МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» Асбестовского
городского округа
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом
от 31.08.2023 № 224/4-од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России
(Базовый уровень)
для обучающихся 5-6 классов
2023
Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО)(утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31мая 2021г.№287);
- требованиями к результатам освоения программы
основногообщегообразования(личностным,метапредметным,предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД)
для основного общего образования.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры
(единого
культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом .
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе в 5-6 классах представлено разделами: «Россия — наш
общий дом», «Семья и духовно-нравственные ценности», «Духовно-нравственные нормы и ценности
народов России», «Духовно-нравственное богатство личности», «Культурное единство России».
Раздел «Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые моде ли. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и
нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Русский язык — язык общения и язык возможностей . Русский язык — основа российской
культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский
язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего
языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык .
Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества . Многообразие культур.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ
к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Раздел «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура . Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства,
человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов
России.
Межнациональные семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества
(сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и
произведениях разных видов искусства.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи. Семейное древо . Семейные традиции.
Раздел «Духовно-нравственное богатство личности»
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким.
Раздел «Культурное единство России»
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений.
Литература как художественное осмысление действительности. Зачем нужны литературные
произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей .
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного
разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества .
Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Народные праздники как память
культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Основное содержание обучения в программе в 6 классе.
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как
один из источников формирования социального облика общества.
Тема2.КультураРоссии: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России.
Тема3.История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды.
МногообразиекультурныхукладовкакрезультатисторическогоразвитиянародовРоссии.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд
и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека
и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема7 .Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества
с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и Свобода как
ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества
человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство
духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность
как ценность.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравственный идеал человека в
традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в
контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема13 .Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным.
Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение
проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема15.Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство
.Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема16 .Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь.
Тема17.Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Тема18 .Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре
общества.
Тема19 .Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.Волонтёрство.Общественные
блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры
народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема21.Социальныепрофессии;ихважность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема22 .Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный
долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства дл
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема23 Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны .
Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема25.Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества
гражданина
Тема26.Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги
Честь. Доблесть.
Тема28.Государство.Россия—наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства.Чтотакоезакон
.Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская
гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность(практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс(практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека .
Тема Человек и культура(проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь
на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из
учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных
памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь
переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Работа с информацией:
—
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и
дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
—
осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
—
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых
в рамках урока или внеурочной деятельности.
Универсальные регулятивные учебные действия:
—
организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебнопознавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
—
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их;
—
оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их
причины и способы преодоления.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе, оценивать свои достижения и других по овладению знаниями и
умениями, осознаватьпричины трудностей и преодолевать их;
—
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственныеспособы
решения;
—
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
—
осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной
группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим
народам России, их культурным и религиозным традициям;
—
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного
отношения между её членами;
—
знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
—
способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки
одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовнонравственными ценностями;
—
стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
—
готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд,
принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
—
стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми
нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков
другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
—
осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление
больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт
толерантности;
—
зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому
мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с
ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
—
осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь
на учителя и одноклассников;
—
осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из
учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных
памятников, общений с людьми;
—
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь
переводить её в словесную форму;
—
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
o методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
Работа с информацией:
—
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и
дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
—
осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
— осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках
урока или внеурочной деятельности
Универсальные коммуникативные учебные действия:
—
—
—
—
—
—
—
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное
суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого
поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.
д.);
сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять
готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей,
одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия
содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог
со знакомыми и незнакомыми людьми;
проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения
коллективной (групповой) работы;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему
(небольшие сообщения, сочинения, презентации).
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебнопознавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
2) Самоконтроль:
—
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам
обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
• находить на карте национально-территориальные образования РоссийскойФедерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе
иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных
промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых
нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер
семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «ОРКСЭ» знания о правах и обязанностях граждан
России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования
представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России,
их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к
литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах;
заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам
и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую
художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения
сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания
собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. ««Россия — наш общий дом»»
1.1.
Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной куль туры
народов России»?»
1
0
1
07.09.2023
Формирование и закрепление гражданского
единства . Родина и Отечество . Традиционные
ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности
. Русский язык и единое культур- ное
пространство . Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру
1.2.
Наш дом — Россия
1
0
1
14.09.2023
Характеристика на основе учебника термина Россия —
Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру
сообщений одноклассников
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Характеристика на основе учебника о роли языка. Как в
Устный опрос
Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру
Устный опрос
Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»
Устный опрос;
Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру
многонациональная страна . Многонациональный
народ Российской Федерации . Россия как об щий
дом . Дружба народов Участвовать в обсуждении
1.3.
