Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП НОО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2024г. № 21
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 02.09.2024г. № 205/2-од
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный (музыкальный) театр «Дебют»
Направленность: художественное
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6,5-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор – разработчик:
Бунькова Екатерина Алексеевна,
педагог дополнительного образования,
учитель музыки Лицея № 9
Асбест, 2024
1
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность: обучение детей театральному искусству, как искусству
синтетическому, является одним из средств воспитания ребенка. Через театральную
игру происходит осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе
себе подобных, складывается система отношений к миру и с миром, к себе и с самим
собой; - система деятельности, осуществляемых социальных ролей. В процессе занятий
происходит формирование способности ребенка «прочтения» и рефлексивного
управления жизненной ситуацией межличностного взаимодействия по аналогии с
художественным текстом. Увеличивается диапазон управления своим поведением в
ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций
гармоничного межличностного взаимодействия. Творчество дарит человеку прекрасную
возможность выразить себя, выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в
целом.
Отличительные особенности программы:
деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию обучающегося
средствами музыкального театра. Каждый ребёнок на всех уровнях обучения
становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он
выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (первая ступень), а с другой
стороны (вторая ступень) – в качестве художника по костюмам, композитора,
гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста-драматурга.
организация всего творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах
одного педагога-режиссёра, который должен уметь преподавать театральные
предметы (актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение,
ритмопластику, танец, вокал и т.д.).
структура постановочных занятий останется без изменений в течение всех лет
образования, а меняться будут авторы и названия пьес в зависимости от
возрастающих актерских компетенций обучающихся.
Цель программы: создать условия для раскрытия творческих способностей
воспитанников средствами театрального и вокального искусства, для их успешной
социализации в обществе.
Задачи программы:
образовательные
способствовать формированию целостного представления об искусстве;
познакомить со спецификой музыкального театра, его видами и жанрами;
сформировать навыки творческой деятельности;
сформировать навык правильной речи, включая артикуляцию, дыхание,
звукообразование, дикцию, интонационные и логические ударения;
изучить
доступные
элементы
условности
в
музыкально-сценической
деятельности: приобрести умение перевода содержания музыкального языка в
мимику, жесты, пластику движения;
обучить навыкам грамотной и выразительной речи;
формировать мировоззрение.
2
развивающие
развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
развивать творческий потенциал ребенка;
развивать интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать музыкальные способности;
формировать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми;
воспитательные
воспитывать художественно-эстетический вкус,
эмоционально-ценностное
отношение к произведениям искусства;
воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру;
формировать стремление к активному участию в деятельности детского коллектива;
формировать нравственные качества и этическую культуру.
коррекционные
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации
обучающихся
Категория обучающихся: обучающиеся 6,5-12 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий: групповые занятия.
Режим занятий. 1 занятие продолжается 45 минут.
Перечень форм обучения:
В данной образовательной программе используются такие формы занятий как
репетиция, экскурсия, занятие-путешествие, творческие обсуждения, чтение и просмотр
постановок и пьес, творческая мастерская.
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Массовая работа.
- Теоретические занятия
стимулирование социально-значимой мотивации детей, включающей стремление к
контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и
получение оценок со стороны сверстников;
организация музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа
предоставления равных возможностей, предполагающего участие детей во всех
видах музыкально—театральной деятельности и обеспечивающего формирование у
них личностных качеств, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в
коллективе;
реализация пропедевтического (подготовительного) и творческо-практического
этапов, обусловливающих поэтапное формирование коммуникативных (способность
взаимодействия), перцептивных (способность понимания других) и интерактивных
умений (способность влияния).
реализация принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование
учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка,
развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных
3
методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально
созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается
хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих
силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует
процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более
интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием
зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным
содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные
методы развития познавательного интереса детей к театру.
метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала
занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих
возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому
любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их “зажигает”.
метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного
характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в
коллективе. Работа “в креативном поле” создаёт возможность поиска различных
способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения
сценического образа.
ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям
выступает и метод использования различных игровых форм в организации
деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий
уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей
игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства,
очередного задания с творческим компонентом или других условий.
музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и
воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия
как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку
мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.
Удовлетворение потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает
ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит
массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в
музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт
подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет
ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание,
зафиксировать его и оценить.
