ДООП Решение задач по физике

Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП СОО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2024г. № 21

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 02.09.2024г. № 205/2-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Решение задач по физике с инженерным содержанием»

Направленность: естественно-научная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 15 – 17 лет
Срок реализации программы – 2 года

Автор – разработчик:
Пихтовников Анатолий Владимирович,
учитель физики Лицея № 9

Асбест, 2024

Пояснительная записка
Направленность программы: естественно-научная.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность. Основными средствами воспитания творческой активности и
развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи.
Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий
способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. В процессе
обучения решаются проблемы дополнительного образования детей: организация
полноценного досуга; развитие личности в школьном возрасте.
Цели программы
 развитие интереса к физике и решению физических задач;
 совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
 формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах
решения школьных исследовательских и конструкторских физических задач.
Программа содержанием основных программ курса физики профильной школы.
Особое внимание уделяется задачам, связанным с профессиональными интересами
школьников, формирующим составляющие инженерной культуры обучающихся а также
задачам межпредметного содержания.

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.

Задачи программы:
Обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
учеников.
Формирование и развитие творческих способностей.
Удовлетворение
индивидуальных
потребностей
детей
в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и физическом
совершенствовании.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
а также организация свободного времени учеников.
Адаптация обучающихся жизни в обществе.
Профессиональная ориентация.
Выявление, развитие и поддержка обучающихся, проявивших выдающиеся
способности.

Категория обучающихся: программа является углубленной и предназначена для
обучающихся 10–11-х классов технического профиля.
Срок реализации программы: 2 года.
Формы занятий: лекция, беседа, практикум, практическая работа, круглый стол.
Формы подведения итогов реализации программы:
 зачеты по темам;
 выполнение тестовых работ;
 решение задач физического практикума
 участие в научно-практических конференциях разного уровня;
Режим занятий. 1 занятие продолжается 40 минут.

Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

–
–

–

–

–
–
–
–
–

Планируемые результаты
В результате освоения программы обучающийся научится:
классифицировать физические задачи по требованию, содержанию, способу задания и
решения; составлять физические задачи;
работать с текстом задачи, использовать вычислительную технику для расчетов,
анализировать решение, оформлять решение, использовать различные приемы и
способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы, метод размерностей,
графические решения и т.д.
решать задачи на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения,
упругости, трения, сопротивления, движение материальной точки, системы точек,
твердого тела под действием нескольких сил, задачи на определение характеристик
равновесия физических систем, задачи на принцип относительности: кинематические и
динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета;
экспериментальные задачи на определение показаний приборов при изменении
сопротивления тех или иных участков цепи, на описание постоянного электрического
тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.
применять различные приемы расчета сопротивлений сложных электрических цепей,
решать задачи на
описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной
индукции,
правило
Ленца,
индуктивность,
переменный
электрический ток: характеристики переменного электрического тока, различные
свойства электромагнитных волн;
решать качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим
содержанием, комбинированные задачи, конструкторские задачи и задачи на проекты;
подбирать, составлять и решать
различные сюжетные задачи: занимательные,
экспериментальные с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим
содержанием, военно-техническим содержанием;
находить оптимальные пути решения задач;
выражать и аргументировать свою точку зрения;
доказывать утверждения и применять эти утверждения для решения задач.

Содержание программы
1 год обучения
Физическая задача. Классификация задач. (5 часов)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и
решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и
решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы
и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач. (5 часов)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической
задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи
решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет.
Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение.
Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.
Изучение приемов решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы,
аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т.д.
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим
содержанием, комбинированные задачи.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики,
с помощью законов, сохранения.
Конструкторские задачи и задачи на проекты. (7 часов)
Проекты и модели электромагнитных ускорителей масс (Модель пушки Гаусса,
рельсотрона, расчет эффективности и КПД.
Проекты и модели электрогенераторов энергосберегающих устройств (МиниГЭС,
МиниЭС, работающая на движении воздуха, МиниЭС, работающая на энергии звука)
расчет эффективности и КПД.
Обобщение (1 час)
2 год обучения
Конструкторские задачи и задачи на проекты. (6 часов)
Проекты и модели энергосберегающих устройств на основе элементов Пельтье расчет
эффективности и КПД
Проекты и модели комбинированных ДВС, расчет эффективности и КПД,
Проекты и модели освещения, расчет эффективности и КПД
Проекты и модели беспроводных энергопередающих и принимающих устройств
(трансформаторы Тесла, детекторные радиоприемники) , расчет эффективности и КПД
Примеры задания и решения задач 2 части ЕГЭ по физике. (10 часов)
Задачи на кинематические и динамические характеристики движения тела в разных
инерциальных системах отсчета, принцип относительности
Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения,
упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки,
системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение
работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ,
определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева - Клапейрона,
характеристика критического состояния.