Язык и история
1
0
1
21.09.2023
языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации
между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
1.4.
Русский язык — язык общения и
язык возможностей
1
Истоки родной культуры
1
0
1
28.09.2023
Формирование представления о русском языке —
основе российской культуры. Объяснение как
складывался русский язык: вклад народов России в
его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего
языка для всех народов России, возможности,
которые даёт русский язык. Участие в обсуждении
сообщений одноклассников
1.5.
1.6.
Материальная культура
1
0
1
0
1
05.10.2023
12.10.2023
Формирование представления, что такое культура.
Культура и природа . Роль культуры в жизни
общества . Многообразие культур и его причины .
Единство культурного пространства России
Формирование представлений о традиционных
укладах жизни разных народов, о материальной
культуре: архитектуре, одежду, пищу, транспортe,
техникe . Понять связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества. Слушать и анализировать
выступления одноклассников. Работать с
учебником, анализировать проблемные
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру
ситуации.
1.7.
1.8
1.9.
Духовная культура
Культура и религия
Культура и образование
1
0
1
1
0
1
1
0
1
19.10.2023
26.10.2023
Формирование представлений о духовнонравственной культуре, искусствe, наукe,
духовности. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира . Символ и знак
. Объяснение, что духовная культура как
реализация ценностей. Понимание взаимосвязи
между проявлениями материальной и духовной
культуры. Умение выполнять задания на
понимание и разграничение понятий по теме.
Формирование умения учиться работать с
текстом и зрительным рядом учебника.
Формирование представлений о религии и
культуре. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие
религии Рос сии . Единство ценностей в религиях
России. Формирование представлений о
понятии «религия», понимание и умение
объяснять, в чём заключается связь культуры и
религии .
Слушание объяснений учителя, работа с научнопопулярной литературой по теме
08.11.2023 Понимание зачем нужно учиться? Культура как
способ получения нужных знаний . Образование как
ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Отбор и сравнение учебных
материалов по теме.
1.10 Многообразие культур России
1
Итого по разделу
10
0
1
15.11.2023
Отбор материалов по нескольким источникам,
подготовка докладов, работа с научно популярной литературой.
Слушание выступления одноклассников
Устный опрос;
РЭШ.ру
Практическая
работа
Устный опрос;
РЭШ.ру
Практическая
работа
Устный опрос;
РЭШ.ру
Практическая
работа
Практическая
работа
Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру
2 раздел «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1
2.2
Семья — хранитель духовных
ценностей
1
Родина начинается с семьи.
1
0
0
1
1
22.11.2023 Формирование представления о семье — базовом
Устный опрос;
элементе общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Понимание, что такое семья,
формирование представления о взаимосвязях
между типом культуры и особенностями
семейного уклада у разных народов.
29.11.2023 Формирование представления об истории семьи как
части истории народа, государства, человечества.
Понимание и и объяснение как и почему история
каждой семьи тесно связана с историей страны,
народа. Систематизация учебного материала.
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру
Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру
2.3
2.4
1
Образ семьи в культуре на родов
России
2.5. Труд в истории семьи
2.6.
Семья в современном мире
0
1
1
0
1
1
0
1
13.12.2023 Формирование понятий, что такое традиция,
умение рассказывать о традициях своей семьи,
семейных традициях своего народа и других
народов России. Умение объяснять и
разграничивать основные понятия по теме.
Просмотр и анализ учебные фильмы, работа с
раздаточным материалом
20.12.2023 Знание основных фольклорных сюжетов о семье,
семейных ценностях. Знание и понимание
морально-нравственного значения семьи. Работа
с научно-популярной литературой Сочинение о
своей семье.
10.01.2023 Понимание, что такое «семейный труд»,
осознание и характеристика важного общего
семейного труда для укрепления целостности
семьи. Самостоятельная работа с учебником
1
0
1
17.01.2024 Понимание, почему важно изучать и хранить
историю своей семьи, передавать её следующим
поколениям. Подготовка доклада, сообщения;
создание семейного древа; отбор и сравнение
материалов из нескольких источников.
Итого по разделу
Устный опрос;
Практическая
работа
Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру
Практическая
работа
Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру
Практическ
ая работа
Учительcкий портал:
Практическа
я работа
6
Раздел 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1.
