Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП НОО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2024г. № 21
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 02.09.2024г. № 205/2-од
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Хоровое пение»
Направленность: художественное
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6,5-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор – разработчик:
Бунькова Екатерина Алексеевна,
педагог дополнительного образования,
учитель музыки Лицея № 9
Асбест, 2024
1
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность: Эстетическое воспитание сегодня становится очень актуальным.
Музыкальная культура воспитывает в ребенке с ранних лет позитивное отношение к
действительности. Через занятия хоровым пением в классах общеобразовтельной школы
возможно решение задачи по воспитанию гражданина и патриота, приобщения к лучшим
образцам русской и зарубежной музыкальной культуры. Именно с ранних лет, со
школьной скамьи, занятия хоровым пением помогают создать условия для формирования
музыкально образованной личности.
Само присутствие музыкально-хоровых занятий в начальной школе является
актуальным, т. к. именно здесь начинается творческая коллективная учебновоспитательная работа, которая сплачивает детей, развивает усидчивость, терпение и
умение добиваться поставленных целей. Хоровое пение это доступный, демократичный
вид обучения. На хоровых занятиях нет ограничений по уровню развития детей, их
музыкальным способностям, состоянию здоровья. Но в процессе вокально-хоровой работы
учитывается различия детей - общее развитие детей, преобладающий темперамент,
характер, преобладающий тип памяти, количество времени, которое ребенок может
плодотворно работать. Хоровое пение благотворно влияет на здоровье ребенка в целом,
особенно в начальной школе, т.к. укрепляет голосовой аппарат, прививает навык
правильного дыхания, развивает артикуляционный аппарат.
Цель программы: создание условий для развития музыкальных способностей и
навыков детей младшего школьного возраста средствами вокально-хоровой деятельности.
Задачи программы:
Образовательные задачи (предметные)
формирование универсальных учебных действий - исполнительских (вокальнохоровых), слуховых;
формирование умений и навыков хорового, ансамблевого и сольного пения;
ознакомление с музыкальной терминологией;
формирование музыкальных знаний - формы произведений, выразительные средства
музыки;
развитие музыкально - исполнительской культуры;
развитие певческого аппарата, ладо высотного слуха и чувства ритма;
формирование культуры поведения и навыков концертно-конкурсной деятельности.
Личностные
формирование устойчивой мотивации к занятиям творческими видами
деятельности;
формирование умения идентифицировать себя в роли исполнителя;
формирование способностей саморазвития и стремления к творческому росту;
развитие нравственной устойчивости личности.
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину.
Метапредметные
Познавательные
2
формирование навыка учебной и познавательной деятельности;
формирования умения презентации собственной исполнительской деятельности;
формирование умения применять приобретенные исполнительские навыки в
повседневной жизни.
Коммуникативные
развитие навыка общения в коллективе;
формирование умения воспринимать себя как часть творческого коллектива;
формирование способности к активному сотрудничеству в творческих видах
деятельности;
умение определять свою роль в творческом коллективе.
Регулятивные
формирование умения осуществлять контроль над собственным психологическим
состоянием во время концертного выступления;
формирование умения планировать свою деятельность и оценивать свои
возможности;
формирование навыка решения нестандартных творческих задач в поставленных
условиях.
формирования умения анализировать свои исполнительские возможности.
Категория обучающихся: обучающиеся 6,5-12 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий: групповые занятия.
Режим занятий. 1 занятие продолжается 45 минут.
Перечень форм обучения:
• Пение в ансамбле: группы, микро-группы и т.д.
• Коллективные занятия (несколько учебных групп) - посещение конкурсов,
концертов, фестивалей и их обсуждение. Посещение мероприятий школы.
• Концертные выступления детей, участие в конкурсах и фестивалях различного
уровня.
• Индивидуальные прослушивания проводятся перед концертами и в конце
полугодия, года.
Основной формой является практическое занятие, в рамках которого происходит
освоение теории и практики хорового исполнения:
• Пение учебно-тренировочного материала (разогрев певческого аппарата)
Эта форма занятия организует, настраивает учащихся, подготавливает голосовой
аппарат к пению. Учащиеся выполняют её стоя, либо сидя на краю стула с правильной
осанкой.
• Работа над исполнением хорового произведения. Это объёмный вид деятельности,
который может включать в себя разные формы организации занятия. При разучивании это
может быть занятие-эхо (повторение за педагогом), занятие-соревнование (между
группами класса), занятие-концерт (соло или ансамбли) и т.д
Планируемые результаты
Практическая подготовка.
