Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП НОО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2024г. № 21
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 02.09.2024г. № 205/2-од
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Робототехника»
Направленность: техническая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор – разработчик:
Гордиенко Наталья Александровна,
педагог дополнительного
образования
Лицея № 9, ВКК
Асбест, 2024
1
Пояснительная записка
Направленность программы: техническая. Программа направлена на
привлечение
учащихся
к
современным
технологиям
конструирования,
программирования и использования роботизированных устройств.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность программы:
В современном образовании недостаточное внимание уделяется технической
составляющей развития учащихся, также в настоящий момент на рынке труда
существует дефицит профессий инженерных специальностей. Таким образом,
актуальной задачей дополнительного образования является подготовка обучающихся к
жизни, приобщение их к будущей профессии наряду с обеспечением высокого уровня
общего и политехнического образования, повышения мотивации к изучению точных
наук, массовую популяризацию профессий инженерных направленностей детям с
достаточно раннего возраста. Также необходимо развивать интерес младших
школьников к изобретательской деятельности и научно-техническому творчеству.
Наиболее перспективный путь по решению поставленных задач в этом направлении –
робототехника, позволяющая с применением игровых технологий познакомить детей с
точными науками. Робототехника является эффективным методом для изучения важных
областей науки, технологии, конструирования и математики.
Отличительные особенности программы:
• Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат, т.е.
ребенок создает не просто внешнюю модель робота, дорисовывая в своем
воображении его возможности. Ребенок создает действующее устройство, которое
решает поставленную задачу.
• Программа плотно связана с массовыми мероприятиями в научно-технической сфере
для детей (соревнованиями, состязаниями), что позволяет, не выходя за рамки
учебного процесса, принимать активное участие в конкурсах различного уровня: от
муниципального до международного.
Цель и задачи программы – обучение основам робототехники через
межпредметные связи с физикой, информатикой, математикой, окружающим миром.
Задачи программы:
Обучающие:
ознакомление обучающихся с комплексом базовых технологий, применяемых при
создании роботов.
расширение политехнического кругозора, закрепление в практической
деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.
вовлечение
обучающихся
в
научно-техническое
творчество,
ранняя
профориентация.
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
учеников;
формирование и развитие творческих способностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и
физическом
совершенствовании;
2
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья, а также организация свободного времени учеников;
адаптация школьников к жизни в обществе;
профессиональная ориентация;
выявление, развитие и поддержка школьников, проявивших выдающиеся
способности.
Развивающие:
развитие у учащихся инженерное мышление, навыки конструирования,
программирования;
развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности;
формирование у учащихся стремление к получению качественного законченного
результата;
развитие креативного мышления и пространственного воображения у учащихся.
Воспитательные:
повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем;
организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве
закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения;
формирование навыков проектного мышления, работы в команде.
Категория учащихся
Эта программа разработана для детей 7-11 лет. Комплекты заданий позволяют
учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже
писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных
проектов.
В группе занимаются до 15 учащихся. Это младший возрастной период.
Психологические особенности детей 7-11 лет: подвижность, любознательность,
конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем
неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все
характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей.
Срок реализации программы – 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 академический час 1 раз в 2 недели. Объем дополнительной
образовательной общеразвивающей программы - 17 часов.
Форма обучения – очная, дистанционная.
Во время дистанционного обучения: педагог дает задание через родительский чат,
учащиеся изучают материал самостоятельно, выполняют задание, присылают педагогу,
педагог оценивает и сообщает результат учащемуся.
Дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
• веб-страницы и сайты;
• электронная почта;
• чат и т.д.
3
Виды занятий - беседа, практическое занятие, соревнования, проектная
деятельность, самостоятельная деятельность, конкурсы.
Способы обучения - индивидуальный, групповой, коллективный
Планируемые результаты
Образовательные
Освоение принципов работы простейших механизмов. Расчет передаточного
отношения. Понимание принципа устройства робота как кибернетической системы.
Использование простейших регуляторов для управления роботом. Решение задачи с
использованием одного регулятора. Умение собрать базовые модели роботов и
усовершенствовать их для выполнения конкретного задания. Навыки программирования
в графической среде.
Развивающие
Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и
особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных
задачах по механике. Строительство редуктора с заданным передаточным отношением и
более сложных конструкций из множества мелких деталей является регулярной
проверкой полученных навыков.
Воспитательные
Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым,
если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию
известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Участие в открытых
состязаниях роботов и просто свободное творчество во многом демонстрируют и
закрепляют его.
Кроме того, простым, но важным результатом будет регулярное содержание своего
рабочего места и конструктора в порядке, что само по себе непросто.
Метапредметные результаты - Умение общаться в устной или письменной форме с
использованием специальных терминов.