Планируемые результаты
1. Личностные результаты:
каждый обучающийся должен знать, как правильно вести себя на сцене во время
репетиций и на спектакле
как правильно применить навыки актёрского мастерства
как правильно произносит текст в исполняемых пьесах
театральные традиции общества
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
выступления;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
4
коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду)
музыкально-творческой деятельности;- общее понятие о значении театра в жизни
человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее
представление о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой
деятельности.
3. Метапредметные результаты:
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных
видов искусств;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной
внеурочной деятельности
5
Содержание программы
Введение в мир театра
Теория: Беседа о музыкальном театре. Краткое ознакомление воспитанников с
содержанием программы в форме необычного путешествия.
Рассказ о рождении театра; театр и его разновидности; связь театра с жизнью; кто
работает в театре; отличие театра от других видов искусств. Просмотр видео – и
фотоматериалов.
Развитие произвольного внимания (зрительное, слуховое). Формирование
представления о перевоплощении.
Практика парные и групповые упражнения, коллективные действия.
Театральная игра. Развитие фантазии на основе реальных образов природы.
Созерцание, наблюдение: форма камней, раковин, паутины, движение облаков,
движение
воды, повадки диких и домашних животных. Формирование
первоначального представления
о
перевоплощении через пластические
характеристики растительного мира и мира природных стихий:
а) растения дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения),
б) передача состояний природы в движении: «Я - ветер, облако, морская волна,
арбуз, трава»; превращение рук. Формирование представления о перевоплощении
через показ мифологических героев с помощью перчаточных
кукол на основе
их литературного, живописного портретов.
Развитие речевого аппарата: работа над четкой артикуляцией. Знакомство со
звукообразованием: высота, сила, длительность звука, обертоны голоса.
Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа:
«Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание».
Упражнение « и, э, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: « э-у, ая, о-е, у-ю, ы-й»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы», твердые и
мягкие: « пе-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи; согласные в различных сочетаниях:
«фи-вви, фа-вва»; знакомство со звукообразованием: высота, сила, длительность звука,
обертоны голоса. Разучивание и исполнение приговорок-закличек, обращенных к
ветру, тучам, радуге, солнцу, дождю.
Музыкальный театр-это синтез театрального и музыкального искусства.
Просмотр репродукций картин, фотоматериалов.
Формирование представления о специфике театрального искусства и его
истоках; знакомство с «азбукой» театра; отличие музыкального театра от других
театральных жанров.
Танцевально-пластическое движение
Практика: Обучение музыкально-ритмическим
навыкам: учить
ритмично
двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко-тихоумеренно, громче-тише), регистрами (высокий, средний, низкий); отмечать в
движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой
музыкального произведения; слышать и передавать в движении ярко выраженные
акценты; навыки выразительного движения: ходить и бегать, ритмично ходить
спокойным шагом с высоким подъемом ног: скакать с ноги на ногу; легко,
свободно выполнять прямой галоп; развивать навыки пружинящего движения. Центр
тяжести и точки опоры при изменении положения тела, походка, осанка. Освоение
окружающего пространства через формирование элементарных двигательномузыкальных навыков и умений. Упражнения на развитие пластики рук, ног,
6
вестибулярного аппарата; освоение окружающего пространства через формирование
элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений, формирование умения
различать малоконтрастные части музыки; самостоятельно ориентироваться в
характере музыки; точно начинать движение после вступления; различать части и
фразы произведения, динамические оттенки и передавать их в движении; передавать
хлопками простой ритмический рисунок. Освоение группы движений классического
танца:
а) приседания (plie);
б) прыжки (элевация);
в) вращения (piroutte, tour, fouette);
Освоение позиций рук, ног, корпуса, головы:
а) закрытая позиция (ferте);
б) открытая позиция (ouvert);
в) скрещенная позиция (croise);
г) нескрешенная позиция (efface);
д) движения внутрь (en dehors);
е) движения наружу (en dedans).
Развитие навыков танцевально-пластического движения: в прыжке поочередно
выбрасывать ноги вперед, делать шаг на всей стопе с продолжением вперед и в
кружении. Закреплять умение выставлять ногу поочередно на носок и пятку; в
танце действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая
друг другу. Придумывать движения в соответствии с характером музыкального
произведения; моделирование образа через темпо-ритм.