3
•
•
•
•
•
•
•
умеет чисто интонировать;
знает технику распевания;
соблюдает певческую установку, певческое дыхание;
умеет петь с сопровождением, слушать и контролировать себя при пении;
соблюдает технику звуковедения и атаку звука;
передаёт эмоциональную окраску характера песни;
участвует в концертной деятельности.
Теоретическая подготовка:
• знает выразительные средства музыки;
• знает элементарные музыкальные термины;
• знает понятия ритмического рисунка, динамики;
• знает правила поведения на сцене.
Личностные результаты
• проявляет интерес к творческим занятиям;
• умеет идентифицировать себя в роли исполнителя;
• умеет применять приобретенные исполнительские навыки в повседневной жизни.
• способен эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной
страны; способен испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю.
Метапредметные результаты
Познавательные:
• имеет навыки учебной и познавательной деятельности;
• анализирует собственные выступления и выступления других учащихся;
• умеет презентовать собственное исполнение;
Коммуникативные:
• умеет общаться в коллективе;
• умеет воспринимать себя как часть творческого коллектива;
• умеет сотрудничать в любом виде деятельности
Регулятивные:
• контролирует собственное эмоциональное состояние на концертах и на занятиях;
• умеет планировать свою деятельность и оценивать свои возможности;
• имеет первоначальные навыки решения нестандартных творческих задач в
поставленных условиях.
4
Содержание программы
Учебный план
№ п/п
1.1.
1.2.
1.3
1.4
2.1
2.2
3.1
Название раздела, темы
Количество часов
Теория Практика
Всего
Раздел 1. Музыкально-хоровое творчество
Введение в программу
1
1
Организация
1
1
2
музыкальных интересов
Мероприятия
1
1
воспитательнопознавательного
характера
ра
Теория музыки
1
1
2
Пение учебнотренировочного
материала
ла
Работа над репертуаром
15
15
Раздел 3. Диагностика результативности
Концертная деятельность
2
2
Диагностика
результативности
Итого часов
3.2
Раздел 2. Вокально-хоровая работа
1 Разд 10
11
ел 2 Вокально-хоровая работа
-
2
2
4
32
34
Формы аттестации/
контроля
беседа
музыкальная
викторина
беседа
тест
прослушивание
прослушивание
концерт
прослушивание
Раздел 1.Музыкально-хоровое творчество
Тема 1.1: Введение в программу
Теория: Цель и задачи программы, охрана детского голоса, ТБ.
Тема 1.2 Организация музыкальных интересов
Теория: Музыкальные жанры, средства выразительности.
Практика: Слушание музыки в исполнении педагога, в записи, на концертах.
Тема 1.3 Мероприятия воспитательно-познавательного характера. Практика:
Посещение музыкальных мероприятий с целью накопления слухового опыта.
Тема 1.4 Теория музыки.
Теория: Элементарные музыкальные термины.
Практика: Выполнение вокальных упражнений.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа
Тема 2.1 Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Правильная певческая установка.
Практика: Выполнение упражнений на формирование правильной певческой установки,
дыхания, артикуляционные упражнения по методике Емельянова.
Тема 2.2 Работа над репертуаром
Теория: Художественный образ и средства выразительности в произведениях.
5
Практика: Разучивание и отработка хоровых произведений разного характера.
Раздел 3 Диагностика результативности
Тема 3.1 Концертная деятельность
Практика: Выступления перед родителями, педагогами на мероприятиях школ, ЦВР
«Галактика» и др.
Тема 3.2 Диагностика результативности.
Практика: Исполнение пройденного материала в различных формах.
Особенности организации образовательного процесса
Хоровые занятия реализуются только на базе общеобразовательных школ,
характеризуются очной формой обучения и большой наполняемостью групп (2030
человек). Возраст учащихся - 7-11 лет, 1-4 класс. Поскольку программа предполагает 2
варианта учебно-тематического планирования: по 2 часа в неделю или по 1 часу в неделю,
в начале учебного года определяются классы, на которых будут проходить занятия по
данной программе с определенным учебным графиком (в зависимости от потребностей
школы и нагрузки педагога). Набор групп осуществляется с регистрацией заявки на
интернетпортале «Навигатор дополнительного образования Новосибирской области»:
зачисление в группах происходит на основании письменного заявления родителей и
предоставления копии свидетельства о рождении ребенка, в соответствии с возрастными
нормами и представленным расписанием. Расписание и длительность занятий
определяется в соответствии с нормами занятости младших школьников. Для концертных
выступлений учебные группы могут объединяться по параллелям, по певческому опыту и
т.д. на усмотрение педагога. Только на концертные выступления районного уровня
отбираются учащиеся, показавшие высокое качество результатов. В соответствие с этими
особенностями методические материалы и методы обучения адаптированы на большие
группы детей, разного уровня развития и базовой подготовки.