Уметь подготавливать и проводить
демонстрацию моделей. Использование таблиц для отображения и анализа данных.
Личностные результаты - Развитие навыков коллективного труда. Развитие
мотивации на познавательную деятельность. Развитие упорства при реализации
собственных идей.
Предметные результаты - Выполнение инструкций, точное следование образцу и
простейшим алгоритмам. Овладение компьютерными программами для решения
учебных и практических задач. Уметь программировать заданное поведение моделей.
4
Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N
Название раздела/ темы
п/п
1.
2.
3.
4.
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие.
Работа с конструктором 9580
Конструктор ПервоРобот
LEGO® WeDo™ (LEGO
EducationWeDoConstructionSet).
Работа
с
дополнительным
набором 9585 LEGO WeDo
Education WeDo
Творческая работа, подготовка
к соревнованиям и конкурсам.
40 мин
12 ч
10 мин
120 мин
30 мин
360 мин
3ч
40 мин
120 мин
2ч
20мин
80 мин
Итого
17 ч
190мин
590 мин
Формы
аттестации,
контроля
Конкурсы,
соревновани
я
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие.
1.Теория: Вводное занятие. Техника безопасности.
Практика: Изучение инструктажей по ТБ.
2. Работа с конструктором 9580 Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO
EducationWeDoConstructionSet).
1. Теория: Вводные занятия. Техника безопасности на занятиях.
Практика: Знакомство с конструктором и его комплектующими. Включение и
выключение ПК. Питание на мотор через USB порт компьютера.
2.Теория: Первые шаги в программировании.
Практика: Мотор. Блок «Начало». Блок «Цикл». Датчики: наклона, расстояния.
3. Теория: Забавные механизмы. Знакомство с ременными передачами
Практика: Сборка и программирование по схеме «Танцующие птицы».
4. Теория: Знакомство с зубчатой передачей.
Практика: Сборка и программирование по схеме «Умная вертушка».
5. Теория: Знакомство с кулачковой передачей.
Практика: Сборка и программирование по схеме «Обезьянка-барабанщица». 6. Теория:
Изучение принципа действия рычагов и кулачков.
Практика: Игра с построенными механизмами.
7. Теория: Звери. «Голодный аллигатор».
Практика: Сборка и программирование аллигатора с помощью датчика расстояния.
8. Теория: «Рычащий лев».
Практика: Сборка и программирование льва.
9. Теория: «Порхающая птица».
Практика: Конструирование и создание программы.
10. Теория: Датчик наклона. Другие звуки.
Практика: Сборка и программирование
11. Теория: Футбол. Сюжетная игра.
Практика:Конструирование и программирование по схеме«Нападающий».
3.Работа с дополнительным набором 9585 LEGO WeDoEducationWeDo
5
1. Теория: Футбол. Сюжетная игра.
Практика: Конструирование и программирование по схеме. «Вратарь».
2.Теория: Футбол. Развитие способности придумывать игры.
Практика: Конструирование и программирование по схеме. «Ликующие болельщики».
3. Теория: Приключения.
Практика: Конструирование и программирование по схеме. «Спасение самолёта».
4.Теория: Приключения.
Практика: Конструирование и программирование по схеме. «Спасение от великана».
4. Творческая работа, подготовка к соревнованиям и конкурсам.
1. Теория: Мой двор.
Практика: Составление сюжетных композиций.
2.Теория: Моделирование детской площадки.
Практика: Проектная деятельность. Защита проекта.
Календарный учебный график
№
Месяц
1
сентябрь
2
октябрь
Тема
КолФорма
во
проведения
часов
занятия
2
Беседа,
инструктаж,
практические
занятия
1.Теория: Вводное
занятие. Техника
безопасности.
Практика: Изучение
инструктажей по ТБ.
2. Теория: Вводные
занятия. Техника
безопасности на
занятиях.
Практика: Знакомство
с конструктором и
его комплектующими.
Включение и
выключение ПК.
Питание на мотор
через USB порт
компьютера.
3.Теория: Первые
2
шаги в
программировании.
Практика: Мотор.
Блок «Начало». Блок
«Цикл». Датчики:
наклона, расстояния.
4. Теория: Забавные
механизмы.
Знакомство с
ременными
передачами
Практика: Сборка и
программирование по
Беседа,
практические
занятие,
Формы
аттестации,
контроля
Собеседование,
наблюдение
Анализ
выполненных
работ
6
3
ноябрь
4
декабрь
5.
январь
6.
февраль
схеме «Танцующие
птицы».
5. Теория:
Знакомство с
зубчатой передачей.
Практика: Сборка и
программирование по
схеме «Умная
вертушка».
6. Теория: Знакомство
с кулачковой
передачей.
Практика: Сборка и
программирование по
схеме «Обезьянкабарабанщица».
7. Теория: Изучение
принципа действия
рычагов и кулачков.