Личность — общество — культура 1
0
1
24.01.2024
Что делает человека человеком? Почему человек не
может жить вне общества. Связь между обществом
и культу- рой как реализация духовнонравственных ценностей. Работа с научнопопулярной литературой, умение разграничивать
понятия, смысловое чтение (решать текстовые
задачи)
Устный опрос
Видеоуроки по основным
предметам школьной
программы: http://inerneturok.ru
3.2.
Духовный мир человека. Че ловек —
творец культуры
0
1
07.02.2024
Понимание что такое мораль и нравственность,
любовь к близким. Приведение примеров о
важности таких ценностей как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба и др .
Решение текстовых зада ч, работа с учебником.
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру
1
3.3.
Личность и духовно-нравственные
ценности
Итого по разделу
1
0
1
14.02.2024
Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с помощью предметной
модели сюжетной ситуации и математическог оотношения.
Иллюстрация практической ситуации с использованием
счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического
действия для решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели;
Что такое история и почему она важна? История
семьи — часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений. Анализ выступлений одноклассников.
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Учительcкий портал:
http://www.uchportal.ru
3
Раздел 4 «Культурное единство России»
4.1.
Историческая память как духовнонравственная ценность
1
0
1
21.02.2024
4.2.
Литература как язык куль туры
1
0
1
28.02.2024
4.3.
Взаимовлияние культур
1
0
1
05.03.2024
4.4.
Духовно-нравственные ценности
российского народа
2
1
1
14.03.2024
21.03.2024
Праздники в культуре
народов России
1
4.5.
0
1
28.03.2024
Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Видеоуроки по основным
предметам школьной
программы: http://inerneturok.ru
Литература как художественное осмысление
Устный опрос;
действительности. От сказки к роману . Зачем нужны Практическая
литературные произведения? Внутренний мир
работа
человека и его духовность. Объяснение средств
выражения духовного мира человека, его морали и
нравственности в произведениях литературы .
Работа с художественной литературой, изучать и
анализировать источники.
Учительcкий портал:
http://www.uchportal.ru
Формирование представления о взаимодействии
культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и
идеями. Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»:
http://festival.1september.ru
Устный опрос;
Видеоуроки по основным
предметам школьной
программы: http://inerneturok.ru
Исторические и социальные причины культурного
разноо бразия. Каждый регион уни кален. Малая
Родина — часть обще го Отечества. Понимание
принципов федеративного устройства России,
объяснение понятия «полиэтничность».
Понимание ценности многообразия культурных
укладов народов России. Умение рассказывать о
культурном своеобразии своей малой Р о дины.
Анализ выступления одноклассников, работа с
ис точниками
Памятники как часть культуры: исторические,
художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как свидетели истории .
Архитектура и духовно-нравственные ценности.
народов России. Установление связи между
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическая
работа
историей памятника и историей края .
Характеристика памятников истории и
культуры.
Понимание нравственный и научный смысл
краеведческой работы.
4.6.
Памятники в культуре
народов России
1
0
1
Работа с научно-популярной литературой,
просмотр и анализ учебных фильмов.
06.04.2024 Понимание особенности музыки как вида искусства. Устный опрос;
Формирование знаний основных тем музыкального Практическая
работа
творчества народов России, понимание, как
история народа отражается в его музыке .
Работа с научно-популярной литературой,
просмотр и анализ учебных фильмов.
17.04.2024 Понимание и объяснение особенности
Устный опрос;
Практическая
изобразительного искусства как вида
работа
художественного творчества. Понимание и
обоснование важности искусства как формы
трансляции культурных ценностей.
Характеристика основных тем искусства народов
России. Работа с научно-популярной литературой,
просмотр и анализ учебных фильмов.
25.04.2024 Понимать, что такое изобразительное искусство,
Устный опрос;
Практическая
особенности изобразительного искусства как вида
работа
художественного творчества. Понимание
важности искусства как формы трансляции
культурных ценностей .
Знать и называть основные темы искусства народов
России .
4.7.
Музыкальная культура
народов России
1
0
1
4.8.
Изобразительное
искусство народов России
1
0
1
4.9.
Фольклор и литература
народов России
1
0
1
30.04.2024
Объяснение и показ на примерах, как произведения Устный опрос;
фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности .
1
0
1
02.05.2024
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа,
региона . Доклад с использованием разнообразного
зрительного ряда и других источников
Практическая
работа
1
0
1
10.05.2024
География культур России Россия как культурная
кар та. Описание регионов в соответствии с их
особенностями. Анализ выступления
одноклассников, работа с научно-популярной
литературой
Практическая
работа
1
0
1
16.05.2024
Понимание значения общих элементов и черт в
культуре разных народов России для обоснования её
культурного, экономического единства.