Описание используемых методик и технологий
Данная общеобразовательная программа является модифицированной, т.к.
разработана на основе базовой программы для общеобразовательной школы Д.
Кабалевского, типовой программы вокально-хоровой работы для музыкальных школ,
авторских программ преподавателей музыкально-хоровых и теоретических дисциплин
В.В. Емельянова, М. Крафт, Т. Боровик, Г.Струве с частичными изменениями в
содержании образования и методике образовательного процесса, ориентирована на
развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и
склонностей. Хоровые занятия внеурочной деятельности не ставят цели
профессионального развития слуха и музыкальную эрудицию учащихся, а лишь помогают
развить интерес к данному виду творчества, почувствовать себя частью коллектива в
совместном исполнении и получить азы правильной работы певческого аппарата, поэтому
обучение не сопровождается ведением музыкально-теоретических дисциплин и
дополнительного обучения сольному пению. Но многие предметные навыки хорового
пения преподаются в полном объёме. Это относится к технике хорового пения, слуховому
вниманию, осознанию себя частью коллектива.
В начале занятия проводятся дикционные, дыхательные упражнения, пальчиковые
игры со стихотворными сопровождениями, голосовые упражнения, где развиваются
основные навыки хорового пения, которые также выполняют функцию разогрева
певческого аппарата, подготовки к исполнению музыкальных произведений. Они
формируют:
1. Певческую установку и дыхание.
6
Осанка при пении стоя и сидя;
Характер вдоха;
Навыки одновременного и «цепного» дыхания.
2. Звуковедение и певческий выдох.
Правильная, чёткая атака звука;
Развитие объёма гласных, мышц артикуляционного аппарата, подвижность
мягкого нёба;
Развитие основных свойств певческого тембра: звонкости, полётности,
вибрато, ровности звучания голоса;
Сочетание разных штрихов и динамических оттенков с сохранением чёткой
дикции.
3. Ансамбль и строй.
Поочерёдная работа над всеми видами ансамбля: ритмический, динамический,
тембровый, интонационный;
Умение каждого певца встроить свой голос в ансамбль, слушая другие голоса.
Работе над хоровыми произведениями отводится примерно две трети общего времени
практического занятия, так как эти произведения исполняются на школьных мероприятиях
и концертах. Вокально-хоровая работа проводится в двух направлениях: интонационнотехническое и образно-эмоциональное. Оба направления тесно взаимосвязаны, но на
первом этапе работы над произведением делается акцент на техническую проработку
мотивов, исходя из особенностей художественного образа, а на втором этапе основное
внимание уделяется эмоциональному отклику и внешнему ряду, опираясь на вокальнотехнические наработки.
Произведения включаются в работу последовательно и должны нести разные
технические и исполнительские задачи и работу на разных этапах. Разучивание песни
требует больше концентрации внимания от учащихся, чем впевание уже знакомых
мотивов, поэтому два новых произведения на одном занятии не разучиваются.
Основные принципы работы над произведением.
• Подбор сочинений, исходя из технических возможностей хора;
• Включить в работу целый комплекс технических задач, осуществление которых
будет способствовать художественно-исполнительскому росту коллектива;
• Запоминания стихотворного текста песни используются образные аналогии и
мысленное рисование образов, чтобы учащиеся понимали смысл песни;
• Учащиеся должны понимать форму и фразировку произведения и их связь с
художественным образом;
• Личный показ и утрированную подачу образа.
Задачи работы над произведением
• Запоминание текста;
• Работа над чистотой интонирования;
• Точные динамические градации;
• Яркая эмоциональная выразительность;
• Чёткая дикция;
• Композиционная целостность;
• Задуманные композитором темпы исполнения.
Стадии разучивания хоровых произведений.
• Знакомство - слушание и разучивание музыкального и стихотворного текста;
• Впевание - отработка технических приёмов и приспособление мышц вокального
аппарата певцов;
• Концертное исполнение - окончательный вариант исполнения.
Особенности подбора репертуара.