Практика: Игра с
построенными
механизмами.
8. Теория: Звери.
«Голодный
аллигатор».
Практика: Сборка и
программирование
аллигатора с
помощью датчика
расстояния.
9. Теория: «Рычащий
лев».
Практика: Сборка и
программирование
льва.
10. Теория:
«Порхающая птица».
Практика:
Конструирование и
создание программы.
11. Теория: Датчик
наклона. Другие
звуки.
Практика: Сборка и
программирование
12. Теория: Футбол.
Сюжетная игра.
Практика:
Конструирование и
программирование по
2
Беседа,
практические
занятия,
Выставки работ,
соревнования
2
Беседа,
практические
занятия,
Выставки,
конкурсы ,
соревнования
2
Беседа,
практические
занятия,
Выставки,
анализ
выполненных
работ
2
Беседа,
практические
занятия,
Анализ
выполненных
работ,
соревнования,
выставки
7
7.
март
8.
апрель
9.
май
схеме «Нападающий».
13. Теория: Футбол.
2
Сюжетная игра.
Практика:
Конструирование и
программирование по
схеме. «Вратарь».
14.Теория: Футбол.
Развитие способности
придумывать игры.
Практика:
Конструирование и
программирование по
схеме. «Ликующие
болельщики».
15.
Теория: 2
Приключения.
Практика:
Конструирование
и
программирование по
схеме.
«Спасение
самолёта».
16.Теория:
Приключения.
Практика:
Конструирование
и
программирование по
схеме. «Спасение от
великана».
17. Теория: Мой двор. 2
Практика:
Составление
сюжетных
композиций.
18.Теория:
Моделирование
детской площадки.
Практика: Проектная
деятельность. Защита
проекта.
Беседа,
практические
занятия,
Выставки ,
анализ
выполненных
работ,
соревнования,
конкурсы
Беседа,
практические
занятия,
Выставки,
Анализ
выполненных
работ,
соревнования,
конкурсы
Беседа,
практические
занятия,
Выставки,
Анализ
выполненных
работ,
соревнования,
конкурсы
8
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы подведения итогов - практическое занятие, соревнования, проектная
деятельность, конкурсы.
Формы подведения результатов - конкурсы, соревнования, проектная
деятельность.
Средства контроля
Для определения успешности овладения учащимися содержанием обучения
используются педагогическое наблюдение, опросы, активность обучающихся на
занятиях, решение заданий поискового характера, участие в мероприятиях: состязаниях
роботов, показательных выступлениях, олимпиадах по робототехнике, защите проектов.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Столы, стулья (по росту и количеству детей);
Конструкторы: Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo 9580 и
ресурсного набора LEGO 9585),
программного обеспечения и учебных материалов LEGO Education WeDo
Ноутбуки -6 шт.
Телевизор.
Информационное обеспечение
• Презентации, учебные фильмы, мультфильмы;
• Интернет-ресурсы;
• Схемы - инструкции.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования технической направленности имеющий
высшее образование, ВКК, курсы повышения квалификации по робототехнике.
Методические материалы:
рабочая тетрадь со схемами сборки.
литература для педагога;
наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов,
обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, сбор
фотоматериалов, дидактические игры, организация выставок);
словесные (чтение художественной литературы, сказок, загадки, пословицы¸
проблемные вопросы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации);
практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с
постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы.
9
Список литературы
1. Барсуков А. Кто есть кто в робототехнике Ежеквартальный справочник А. Барсуков.
М.: Книга по Требованию, 2005.126 c.
2. Барсуков А.П. Кто есть кто в робототехнике А.П. Барсуков. М.: Книга по
Требованию, 2010. 128 c.
3. Иванов А. А. Основы робототехники А.А. Иванов. М.: Форум 2012. 224 c.
4. Костров Б. В. Искусственный интеллект и робототехника Б.В. Костров В.Н. Ручкин
В.А. Фулин. М.: Диалог Мифи, 2008. 224 c.
5. Макаров И. М. Робототехника. История и перспективы И.М. Макаров Ю.И. Топчеев.
М.: Наука МАИ, 2003. 352 c.
6. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей С.А. Филиппов. Л.: Наука,
2013. 320 c.
7. Юревич Е. И. Основы робототехники Е.И. Юревич. М.: БХВ-Петербург, 2010. 360 c.
8. Программное обеспечение LEGO® WeDo™
9. Книга для учителя «Перворобот LEGO® WeDo™»
10. Комарова Л.Г. Строим из LEGO Л.Г. Комарова. М. 2001. 88 с.
11. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО Т.В. Лусс. М., 2003. - 96 с.
12. Корягин А.В. Образовательная робототехника Lego WeDo. Сборник методических
рекомендаций и практикумов ДМК Пресс. 2016. 253 с.
10