это многошаговая процедура, включающая
определение целей, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование
презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Определение основной идеи презентации.
3. Подбор цветовой схемы, шаблона презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
2) Разработка презентации - методологические особенности подготовки слайдов
презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение
текстовой и графической информации.
3) Репетиция презентации - это проверка и отладка созданной презентации.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и
представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо
соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль:
- соблюдайте единый стиль оформления.
- избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над
основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон:
- для фона предпочтительны холодные тона.
Использование цвета:
- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона,
один для заголовка, один для текста
- для фона и текста используйте контрастные цвета
- обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационные эффекты:
- используйте возможности компьютерной анимации для представления информации
на слайде
- не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны
6

отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации:
- используйте короткие слова и предложения
- минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных
- заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице:
- предпочтительно горизонтальное расположение информации
- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана
- если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты:
- для заголовков - не менее 24
- для информации не менее 18
- дрифты без засечек легче читать с большого расстояния
- нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации
- для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или
подчеркивание
- нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации:
Следует использовать:
- рамки;
- границы, заливку;
- штриховку, стрелки;
- рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации:
- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди
могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений
- наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты
отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов:
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
- с текстом;
- с таблицами;
- с диаграммами.

7

Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Средства доступа в сеть Интернет.
Занятия проводятся в учебном кабинете.
Кабинет должен быть обеспечен соответствующей мебелью: рабочими столами,
стульями, столом для руководителя.
Кадровое обеспечение:
Программа может реализовываться педагогом, имеющим педагогическое
образование, прошедшим курсы повышения квалификации.
Список литературы
1. Зарецкая И.И. «Основы этики и психологии делового общения», учебник для СПО,

М.: Оникс, 2011

2. Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова «Психология и этика делового общения», учебник

для ВУЗов, М.: Юрайт, 2012

3. Шеламова Г.М. «Деловая культура и психология общения», учебник для СПО, М.:
4.
5.
6.
7.
8.

Академия, 2008
Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи», М.: Логос, 2010
Шеламова Г.М. «Этикет деловых отношений», М.: Академия, 2011
Шеламова Г.М. «Деловая культура взаимодействия», М.: Академия, 2011
Обозов Н.Н. «Психология конфликта и способы его решения», С-Пб.: Союз, 2009
Усов В.В. «Деловой этикет», М.: Академия, 2009

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».