7
Во время обучения по данной образовательной программе учащиеся знакомятся с
интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и
зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов
мира приобретают опыт сценического выступления.
Одной из первостепенных задач для педагога хора является задача формирования
репертуара. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений
коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и эстетическом
воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии
музыкального вкуса исполнителей и аудитории.
В работе по подбору репертуара для хора можно условно разделить на несколько
блоков:
• Русская музыка - русская классика.
• Зарубежная музыка - зарубежная классика.
• Современная музыка - музыка современных российских и зарубежных
композиторов
• Народная музыка - народные песни (славянские), народные песни зарубежных
стран.
• Популярная музыка - джазовая музыка для хора, современные песни и композиции.
Внутри разделов произведения различаются по форме, жанру, стилистике
(миниатюры, циклы, развернутые композиции, театральные представления)
При выборе хорового репертуара следует учитывать ряд факторов:
• Доступность для исполнения (доступность диапазона, вокальнотехнические
возможности исполнения)
• Доступность восприятия образного строя произведения. Очень важно, чтобы детям
было понятно и интересно то, о чём они поют.
• Доступность музыкальной формы произведения, продолжительность звучания.
• Качество поэтического текста (идейность, художественность, эмоциональная
насыщенность)
• Возрастные особенности и интересы детей, подростков.
• Доступность
исполнительско-техническая,
индивидуальные
вокальные
особенности, певческий стаж участника хора.
Педагогические технологии.
1. Технология группового обучения предполагает организацию совместных
действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
В хоровом пении эта технология очень актуальна и является основной, так как занятия
всегда проводятся с группой.
В программе используется несколько форм технологии:
• групповой опрос;
• общественный смотр знаний;
• дискуссия;
• нетрадиционные занятия (мероприятия воспитательно-познавательного характера,
организация музыкальных интересов).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится
на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким
образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в
зависимости от цели деятельности:
• одновременная работа со всей группой, хором;
• работа в парах, вопрос - ответ в песне;
• групповая работа на принципах дифференциации, по хоровым партиям, голосам.
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует,
отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь. Групповая технология
8
складывается из следующих элементов:
• постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы;
• планирование работы в группах;
• исполнение произведения группами;
• сообщение о результатах;
• подведение итогов, общий вывод о достижении результатов.
2. Технология коллективной творческой деятельности.
В этой технологии достижение творческого уровня является приоритетной целью.
Наиболее плодотворно используется в системе дополнительного образования, в том числе
в хоровом пении.
В основе технологии лежат организационные принципы:
• социально-полезная направленность деятельности учащихся;
• сотрудничество
• романтизм и творчество.
Цели технологии: выявить, развить творческие способности учащихся и приобщить
их к творческой деятельности, воспитать общественно-активную творческую личность, в
данном случае, в хоровой деятельности. Технология предполагает такую организацию
совместной деятельности учащихся, при которой все члены коллектива участвуют в
планировании, подготовке, осуществлении и анализе общего дела. Мотивом деятельности
детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко
используется игра, состязательность, соревнование. Основной метод обучения - диалог,
речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность субъектная позиция личности. При этом учащиеся сами находят необходимые средства
выразительности, анализируя художественный образ произведения. Педагог лишь
помогает подвести тему наводящими вопросами и характеристиками образа.
Основная черта технологии творчества это свободные группы, в которых ребенок
чувствует себя расковано. Эта технология в хоровом пении применяется на этапах
объединения всех технических и художественных средств выразительности и работы над
художественным образом произведения.
3.
Здоровьесберегающая технология помогает сохранить детские голоса,
понизить утомляемость во время занятий, повысить устойчивость к некоторым
заболеваниям. Пение - весьма эффективная терапевтическая методика, которая содержит в
себе музыкотерапию, звукотерапию, словотерапию и даже рифмотерапию. В процессе
пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует воспитанию
хорошей осанки. Научно доказано, что музыка повышает иммунитет, улучшает обмен
веществ, приводит к снижению заболеваемости. Здоровьесберегающая технология - это
система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и
развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического
здоровья всех субъектов образования. Искусство пения - это, прежде всего, правильное
дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Давно
известно, что пение - это лучшее дыхательное упражнение: тренируется дыхательная
мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких. На
занятиях по хоровому пению используются определенные дыхательные и голосовые
упражнения из разнообразных методик:
• элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
• упражнения для развития артикуляционного аппарата - скороговорки, речевые
упражнения, артикуляционная гимнастика;
• интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова.
