Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП ООО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2023г. № 15
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 01.09.2023г. № 242-од
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Отряд юных инспекторов движения «Светофор»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 12 – 15 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор – разработчик:
Патрикеева Виктория Игоревна,
педагог дополнительного образования
Лицея № 9
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00E08E6DA294FFE211287579D79B31C2F5
Владелец: ЯГОТИНА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Действителен: с 13.02.2023 до 08.05.2024
Асбест, 2023
1
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность.
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры
поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания,
отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной
адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет
сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном
транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой
работы
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из
них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные
инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых,
заинтересованных
в снижении дорожно-транспортного травматизма.
В процессе занятий дети участвуют в рейдах по обеспечению безопасности
движения на улицах и дорогах, в агитационных автопробегах по пропаганде правил
поведения на дорогах и улицах. Проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы
знатоков правил
дорожного движения, состязание «Безопасное колесо» и др.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования
безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД.
Реализация программы рассчитана на один год. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5-7
классов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание
занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния
здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к
сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом
последующем этапе обучения.
Цель программы – вовлечение учащихся в деятельность по профилактике детского
дорожного травматизма, познакомить их с содержанием работы специалистов,
обеспечивающих безопасность дорожного движения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Задачи программы:
Обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
учеников;
Формирование и развитие творческих способностей.
Удовлетворение
индивидуальных
потребностей
детей
в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и физическом
совершенствовании.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
а также организация свободного времени учеников.
Адаптация обучающихся жизни в обществе.
Профессиональная ориентация.
Выявление, развитие и поддержка обучающихся, проявивших выдающиеся
способности.
Обучение правилам безопасного поведения на дорогах и улицах.
2
9. Ознакомление с работой современных технических устройств, используемых в
различных службах ГИБДД.
10. Предоставление опыта реальной деятельности по профилактике детского дорожного
травматизма.
11. Обучение приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в
дорожно-транспортных происшествиях.
Категория обучающихся: Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов.
Срок реализации программы: 1 год. На реализацию курса «Юные инспектора
движения» отводится 68 часов.
Формы занятий
Работа основывается на различных видах деятельности:
создание уголка безопасности дорожного движения;
изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;
встречи и беседы с инспектором ГИБДД;
встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и
применения знаний на практике;
проведение практических занятий по вождению велосипеда;
участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной
безопасности;
проведение игр, конкурсов, соревнований в учреждении.
Формы подведения итогов реализации программы:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
игр-состязаний;
анализ результатов деятельности.
Режим занятий. 1 занятие продолжается 40 минут.
Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты
Результатами воспитательно-образовательной деятельности программы являются:
развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, разносторонняя физическая и
психологическая подготовка учащихся, развитие творческих способностей учащихся,
сокращение количества ДТП с участием обучающихся, увеличение количества
обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД, повышение уровня теоретических знаний
по ПДД, расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения; повысить
дорожную грамотность учащихся; сформировать мотивационно – поведенческую культуру
ребенка в условиях общения с дорогой; повысить ответственность детей за свое поведение
на дороге.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Воспитательные результаты работы по данной программе можно оценивать по двум
уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
3
знаний о безопасности дорожного движения, об основах оказания первой медицинской
помощи, о правилах дорожного движения.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научаться:
o понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
o осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательная УУД:
Обучающиеся научатся:
o проводить сравнение и классификацию объектов;
o понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
o проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научаться:
o работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;
o обращаться за помощью;
o предлагать помощь и сотрудничество;
o слушать собеседника;
o формулировать свои затруднения;
o формулировать собственное мнение и позицию;
o договариваться и приходить к общему решению;
o осуществлять взаимный контроль.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении правил безопасности
дорожного движения.
овладение умениями оказания первой медицинской помощи, безопасного дорожного
движения.
4
Содержание программы
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны
между собой.
Тема 1. Введение в образовательную программу кружка.
Теория. Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы
(структура отряда, положение, обязанности). Оформление уголка «Дорога, транспорт,
пешеход».
Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.
Тема 2. История правил дорожного движения.
Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом
светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…
Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения.
Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности
пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения,
причины дорожно-транспортных происшествий.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения.
Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки.
Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные
пункты.
ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода
проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и
колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
Знаки.
ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и
дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов.
Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Дорожные знаки. Предупреждающие
знаки.
Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки.
Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки
дополнительной информации.
Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям
стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.
Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки
противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка.
Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде
стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования
движения через железнодорожные переезды.
Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и
второстепенная дороги. «Правило правой руки».
Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или
регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальныесигналы.
Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и
специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованныемаячками
желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками белолунного цвета и специальным звуковым сигналом.
5
Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда
перекрестков. Регулируемые перекрестки.
Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд
перекрестков со светофорным регулированием.
Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки
равнозначных дорог.
Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных
средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.
Движение через железнодорожные пути.
Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях,
когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном
переезде.
ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение
групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка
транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Тормозной и остановочный пути. Дорожные ловушки.