Чтобы голос был послушным
Детский голос и его развитие: детский голосовой аппарат; резонаторы
(головной, грудной, фальцетное звучание); певческое дыхание: смешанное дыхание;
дыхательная гимнастика; вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха:
быстрый вдох, медленный вдох; ощущение легкого зевка при вдохе; певческая
постановка: положение корпуса, головы, рта, устойчивое положение гортани,
бесшумный, глубокий вдох; спокойное, естественное дыхание способствует
возникновению «опорного звука»; певческое звукообразование: смыкание и
размыкание голосовых связок; ровность звучания певческого голоса; грудной
регистр звучания,
Певческое дыхание: упражнения; певческие навыки: певческое звукообразование;
атака звука: твердая, мягкая, придыхательная; смыкание и размыкание голосовых
связок; ровность звучания певческого голоса; грудной регистр звучания; микст
(соединение грудного и головного резонаторов); примерное звучание голоса; умение
петь легато; приемы пения (штрихи): legato; staccato; martelato; markato. Элементы
двухголосия. Пение в ансамбле. Дыхательная гимнастика.
Навыки ансамблевого пения, двухголосие. Продолжение работы по
совершенствованию певческого дыхания, певческого звукообразования, певческой
дикции; виды пения: кантилена - поэзия, вокал; речитатив (secco), речитатив
(мелодический), сближение пения с речевыми интонациями.
Работа над хоровыми партитурами спектаклей, сольными номерами, ансамблями.
Изучение нотной грамоты. Дыхательная гимнастика. Моделирование образа через
звучание.
Постановка и показ спектакля
7
Теория –Выбор спектакля; показ педагогом музыкального спектакля «под рояль»;
художественная идея произведения; создание словесными средствами общего образа
будущего музыкального спектакля; распределение ролей.
Практика –Освоение музыкального и драматического материала; постановка и
освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных номеров; начало сценических
репетиций.
Теория Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми; формирование первоначального
представления о сценической задаче; формирование представления о сценическом
общении.
Практика Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми; работа над
отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски
музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
первоначальный навык сценического общения через физическое и словесное
действие (разность понятий «действия» и «движения»); создание совместно с детьми
эскизов декораций и костюмов; переход к тексту пьесы: работа над эпизодами;
уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях;
закрепление отдельных мизансцен; репетиция отдельных картин в разных составах с
деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением (вокально–хоровые
эпизоды); репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
назначение ответственных за смену декораций и реквизит; премьера спектакля;
повторные показы спектакля.
показ педагогом музыкального спектакля «под рояль»; художественная идея
произведения; создание словесными средствами общего образа будущего музыкального
спектакля; распределение ролей; освоение музыкального и драматического материала
Практика –постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных
номеров; начало сценических репетиций.
. Теория: Беседа о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, цирк, музей.
Просмотр видеоматериалов.
Театральная игра
Теория – Развитие театрально-игровой способности, театрально-игровых
умений, развитие воображения и фантазии ребенка; виды общения; общение как
внутреннее и внешнее взаимодействие партнеров; дальнейшее развитие навыка
сценического общения через физическое и словесное действие.
Практика – Комплекс упражнений на общение в условиях органического
молчания, с импровизированной речью; разучивание и исполнение приговорокзакличек, обращенных к ветру, тучам, радуге, солнцу, дождю, (руки - трава, цветы,
бабочки, собаки); развитие навыка перевоплощения через показ мифологических
героев с помощью перчаточных
кукол
на основе их литературного,
живописного портретов.
Сценическая речь
Теория – Развитие речевого аппарата: образы букв (на что похоже); знакомство
с русским детским фольклором, скороговорки; дикция, дыхание, голос.
Практика Тренировка мышц дыхательного аппарата; дыхательная разминка;
освоение смешанно-диафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха,
выдохи и вдохи на спине, «полный вдох», «свеча», «запахи природы».
Артикуляционная гимнастика.
8
Распределение звука и слова в сценическом
пространстве: бросая мяч
партнеру, произносить слог, слово, предложение; стоя по разным концам стульев,
посылать мяч под стульями, произнося при этом определенную фразу в
определенном темпе.
Теория –Стилевые особенности произведения (стихи, проза, драматургия);
понятия «подтекст» и «кинолента видений»; слушание стихов, потешек, скороговорок,
прочитанных учителем. Слушание русских народных сказок в исполнении
профессиональных актеров (аудио записи).
Основы художественного чтения;
логический анализ текста (на материале народных и литературных сказок); знаки
препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи.
Практика –Продолжение развития речевого аппарата: постановка дыхания,
массаж мышц, участвующих в дыхании. Выработка носового дыхания: «погасить
свечку» (короткий вдох-выдох), произношение текста на выдохе: упражнение
«насос»; массаж лба, верхней и средней части лица, массаж губ, шеи, живота,
межреберных мышц, спины; освоение пространства через звук (навык «посыла»).