4. Дистанционная образовательная технология: взаимодействие педагога и
учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присуще учебному процессу
компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и
9
реализуемое специфическими средствами Интернет технологий или другими средствами,
предусматривающими
интерактивность.
Используются
такие
дистанционные
образовательные формы:
• блок трансляции методов, приемов, технологий работы (видео-запись мастерклассов с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого
предметно-практического результата; цифровые тренажеры);
• демонстрация слушателями освоенных способностей и методов, сформированных
компетентностей в режиме видео-записи собственного продуктивного действия, в котором
эти новые качества реализуются. Это может происходить в виде Конкурса на лучшее
исполнение хоровой песни под минус, но в индивидуальной форме по предложенному
педагогом репертуару.
Методы обучения и воспитания
При работе с хоровым коллективом используется словесный, наглядный,
практический и репродуктивный методы.
Словесный метод - самый популярный в обучении метод, передающий информацию с
помощью слова. В хоровом пении используется для усвоения теоретических знаний курса,
основных понятий курса и принципов пения и исполнения.
Наглядный метод - метод показа наглядного примера в обучении. Осуществляется в
показе хоровых произведений и упражнений педагогом, либо в записи на электронных
носителях. Следует выбирать качественные записи, помогающие учащимся понять смысл
текста и характер художественного образа.
Практический метод - самостоятельное исполнение упражнений и музыкальных
произведений учащимися. Используется в вокальных упражнениях и в исполнении уже
выученных произведений для подведения итогов и построения методов дальнейшей
работы, а также в концертных выступлениях.
Репродуктивный метод - метод неоднократного воспроизведения знаний,
переданных педагогом. В обучении хоровому пению учащихся без профессиональных
знаний он является превалирующим, и используется в разучивании упражнений и хоровых
произведений. Также может использоваться полностью в подготовке к пению, в
распевании, когда нет возможности это сделать с музыкальным инструментом и учащиеся
повторяют вокальные мотивы за педагогом.
В некоторых формах деятельности используются и другие методы: иллюстративный
и дискуссионный (организация музыкальных интересов и мероприятия воспитательнопознавательного характера): учащиеся обсуждают увиденное и услышанное на
мероприятиях для осознания и применения на практике в исполнении.
Велика роль методов воспитания, воздействующих на интеллектуальную и
мотивационную сферу: убеждение, поощрение, мотивация. Убедить и увлечь учащихся
творчеством - важная задача курса, так как она является основополагающей и от этого
зависит дальнейшее обучение.
Для этого в занятиях используются:
• игровые приемы;
• подбор яркого и разнообразного репертуара;
• обобщение теоретических и практических компонентов курса;
• воспитание чувства патриотизма через коллективную творческую деятельность и
художественный образ произведений;
• обучение основам сценического поведения и сосредоточенности во время
исполнения;
• концертные формы занятия.
• периодическая смена видов деятельности для повышения внимания и
предотвращения физического утомления.
10
Алгоритм учебного занятия
Программа
«Хоровое
пение»
рассчитана
на
групповые
занятия
в
общеобразовательной школе. Мероприятия воспитательно-познавательного характера и
концерты имеют свои особенности и постоянного алгоритма не имеют. Практические
занятия похожи по структуре, различны по внутреннему содержанию, поэтому можно
выделить несколько этапов занятия.
№
Этап занятия
Содержание
1.
Вводная часть.
2.
Основная часть.
Музыкальное
приветствие.
Дыхательная
гимнастика.
Разминка артикуляционного
аппарата. Пальчиковые игры.
Хоровые
упражнения
на
разные
виды
вокальной
техники.
Программные
Время
задачи
Эмоциональная
и 5 мин
физическая настройка
на работу.
Закрепление певческих 10 мин
навыков. Настройка
слухового внимания.
Динамическая пауза: выполнение упражнений для глаз, упражнения для
расслабления шейно-воротниковой зоны и плечевого пояса.
Разучивание
нового Сопоставление
произведения, знакомство с теоретического
новыми
музыкальными материала с
терминами или понятиями
характером
произведения.
Быстрое запоминание
текста и мелодии.
Концентрация
внимания.
Динамическая пауза: выполнение упражнений для расслабления спины.
Работа над знакомым хоровым Развитие музыкальной
произведением. Техническая памяти, развитие
проработка,
работа
над эмоционального
образом. Повторение готовых восприятия музыки.
