17 Рабочая программа учебного предмета ОДНКР 5-6 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» Асбестовского
городского округа
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом
от 31.08.2023 № 224/4-од

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России
(Базовый уровень)
для обучающихся 5-6 классов

2023

Пояснительная записка
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО)(утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31мая 2021г.№287);
- требованиями к результатам освоения программы
основногообщегообразования(личностным,метапредметным,предметным);
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД)
для основного общего образования.
Целями изучения учебного курса являются:
- формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры
(единого
культурного
пространства)
России
в
контексте
процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
- создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
- формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
- идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
- овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
- приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
- развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
- становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
- формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
- обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
- воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
- содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
- формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом .
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего
образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1учебного часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе в 5-6 классах представлено разделами: «Россия — наш
общий дом», «Семья и духовно-нравственные ценности», «Духовно-нравственные нормы и ценности
народов России», «Духовно-нравственное богатство личности», «Культурное единство России».
Раздел «Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые моде ли. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и
нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба народов.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Русский язык — язык общения и язык возможностей . Русский язык — основа российской
культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский
язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего
языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык .
Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества . Многообразие культур.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ
к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Раздел «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура . Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства,
человечества . Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов
России.
Межнациональные семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества
(сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и
произведениях разных видов искусства.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в
благополучии семьи. Семейное древо . Семейные традиции.
Раздел «Духовно-нравственное богатство личности»
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре.
Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким.

Раздел «Культурное единство России»
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации.
Преемственность поколений.
Литература как художественное осмысление действительности. Зачем нужны литературные
произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей .
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного
разнообразия . Каждый регион уникален . Малая Родина — часть общего Отечества .
Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Народные праздники как память
культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Основное содержание обучения в программе в 6 классе.
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как
один из источников формирования социального облика общества.
Тема2.КультураРоссии: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России.
Тема3.История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды.
МногообразиекультурныхукладовкакрезультатисторическогоразвитиянародовРоссии.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд
и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема6.Праваиобязанностичеловека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека
и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема7 .Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества
с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и Свобода как
ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества
человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство

духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность
как ценность.
Тема11.Религиякакисточникнравственности.
Религиякакисточникнравственностиигуманистическогомышления.Нравственный идеал человека в
традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в
контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема13 .Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным.
Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение
проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема15.Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство
.Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема16 .Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь.
Тема17.Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Тема18 .Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре
общества.
Тема19 .Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие.Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.Волонтёрство.Общественные
блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры
народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России.
Тема21.Социальныепрофессии;ихважность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессии.
Тема22 .Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный
долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства дл
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема23 Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны .
Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»

Тема25.Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества
гражданина

Тема26.Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема27.ЗащитаРодины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги
Честь. Доблесть.
Тема28.Государство.Россия—наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства.Чтотакоезакон
.Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская
гражданская идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность(практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс(практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека .
Тема Человек и культура(проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь
на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из
учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных
памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь
переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
Работа с информацией:
—
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и
дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
—
осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
—
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых
в рамках урока или внеурочной деятельности.
Универсальные регулятивные учебные действия:
—
организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебнопознавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
—
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
—
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно
оценивать их;
—

оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их
причины и способы преодоления.

Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе, оценивать свои достижения и других по овладению знаниями и
умениями, осознаватьпричины трудностей и преодолевать их;
—
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственныеспособы
решения;
—
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
—
осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной
группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим
народам России, их культурным и религиозным традициям;
—
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного
отношения между её членами;
—
знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
—
способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки
одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовнонравственными ценностями;
—
стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
—
готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд,
принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
—
стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми
нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков
другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
—
осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление
больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт
толерантности;
—
зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому
мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с
ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
—
осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь
на учителя и одноклассников;
—
осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из
учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных
памятников, общений с людьми;
—
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь
переводить её в словесную форму;
—
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;
o методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
Работа с информацией:
—
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и
дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
—
осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
— осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках
урока или внеурочной деятельности
Универсальные коммуникативные учебные действия:

—

—
—
—
—
—
—

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное
суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого
поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.
д.);
сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять
готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей,
одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия
содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог
со знакомыми и незнакомыми людьми;
проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения
коллективной (групповой) работы;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему
(небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебнопознавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

2) Самоконтроль:
—
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые
коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам
обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов,
приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
• находить на карте национально-территориальные образования РоссийскойФедерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе
иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о
традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных
промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на
традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых
нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер
семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «ОРКСЭ» знания о правах и обязанностях граждан
России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования
представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России,
их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к
литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах;
заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам
и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую
художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения
сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания
собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. ««Россия — наш общий дом»»
1.1.