Задачи на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и закона Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью
потенциалов, энергией.
Задачи на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и
магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей.
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля-Ленца, законов
последовательного и параллельного соединений. Решение задач на расчет участка цепи,
имеющей электродвижущую силу (ЭДС).
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах,
полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.
Обобщение (1 час)
Учебный план
1 год обучения
№
1
2
3
4
5

Название раздела, темы
Физическая задача. Классификация
задач.
Правила
и
приемы
решения
физических задач.
Конструкторские задачи и задачи на
проекты.
Обобщение
Консультации по индивидуальным
проектам
и
выполнение
индивидуальных проектов

Итого

Количество часов
Формы
Практик аттестации,
Всего Теория
контроля
а
Наблюдение
5
2
3
5

2

3

7

2

5

1
17

1

35

7

Практическая
работа
Практическая
работа

17

28

2 год обучения

№
1
2

3
4
Итого

Название раздела, темы
Конструкторские задачи и задачи на
проекты.
Правила
и
приемы
решения
физических задач Примеры задания и
решения задач 2 части ЕГЭ по
физике..
Обобщение
Консультации по индивидуаль-ным
проектам
и
выполнение
индивидуальных проектов

Количество часов
Формы
аттестации,
Практик
Всего Теория
контроля
а
Наблюдение
6
2
4
10

2

1
17

1

34

5

8

17

29

Практическая
работа

Календарный учебный график.
1 год обучения
Коли
ч
№
Тема занятия
ество
часов
1 Групповая
1
Что такое физическая задача.
очная
Состав
физической
задачи.
Физическая теория и решение
задач.
Значение
задач
в
обучении и жизни.
2 Групповая
1
Классификация физических
очная
задач
по
требованию,
содержанию, способу задания и
решения.
3 Групповая
1
Классификация физических
очная
задач
по
требованию,
содержанию, способу задания и
решения. Примеры задач всех
видов.
4 Групповая
1
Составление
физических
очная
задач. Основные требования к
составлению задач.
5 Групповая
1
Способы
и
техника
очная
составления задач. Примеры
задач всех видов.
6 Групповая
1
Способы
и
техника
очная
составления задач. Примеры
задач всех видов.
7 Групповая
1
Общие
требования
при
очная
решении физических задач.
Этапы решения физической
задачи. Работа с текстом задачи.
8 Групповая
1
Анализ физического явления;
очная
формулировка идеи решения
(план решения). Выполнение
плана решения задачи
9 Групповая
1
Числовой
расчет.
очная
Использование вычислительной
техники для расчетов. Анализ
решения
и
его значение.
Оформление
решения.
Типичные
недостатки
при
решении и оформлении решения
физической задачи.
10 Групповая
1
Изучение приемов решения
очная
задач. Различные приемы и
способы решения: алгоритмы,
аналогии,
геометрические
приемы. Метод размерностей,
Форма
занятия

Место
проведения

Формы
контроля

Кабинет №
213

Педагогическое
наблюдение

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Педагогическо
е наблюдение

Кабинет №
213

Практическая
работа

Кабинет №
213

Педагогическо
е наблюдение

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Практическая
работа

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Педагогическо
е наблюдение

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

графические решения и т.д
11 Групповая
очная

1

12 Групповая
очная

1

13 Групповая
очная

1

14 Групповая
очная

1

15 Групповая
очная

1

16 Групповая
очная

1

17 Групповая
очная

18 Групповая
очная

1

Качественные,
экспериментальные,
занимательные задачи, задачи с
техническим
содержанием,
комбинированные задачи.
Классификация задач по
механике:
решение
задач
средствами
кинематики,
динамики, с помощью законов,
сохранения.
Проекты
и
модели
электромагнитных ускорителей
масс. Модель пушки Гаусса,
расчет эффективности и КПД.
Проекты
и
модели
электромагнитных ускорителей
масс.
Модель
рельсотрона,
расчет эффективности и КПД.
Проекты
и
модели
электрогенераторов
энергосберегающих устройств:
МиниГЭС
расчет
эффективности и КПД.
Проекты
и
модели
электрогенераторов
энергосберегающих устройств:
МиниЭС,
работающая
на
движении
воздуха,
расчет
эффективности и КПД.
Проекты
и
модели
электрогенераторов
энергосберегающих устройств:
МиниЭС,
работающая
на
энергии
звука,
расчет
эффективности и КПД.
Обобщение