произведений.
Развитие слухового
внимания.
Самоконтроль.
Повышение интереса
3. Заключительная Демонстрация видеозаписей.
Слушание музыки.
учащегося к пению,
часть
Подведение итогов.
расширение кругозора.
Рефлексия.
Запись домашнего задания.
2 мин
10мин
2 мин
10 мин
6 мин
11
Форма аттестации и оценочные материалы
Главным результатом освоения программы, а также одной из форм проверки качества
образования является концертная деятельность. Концерты могут проводиться как в
общеобразовательной школе, по месту обучения, так и на других площадках (фестивали,
конкурсы). Именно на концертах учащиеся привыкают к работе на публике, культуре
поведения на сцене, показывают уровень овладения вокально-хоровыми навыками.
Концерт-прослушивание может быть и формой контроля на занятии, которая
помогает не только проверить формирование предметных умений, но и помочь раскрыть
потенциал, мотивацию к пению и уверенность в себе.
Освоение теоретических знаний проверяется в форме теста либо устного опроса.
Прослушивание музыкальных произведений на занятии должно сопровождаться беседами,
где обсуждается эмоциональная сфера произведений, чтобы улучшить восприятие музыки.
В форме занимательных музыкальных викторин расширяется кругозор в области
хоровой музыки и проверяется эрудированность учащихся в данном виде творчества.
Таким образом, основными формами аттестации и контроля являются:
• Концерт,
• Прослушивание (контрольное занятие),
• Опрос,
• Беседа,
• Тест,
• Викторина.
Методы диагностики:
• Наблюдение;
• Беседа.
Этапы диагностики:
• Первоначальная диагностика проводится с каждым учащимся на первых занятиях
после разучивания первых песен. Призвана отобрать детей с хорошими вокальными
данными для пения в сводных хорах и обратить внимание на детей, которым нужно помочь
развить первоначальные вокальные навыки.
• Текущая диагностика осуществляется на каждом занятии, где проверяется выучка
текста дома. Она может проходить и в групповой и в ансамблевой форме:
У контрольные занятия в конце каждой четверти;
У концерты, конкурсы, фестивали, проводимые внутри СОШ в течение года.
• Итоговая диагностика осуществляется в конце учебного года и включает в себя
мониторинг предметных, личностных и метапредметных результатов.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
• анализ работы педагога составляется в конце каждого учебного года;
• аналитическая справка по выполнению образовательной программы (в конце
учебного года),
• открытые занятия,
• отчетный концерт,
• портфолио учащихся,
• диплом лауреата, дипломанта, участника конкурсов и фестивалей различного
уровня;
• методические разработки по формам мониторинга (тесты для диагностик, бесед,
опросов);
• статьи - обобщение опыта работы, отчеты о проведенных мероприятиях. Пишутся
педагогом и издаются в публицистическом журнале «Галактический вестник», на сайте
12
учреждения, в электронной газете «Интерактивное образование» и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
• конкурс,
• концерт,
• открытое занятие,
• портфолио,
• праздник,
• фестиваль и др.
Оценочные материалы
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение детей предметным УУД, но и развитие личностных
качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей:
• Учебные, фиксирующие предметные результаты, достигнутые в процессе
освоения образовательной программы (мониторинг уровня обученности);
• Личностные, выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием
занятий в объединении;
• Метапредметные результаты, раскрывающие формирование коммуникативных,
регулятивных и познавательных УУД.
Мониторинг предметных результатов проводится в конце учебного года и позволяет
выявить уровень формирования предметных УУД в результате освоения образовательной
программы. Мониторинг результатов обучения включает в себя 2 основных блока
оцениваемых параметров:
• Теоретическую подготовку
• Практическую подготовку
Теоретические вопросы курса оцениваются на основании опросов, бесед.
Практические навыки проверяются методом включенного наблюдения.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения программы
проводится в конце учебного года с учетом всей текущей и промежуточной диагностики.
По каждому параметру выставляются балл (по 10 балльной шкале), затем подсчитывается
сумма баллов и среднеарифметическое значение по каждому учащемуся и определяется
индивидуальный уровень освоения образовательной программы.
1 - 3 балла - минимальный уровень освоения программы (информационный)
4 - 7 баллов - средний уровень освоения программы (репродуктивный)
8 - 10 баллов - максимальный уровень освоения программы (творческий)
В конце диагностики делаются общие выводы по группе в целом по уровню освоения
программы.
13