Игры с мячом, бросание слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение
скороговорок шепотом с посылом на дальнее расстояние; упражнение «Эхо».
Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
развитие навыка логического анализа текста (на
материале народных и
литературных сказок); знаки препинания, грамматические паузы,
ударения, куски и задачи; навык передачи смысловой и выразительной
функции знаков препинания. Совершенствование техники сценической речи через
художественное слово; чтение детских стихов по ролям; работа над правильным
набором воздуха; чтение потешек и скороговорок; гимнастика для губ, языка,
челюсти, наработка четкой артикуляции и
четкого произношения звуков; тренировка дыхания.
Актерское мастерство
Теория –Творческие этюды и игры; выразительные возможности тела в
пространстве, экспрессивная выразительность, скульптурность поз и жестов;
пластическая выразительность актера (движение под музыку).
Практика Кинестетическое воспроизведение ритмического рисунка стиха; навык
характерности внутренней и внешней; навык ориентации в пространстве, мизансцена;
освоение актерских приемов: органическое молчание, общение с предметом,
импровизация в пределах темы или несложного сюжета
Технология работы над образом; ритмическое и пластическое взаимодействие
участников; развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета;
формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии.
Практика –Освоение специфики действий в образе-маске; технология работы
над собой «Я» в предлагаемых обстоятельствах»; все о характерности, поиск характера
и характерности; моделирование образа через вес: понятие «тяжелого»
Музыкальный дом
Теория: Формирование актерского словаря; значение слов театр, кино, актер,
режиссер, чтец, жанр, сценарий, мизансцена и др; разновидности оперных форм:
номерная опера, опера свободного действия, камерная опера, моноопера, мюзикл;
рок-опера.
Беседа о понятиях: мелодия, динамика, песня, танец, марш, куплет, аккомпанемент,
хор, солист.
9
и «легкого» веса, вес «средний». Движения, остановки, переходы с ощущением
центра тяжести в разных частях тела; разминка под музыку в разном весе; этюды
на неожиданность (укололся, обжегся, ушибся, оглушен), падение от внезапных
причин (оступился, подскользнулся, задел). Походка (легкая, грузная, вперевалку, с
подпрыгиванием); упражнения на умения менять темп, ритм, мгновенно
переходить от очень медленного к быстрому, от резкого к плавному. Походка
животных, этюды на физическое состояние (тучный, тонкий). Пластика и костюм,
поиск «зерна» в условиях неподвижности; предметы-характеры, маски, коряги,
определение эмоциональной сущности характера в условиях звучащей музыки,
упражнения
на
оправдания
мизансцен; понятие о
сценических планах,
представление о ракурсах фас. Фас в движении и в повороте. Труакар. (труакар –
это графическое движение по диагонали сцены – одна из ценнейших мизансценических
возможностей). Эффект профиля. Спина и полуспина. Развитие навыков «Группового
поведения».
примерная схема занятия:
1) Упражнения по развитию речи (дыхательная гимнастика, правильное
произношение звуков, упражнения для развития четкости, скорости и выразительности
речи).
2) Упражнения из раздела «Сценическое движение» (направлены на развитие
пластичности мышц тела, правильности осанки и улучшение общего физического
состояния).
3) Упражнения, развивающие память, внимание и логику мышления.
4) Упражнения, развивающие реакцию и координацию движений.
5) Игровой тренинг (игры, цель которых – снятие психологических зажимов у
ребенка).
6) Танцевальная разминка.
7) Творческое задание (например, это может быть драматизация, то есть,
разыгрывание по ролям сюжетов сказок; – упражнения-этюды на заданную тему).
Учебно-тематический план музыкальный театр
№
Раздел. Тема.
Дата проведения
план
факт
Количество
часов
Всего
1
1.
Введение в мир театра.
2.
Музыкальный театр.
12
3.
Театральная игра.
10
4.
5.
6.
Сценическая речь.
Танцевально-пластическое движение.
Чтобы голос был послушным.
10
5
10
7.
8.
Постановка и показ спектакля.
Актёрское мастерство.
Всего
10
10
68
Итого 68 часов
10
Форма аттестации и оценочные материалы
Конкурсы
Фестивали
Выступление на концертах
Выступление на родительских собраниях
КВН
Творческие задания
Открытые занятия детского объединения
Фотовыставки спектаклей
11