В соответствии с приказом Минпросвещения России от 19.03.2024 №171 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» внести следующие изменения в Основную
образовательную программу основного общего образования:
1.Изложить п. 4 раздела 1.2 «Планируемые результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования» раздела 2 «Целевой раздел
основной образовательной программы основного общего образования» Основной
образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом от
31.08.2023 N 224/4-од в новой редакции:
«Требования к предметным результатам:
- определяют требования к результатам освоения программ основного общего
образования по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История",
"Обществознание", "География", "Труд (технология)", "Основы безопасности и защиты
Родины»" на базовом уровне.».
2. Изложить в новой редакции подпункты «Труд (технология)» и «Основы
безопасности и защиты Родины» в описании реализации требований формирования УУД в
предметных результатах и тематическом планировании по отдельным предметным
областям в подразделе 2.2. «Программа формирования универсальных учебных действий
обучающихся» в
Содержательном разделе основной образовательной программы
основного общего образования:
«Предмет «Труд (технология)»
Задачами курса являются:
- овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области
«Технология»;
- овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по
преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными
целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а
также критериев личной и общественной безопасности;
- формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности,
готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений;
- формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности
цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и
технологий;
- развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане
подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки
своих профессиональных предпочтений.
Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» обеспечивает:
ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и
формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного
поведения;
прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих
преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем
уровне образования;
возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков,
необходимых для последующей жизни;
выработку
практико-ориентированных
компетенций,
соответствующих
потребностям современности;
реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное
взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
3. Изложить в новой редакции «Требования по формированию УУД в предметных
результатах и тематическом планировании по отдельным предметным областям»:
«Технология
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных
объектов;
- устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и
сравнения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а
также процессов, происходящих в техносфере;
- самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого
необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой
информации;
- оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
- опытным путём изучать свойства различных материалов;
- овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов,
оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с
приближёнными величинами;
- строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения;
- прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических
эффектов.
Работа с информацией:
- выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
- понимать различие между данными, информацией и знаниями;
- владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
- владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
-делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной
деятельности;
- вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по
осуществлению проекта;
- оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости
корректировать цель и процесс её достижения.
Умения принятия себя и других:
-признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое
же право другого на подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
-в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного
проекта;
- в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
- в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
- в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного
проекта;
- понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого
условия успешной проектной деятельности;
- уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной
деятельности;
- владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
- уметь распознавать некорректную аргументацию.
«Основы безопасности и защиты Родины»
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной
жизни; обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать
гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по
результатам исследования;
- проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного
объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие
или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию;
- овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
- уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать
эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки
возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их
смягчения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков и намерения других людей, уважительно, в корректной форме формулировать свои
взгляды;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой
учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
- публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно
выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные
презентационные материалы.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
- выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных
ситуациях;
- аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений,
самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и выбирать способ решения
учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
- составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения,
при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за
принятое решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
-давать оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других людей,
выявлять и анализировать их причины;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
человека, регулировать способ выражения эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на
ошибку свою и чужую;
- быть открытым себе и другим людям, осознавать невозможность контроля всего
вокруг.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной учебной задачи; планировать организацию совместной деятельности
(распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия,
обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку
зрения, договариваться о результатах);
- определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли
нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по
заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.».
2. Изложить подпункт п. 3.1. «Учебный план основного общего образования»
раздела 3. «Организационный раздел основной образовательной программы
основного общего образования» в новой редакции:
Учебный план основного общего образования
Количество часов в неделю
Предметные
области
V класс
VI класс
Учебные предметы
VII
класс
VIII
класс
гум
VIII
класс
IT и
инжене
рный
VIII
класс
естеств
еннонаучн
ый
IX
класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
5
6
4
3
3
3
3
21
Литература
3
3
2
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык (английский)
3
3
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
–
–
–
–
–
10
–
–
3
3
4
3
4
11
Геометрия
–
–
2
2
2
2
2
6
Вероятность и статистика
–
–
1
1
1
1
1
3
Информатика
–
–
1
1
1
1
1
3
История
2
2
2
2
2
2
2,5
10,5
Обществознание
–
1
1
3
1
1
1
4
География
1
1
2
2
2
2
2
8
Физика
–
–
2
2
2
2
3,5
9
Химия
–
–
–
2
2
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
2
2
7
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
1
1
–
–
–
–
–
2
Искусство
Изобразительное искусство
1
1
1
–
–
–
–
3
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Алгебра
Музыка
1
1
1
0,5
0,5
1
–
4
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
1
1
7
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
2
2
3
11
Основы безопасности и защиты
Родины
–
–
–
1
1
1
1
2
27
29
30
32,5
31,5
31
35
152,5
Основы безопасности
и защиты Родины
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
2
1
2
1
1
3
0
5
Проектная деятельность
1
0,5
1
–
–
–
–
2,5
Занимательная информатика
1
0,5
1
-
-
-
–
2,5
35
159
Финансовая грамотность
0,5
Практикум по математике
1
Практикум по русскому языку
1
Решение задач по физике повышенной сложности
1
Основы алгоритмизации и программирования на языке
Python
0,5
Всего в неделю
29
30
32
33
33
33
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
29
30
32
33
33
33
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 6дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
124
36
36
170
Учебные недели
34
34
34
34
34
34
35
Всего учебных часов на учебный период
986
1020
1088
1122
1122
1122
1190 5440