Устный опрос;
4.10 Бытовые традиции народов России:
пища, одежда, дом.
4.11
Культурная
карта
России
4.12 Единство страны — залог
будущего России
Систематизация учебного материала.
Итого по разделу
13
Практическая
работа
Резервное время
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
1.
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной куль туры
народов России»?»
1
0
1
2.
Наш дом — Россия
1
0
1
3.
Язык и история
1
0
1
4.
Русский язык — язык
общения и язык
возможностей
1
0
1
5
Истоки родной культуры
1
0
1
6
Материальная культура
1
0
1
7
Духовная культура
1
0
1
8
Культура и религия
1
0
1
9
Культура и образование
1
0
1
10
Многообразие культур
России
1
0
1
11
Семья — хранитель
духовных ценностей
1
0
1
12
Родина начинается с
семьи
1
0
1
13
Традиции семейного
воспитания в России
1
0
1
14
Образ семьи в культуре
народов России
1
0
1
15
Труд в истории семьи
1
0
1
Семья в современном мире 1
0
1
16
17
Личность — общество —
культура
1
0
1
18
Духовный мир человека. Че
ловек — творец культуры
1
0
1
19
Личность и духовнонравственные ценности
1
0
1
20
Историческая память как
духовно-нравственная
ценность
1
0
1
21
Литература как язык куль
туры
1
0
1
22
Взаимовлияние культур
1
0
1
23
Духовно-нравственные
ценности российского
народа
1
0
1
24
Духовно-нравственные
ценности российского
народа
1
0
1
25
Праздники в культуре
народов России
1
0
1
26
Памятники в культуре
народов России
1
0
1
27
Музыкальная культура
народов России
1
0
1
28
Изобразительное
искусство народов
России
1
0
1
29
Фольклор и литература
народов России
1
0
1
30
Бытовые традиции народов
1
России: пища, одежда, дом.
0
1
1
0
1
31
Культурная
России
карта
32
Единство страны —
залог будущего России
1
0
1
33
Резервное время.
Обобщение и повторение
1
0
1
34
Резервное время.
Обобщение и повторение
1
0
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
п/п
Тема урока
1.
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Мир культуры: его
структура
1
0
0
2.
Культура России:
многообразие регионов
1
0
0
3.
История быта как история
культуры
1
0
0
4.
Прогресс: технический и
социальный
1
0
0
5
Образование в культуре
народов России
1
0
0
6
Права и обязанности
человека
1
0
0
7
Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие
1
0
0
8
Современный мир:
самое важное
1
0
0
9
Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облик и
идеал человека
1
0
1
10
Взросление человека в
культуре народов России
1
0
1
1
0
0
11
Религия как источник
нравственности
12
Наука как источник знания
о человеке и человеческом
1
0
0
13
Этика и нравственность
как категории духовной
культуры. Контроль
1
1
0
14
Самопознание
1
0
1
15
Труд делает человека
человеком
1
0
0
16
Подвиг: как узнать героя?
1
0
1
17
Люди в обществе: духовнонравственное
взаимовлияние
1
0
1
1
0
0
18
Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания
19
Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений
1
0
1
20
Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры
народов России
1
0
0
21
Социальные профессии; их
важность для сохранения
духовно-нравственного
облика общества
1
0
1
22
Выдающиеся
благотворители в истории
.Благотворительность как
нравственный долг
1
0
1
23
Выдающиеся учёные России.
Наука как источник
социального и духовного
1
0
1
1
0
1
1
0
0
прогресса общества
24
25
Моя профессия
Гражданин
26
Патриотизм
1
0
0
27
Защита Родины: подвиг
или долг?
1
0
1
28
Государство. Россия—наша
Родина
1
0
0
29
Гражданская идентичность
1
0
1
30
Моя школа и мой класс
1
0
1
31
Человек: какой он?
1
0
1
32
Человек и культура
1
0
1
33
Резервное время.
Обобщение и повторение
1
0
1
34
Итоговая контрольная
работа
1
0
1
34
2
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. в.
Поляков. Учебник для учащихся 5-х классов. М., Издательский центр «Вентана - Граф»,2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. в.
Поляков.. М., Издательский центр «Вентана - Граф», 2020
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.-Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
2.Интернет – портал «Pro школу».ru - Режим доступа: http://www.proshcolu.ru/
3. http://www.pritchi.ru
4. www.РЭШ.ру
5. www.clever-lab.ru
6. Образовательный Сайт Инфоурок.ру
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)