Кабинет №
213

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

2 год обучения
Коли
Форма
ч
Место
№
Тема занятия
занятия ество
проведения
часов
1 Групповая 1
Проекты
и
модели Кабинет №
очная
энергосберегающих устройств
213
на основе элементов Пельтье
расчет эффективности и КПД
2 Групповая 1
Проекты
и
модели Кабинет №
очная
энергосберегающих устройств
213

Формы
контроля
Педагогическое
наблюдение
Фронтальный
опрос

3

Групповая 1
очная

4

Групповая 1
очная

5

Групповая 1
очная

6

Групповая 1
очная

7

Групповая 1
очная

8

Групповая 1
очная

9

Групповая 1
очная

10 Групповая 1
очная

11 Групповая 1
очная

на основе элементов Пельтье
расчет эффективности и КПД
Проекты
и
модели
комбинированных ДВС, расчет
эффективности и КПД
Проекты
и
модели
освещения,
расчет
эффективности и КПД
Проекты
и
модели
беспроводных
энергопередающих
и
принимающих
устройств
(трансформаторы Тесла), расчет
эффективности и КПД
Проекты
и
модели
беспроводных
энергопередающих
и
принимающих
устройств
(детекторные радиоприемники),
расчет эффективности и КПД
Задачи на кинематические и
динамические характеристики
движения
тела
в
разных
инерциальных системах отсчета,
принцип относительности
Решение задач на основные
законы динамики: Ньютона,
законы для сил тяготения,
упругости,
трения,
сопротивления. Решение задач
на
движение
материальной
точки, системы точек, твердого
тела под действием нескольких
сил.
Задачи на закон сохранения
импульса
и
реактивное
движение.
Задачи
на
определение
работы
и
мощности. Задачи на закон
сохранения
и
превращения
механической энергии.
Задачи
на
описание
поведения идеального газа:
основное
уравнение
МКТ,
определение скорости молекул,
характеристики состояния газа в
изопроцессах.

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Задачи
на
описание Кабинет №
поведения идеального газа:
213
основное
уравнение
МКТ,
определение скорости молекул,

Фронтальный
опрос

12 Групповая 1
очная

13 Групповая 1
очная

14 Групповая 1
очная

15 Групповая 1
очная

16 Групповая 1
очная

17 Групповая 1
очная

характеристики состояния газа в
изопроцессах.
Задачи на свойства паров:
использование
уравнения
Менделеева
Клапейрона,
характеристика
критического
состояния.
Задачи
на
описание
электрического
поля
различными
средствами:
законами сохранения заряда и
закона
Кулона,
силовыми
линиями,
напряженностью,
разностью
потенциалов,
энергией.
Задачи
на
описание
магнитного поля тока и его
действия: магнитная индукция и
магнитный поток, сила Ампера
и сила Лоренца.
Задачи на различные приемы
расчета сопротивления сложных
электрических цепей. Задачи
разных видов на описание
электрических
цепей
постоянного
электрического
тока с помощью закона Ома для
замкнутой цепи, закона ДжоуляЛенца,
законов
последовательного
и
параллельного
соединений.
Решение задач на расчет участка
цепи,
имеющей
электродвижущую силу (ЭДС).
Задачи
на
описание
постоянного
электрического
тока в электролитах, вакууме,
газах,
полупроводниках:
характеристика
носителей,
характеристика
конкретных
явлений и др.
Обобщение

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Кабинет №
213

Фронтальный
опрос

Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический
материал, журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, методическая
разработка, визуальная оценка, олимпиады, тесты, доклады, практические и лабораторные
работы; выступления на конференции, проекты.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
 Тестовые задания
 Интерактивные игры и конкурсы
 Защита проектной работы
Формы подведения итогов
Выставка работ
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
 физические приборы;
 графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики);
 доска учебная;
 доска интерактивная;
 мультимедиа проектор;
 компьютер.





Методические материалы
дидактические материалы;
учебники физики для старших классов средней школы;
учебные пособия по физике, сборники задач.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».