Зачем изучать курс «Основы
духовно-нравственной куль туры
народов России»?»

1

0

1

07.09.2023

Формирование и закрепление гражданского
единства . Родина и Отечество . Традиционные
ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности
. Русский язык и единое культур- ное
пространство . Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру

1.2.

Наш дом — Россия

1

0

1

14.09.2023

Характеристика на основе учебника термина Россия —

Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру

сообщений одноклассников

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Характеристика на основе учебника о роли языка. Как в

Устный опрос

Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру

Устный опрос

Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»

Устный опрос;

Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру

многонациональная страна . Многонациональный
народ Российской Федерации . Россия как об щий
дом . Дружба народов Участвовать в обсуждении
1.3.

Язык и история

1

0

1

21.09.2023

языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации
между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
1.4.

Русский язык — язык общения и
язык возможностей

1

Истоки родной культуры

1

0

1

28.09.2023

Формирование представления о русском языке —

основе российской культуры. Объяснение как
складывался русский язык: вклад народов России в
его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык
межнационального общения. Важность общего
языка для всех народов России, возможности,
которые даёт русский язык. Участие в обсуждении
сообщений одноклассников

1.5.

1.6.

Материальная культура

1

0

1

0

1

05.10.2023

12.10.2023

Формирование представления, что такое культура.
Культура и природа . Роль культуры в жизни
общества . Многообразие культур и его причины .
Единство культурного пространства России
Формирование представлений о традиционных
укладах жизни разных народов, о материальной
культуре: архитектуре, одежду, пищу, транспортe,
техникe . Понять связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества. Слушать и анализировать
выступления одноклассников. Работать с
учебником, анализировать проблемные

Практическая
работа

Устный опрос;
Практическая
работа

Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру

ситуации.
1.7.

1.8

1.9.

Духовная культура

Культура и религия

Культура и образование

1

0

1

1

0

1

1

0

1

19.10.2023

26.10.2023

Формирование представлений о духовнонравственной культуре, искусствe, наукe,
духовности. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира . Символ и знак
. Объяснение, что духовная культура как
реализация ценностей. Понимание взаимосвязи
между проявлениями материальной и духовной
культуры. Умение выполнять задания на
понимание и разграничение понятий по теме.
Формирование умения учиться работать с
текстом и зрительным рядом учебника.
Формирование представлений о религии и
культуре. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие
религии Рос сии . Единство ценностей в религиях
России. Формирование представлений о
понятии «религия», понимание и умение
объяснять, в чём заключается связь культуры и
религии .
Слушание объяснений учителя, работа с научнопопулярной литературой по теме

08.11.2023 Понимание зачем нужно учиться? Культура как

способ получения нужных знаний . Образование как
ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека. Отбор и сравнение учебных
материалов по теме.
1.10 Многообразие культур России

1

Итого по разделу

10

0

1

15.11.2023

Отбор материалов по нескольким источникам,
подготовка докладов, работа с научно популярной литературой.
Слушание выступления одноклассников

Устный опрос;

РЭШ.ру

Практическая
работа

Устный опрос;

РЭШ.ру

Практическая
работа

Устный опрос;

РЭШ.ру

Практическая
работа

Практическая
работа

Социальная сеть работников
образования; РЭШ.ру

2 раздел «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1

2.2

Семья — хранитель духовных
ценностей

1

Родина начинается с семьи.

1

0

0

1

1

22.11.2023 Формирование представления о семье — базовом

Устный опрос;

элементе общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Понимание, что такое семья,
формирование представления о взаимосвязях
между типом культуры и особенностями
семейного уклада у разных народов.
29.11.2023 Формирование представления об истории семьи как
части истории народа, государства, человечества.
Понимание и и объяснение как и почему история
каждой семьи тесно связана с историей страны,
народа. Систематизация учебного материала.

Практическая
работа

Устный опрос;
Практическая
работа

Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру

Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру

2.3

2.4

1

Образ семьи в культуре на родов
России

2.5. Труд в истории семьи

2.6.

Семья в современном мире

0

1

1

0

1

1

0

1

13.12.2023 Формирование понятий, что такое традиция,

умение рассказывать о традициях своей семьи,
семейных традициях своего народа и других
народов России. Умение объяснять и
разграничивать основные понятия по теме.
Просмотр и анализ учебные фильмы, работа с
раздаточным материалом
20.12.2023 Знание основных фольклорных сюжетов о семье,
семейных ценностях. Знание и понимание
морально-нравственного значения семьи. Работа
с научно-популярной литературой Сочинение о
своей семье.
10.01.2023 Понимание, что такое «семейный труд»,

осознание и характеристика важного общего
семейного труда для укрепления целостности
семьи. Самостоятельная работа с учебником
1

0

1

17.01.2024 Понимание, почему важно изучать и хранить

историю своей семьи, передавать её следующим
поколениям. Подготовка доклада, сообщения;
создание семейного древа; отбор и сравнение
материалов из нескольких источников.

Итого по разделу

Устный опрос;
Практическая
работа

Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру

Практическая
работа

Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру

Практическ
ая работа

Учительcкий портал:

Практическа
я работа

6

Раздел 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1.

Личность — общество — культура 1

0

1

24.01.2024

Что делает человека человеком? Почему человек не
может жить вне общества. Связь между обществом
и культу- рой как реализация духовнонравственных ценностей. Работа с научнопопулярной литературой, умение разграничивать
понятия, смысловое чтение (решать текстовые
задачи)

Устный опрос

Видеоуроки по основным
предметам школьной
программы: http://inerneturok.ru

3.2.

Духовный мир человека. Че ловек —
творец культуры

0

1

07.02.2024

Понимание что такое мораль и нравственность,
любовь к близким. Приведение примеров о
важности таких ценностей как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба и др .
Решение текстовых зада ч, работа с учебником.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Социальная сеть работников
образования: РЭШ.ру

1

3.3.

Личность и духовно-нравственные
ценности

Итого по разделу

1

0

1

14.02.2024

Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с помощью предметной
модели сюжетной ситуации и математическог оотношения.
Иллюстрация практической ситуации с использованием
счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического
действия для решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели;

Что такое история и почему она важна? История
семьи — часть истории народа, государства,
человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений. Анализ выступлений одноклассников.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Учительcкий портал:
http://www.uchportal.ru

3

Раздел 4 «Культурное единство России»
4.1.

Историческая память как духовнонравственная ценность

1

0

1

21.02.2024

4.2.

Литература как язык куль туры

1

0

1

28.02.2024

4.3.

Взаимовлияние культур

1

0

1

05.03.2024

4.4.

Духовно-нравственные ценности
российского народа

2

1

1

14.03.2024
21.03.2024

Праздники в культуре
народов России

1

4.5.

0

1

28.03.2024

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Видеоуроки по основным
предметам школьной
программы: http://inerneturok.ru

Литература как художественное осмысление
Устный опрос;
действительности. От сказки к роману . Зачем нужны Практическая
литературные произведения? Внутренний мир
работа
человека и его духовность. Объяснение средств
выражения духовного мира человека, его морали и
нравственности в произведениях литературы .
Работа с художественной литературой, изучать и
анализировать источники.

Учительcкий портал:
http://www.uchportal.ru

Формирование представления о взаимодействии
культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и
идеями. Примеры межкультурной коммуникации как
способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»:
http://festival.1september.ru

Устный опрос;

Видеоуроки по основным
предметам школьной
программы: http://inerneturok.ru

Исторические и социальные причины культурного
разноо бразия. Каждый регион уни кален. Малая
Родина — часть обще го Отечества. Понимание
принципов федеративного устройства России,
объяснение понятия «полиэтничность».
Понимание ценности многообразия культурных
укладов народов России. Умение рассказывать о
культурном своеобразии своей малой Р о дины.
Анализ выступления одноклассников, работа с
ис точниками
Памятники как часть культуры: исторические,
художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы.
Исторические здания как свидетели истории .
Архитектура и духовно-нравственные ценности.
народов России. Установление связи между

Практическая
работа

Устный опрос;
Практическая
работа

историей памятника и историей края .
Характеристика памятников истории и
культуры.
Понимание нравственный и научный смысл
краеведческой работы.

4.6.

Памятники в культуре
народов России

1

0

1

Работа с научно-популярной литературой,
просмотр и анализ учебных фильмов.
06.04.2024 Понимание особенности музыки как вида искусства. Устный опрос;
Формирование знаний основных тем музыкального Практическая
работа
творчества народов России, понимание, как
история народа отражается в его музыке .
Работа с научно-популярной литературой,
просмотр и анализ учебных фильмов.
17.04.2024 Понимание и объяснение особенности
Устный опрос;
Практическая
изобразительного искусства как вида
работа
художественного творчества. Понимание и
обоснование важности искусства как формы
трансляции культурных ценностей.
Характеристика основных тем искусства народов
России. Работа с научно-популярной литературой,
просмотр и анализ учебных фильмов.
25.04.2024 Понимать, что такое изобразительное искусство,
Устный опрос;
Практическая
особенности изобразительного искусства как вида
работа
художественного творчества. Понимание
важности искусства как формы трансляции
культурных ценностей .
Знать и называть основные темы искусства народов
России .

4.7.

Музыкальная культура
народов России

1

0

1

4.8.

Изобразительное
искусство народов России

1

0

1

4.9.

Фольклор и литература
народов России

1

0

1

30.04.2024

Объяснение и показ на примерах, как произведения Устный опрос;
фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности .

1

0

1

02.05.2024

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа,
региона . Доклад с использованием разнообразного
зрительного ряда и других источников

Практическая
работа

1

0

1

10.05.2024

География культур России Россия как культурная
кар та. Описание регионов в соответствии с их
особенностями. Анализ выступления
одноклассников, работа с научно-популярной
литературой

Практическая
работа

1

0

1

16.05.2024

Понимание значения общих элементов и черт в
культуре разных народов России для обоснования её
культурного, экономического единства.

Устный опрос;

4.10 Бытовые традиции народов России:

пища, одежда, дом.
4.11

Культурная

карта

России

4.12 Единство страны — залог

будущего России

Систематизация учебного материала.
Итого по разделу

13

Практическая
работа

Резервное время

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

1.

Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной куль туры
народов России»?»

1

0

1

2.

Наш дом — Россия

1

0

1

3.

Язык и история

1

0

1

4.

Русский язык — язык
общения и язык
возможностей

1

0

1

5

Истоки родной культуры

1

0

1

6

Материальная культура

1

0

1

7

Духовная культура

1

0

1

8

Культура и религия

1

0

1

9

Культура и образование

1

0

1

10

Многообразие культур
России

1

0

1

11

Семья — хранитель
духовных ценностей

1

0

1

12

Родина начинается с
семьи

1

0

1

13

Традиции семейного
воспитания в России

1

0

1

14

Образ семьи в культуре
народов России

1

0

1

15

Труд в истории семьи

1

0

1

Семья в современном мире 1

0

1

16
17

Личность — общество —
культура

1

0

1

18

Духовный мир человека. Че
ловек — творец культуры

1

0

1

19

Личность и духовнонравственные ценности

1

0

1

20

Историческая память как
духовно-нравственная
ценность

1

0

1

21

Литература как язык куль
туры

1

0

1

22

Взаимовлияние культур

1

0

1

23

Духовно-нравственные
ценности российского
народа

1

0

1

24

Духовно-нравственные
ценности российского
народа

1

0

1

25

Праздники в культуре
народов России

1

0

1

26

Памятники в культуре
народов России

1

0

1

27

Музыкальная культура
народов России

1

0

1

28

Изобразительное
искусство народов
России

1

0

1

29

Фольклор и литература
народов России

1

0

1

30

Бытовые традиции народов
1
России: пища, одежда, дом.

0

1

1

0

1

31

Культурная
России

карта

32

Единство страны —
залог будущего России

1

0

1

33

Резервное время.
Обобщение и повторение

1

0

1

34

Резервное время.
Обобщение и повторение

1

0

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№
п/п

Тема урока

1.

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Мир культуры: его
структура

1

0

0

2.

Культура России:
многообразие регионов

1

0

0

3.

История быта как история
культуры

1

0

0

4.

Прогресс: технический и
социальный

1

0

0

5

Образование в культуре
народов России

1

0

0

6

Права и обязанности
человека

1

0

0

7

Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие

1

0

0

8

Современный мир:
самое важное

1

0

0

9

Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облик и
идеал человека

1

0

1

10

Взросление человека в
культуре народов России

1

0

1

1

0

0

11

Религия как источник
нравственности

12

Наука как источник знания
о человеке и человеческом

1

0

0

13

Этика и нравственность
как категории духовной
культуры. Контроль

1

1

0

14

Самопознание

1

0

1

15

Труд делает человека
человеком

1

0

0

16

Подвиг: как узнать героя?

1

0

1

17

Люди в обществе: духовнонравственное
взаимовлияние

1

0

1

1

0

0

18

Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания

19

Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений

1

0

1

20

Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры
народов России

1

0

0

21

Социальные профессии; их
важность для сохранения
духовно-нравственного
облика общества

1

0

1

22

Выдающиеся
благотворители в истории
.Благотворительность как
нравственный долг

1

0

1

23

Выдающиеся учёные России.
Наука как источник
социального и духовного

1

0

1

1

0

1

1

0

0

прогресса общества
24
25

Моя профессия
Гражданин

26

Патриотизм

1

0

0

27

Защита Родины: подвиг
или долг?

1

0

1

28

Государство. Россия—наша
Родина

1

0

0

29

Гражданская идентичность

1

0

1

30

Моя школа и мой класс

1

0

1

31

Человек: какой он?

1

0

1

32

Человек и культура

1

0

1

33

Резервное время.
Обобщение и повторение

1

0

1

34

Итоговая контрольная
работа

1

0

1

34

2

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. в.
Поляков. Учебник для учащихся 5-х классов. М., Издательский центр «Вентана - Граф»,2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы духовно – нравственной культуры народов России. Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. в.
Поляков.. М., Издательский центр «Вентана - Граф», 2020
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов.-Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
2.Интернет – портал «Pro школу».ru - Режим доступа: http://www.proshcolu.ru/
3. http://www.pritchi.ru
4. www.РЭШ.ру
5. www.clever-lab.ru
6. Образовательный Сайт Инфоурок.ру

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».