Причины ДТП.
Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.
Практика. Решение задач, карточек по ПДД.
Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.
Разработка викторины по ПДД в уголок.
Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим
говорят».
Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом».
Участие в конкурсах по правилам ДД.
Тема 4. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.
Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель
ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.
Раны, их виды, оказание первой помощи.
Вывихи и оказание первой медицинской помощи.
Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды.
Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой
помощи.
Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи.
Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка
пострадавшего, иммобилизация.
Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.
Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам. Наложение
различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой
помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном
приступе.
Транспортировка пострадавшего.
Тема 5. Традиционно-массовые мероприятия.
Практика.
Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.
Подготовка и участие в соревнованиях «Безопасное колесо». Выступление в классах по
пропаганде ПДД.
Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД. Участие в различных конкурсах по
6
ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности на
занятиях кружка
Кол-во
часов
2ч
Содержание занятий,
оборудование
Знакомство с историей
движения отрядов ЮИД.
Беседа о значении отрядов
ЮИД. Знакомство с задачами
отряда.
Знакомство с положение об
отряде ЮИД.
Теория
Практика
1
1
1
1
2ч
Обязанности водителя,
пешехода, пассажира.
1
1
3ч
Знакомство с основными
понятиями, терминами ПДД:
водитель, пешеходный
переход, проезжая часть,
участник дорожного движения
Группы знаков, их
назначение, установка.
Значение и особенности групп
знаков: предупреждающие,
знаки приоритета,
запрещающие,
предписывающие,
информационноуказательные, знаки сервиса.
Движение пешехода по улице
(по тротуарам, пешеходной
дорожке, по обочине),
пересечение проезжей части
на регулируемом и
нерегулируемом пешеходном
переходе и при отсутствии
пешеходного перехода.
Переход дороги по сигналам
светофора. При отсутствии
светофора.
Понятие улицы. Улицы с
односторонним и
двусторонним движением;
тротуар, дорожки для
пешеходов. Дорога, главная
дорога, проезжая часть,
обочина, разделительная
полоса, кювет.
Раскрытие понятия
регулируемого перекрёстка.
Регулирование светофором и
регулировщиком. Основная
2
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1
Разработка и изучение
положения об отряде ЮИД.
Задачи на новый учебный год.
Права и обязанности,
ответственность участников
дорожного движения.
Основные понятия и термины
ПДД
2ч
Дорожные знаки и
дополнительные средства
информации
4ч
Правила движения пешехода.
3ч
Где и как переходить улицу?
2ч
Элементы улиц и дорог.
3ч
Регулируемый перекрёсток
2ч
7
Нерегулируемый перекрёсток
2ч
Правила движения
велосипедистов.
3ч
Дорожные ловушки
3ч
Ожоги и обморожения
2ч
Виды кровотечений
2ч
опасность на регулируемом
перекрёстке – ограничение
обзора трогающимися с места
автомобилями в начале цикла
«зелёного» и проезд «с ходу»
других автомобилей.
Понятие нерегулируемого
перекрёстка. Правила
перехода в зоне
нерегулируемого перекрёстка.
Дорожные «ловушки»,
подстерегающие пешехода на
перекрёстке. «Подвижный
ограниченный обзор»:
попутный транспорт,
встречный транспорт.
Ограничение обзора
остановившимися
автомобилями
Знакомство с устройством
велосипеда. Элементарные
правила велосипедистов.
Порядок движения на
велосипеде по проезжей
части.
Знание правил безопасного
перехода через дорогу.
Умение видеть на дороге
опасные ситуации«ловушки»: закрытого обзора;
отвлечения внимания;
«пустынная улица»; пешеход
на проезжей части улицы;
зона остановки автобуса,
троллейбуса, трамвая; на
пешеходном переходе;
пешеход у светофора; на углу
перекрёстка; возле дома;
пешеход, идущий вдоль
проезжей части
ПМП при ожогах 1,2,3, 4
степеней; при ожогах
кислотой, щёлочью. ПМП при
обморожениях.
Обезболивающие средства.
Обработка поражённых
участков тела.
Ознакомление с видами
кровотечений и их
характеристика (капиллярное,
венозное, артериальное).
Признаки внутреннего
кровотечения. ПМП при
капиллярном, венозном,
артериальном, внутреннем
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
8
Транспортировка
пострадавших
2ч
Травма головы, грудной
клетки, живота.
2ч
Шок, обморок.
2ч
Переломы
2ч
Первичное реанимационное
пособие
2ч
Виды и техника наложения
повязок.
2ч
кровотечениях. Правила
наложения жгута, (закрутки).
Понятие транспортировки.
Особенности транспортировки
с переломом позвоночника,
при переломе костей таза.
Транспортировка при
отсутствии транспортных
средств (носилки, щит, доска)
Понятие травмы. ПМП при
черепно- мозговой травме;
ПМП пострадавшему с
травмой грудной клетки (при
открытом пневмотороксе0;
ПМП пострадавшему с
закрытой (тупой) травмой
живота; при ранении живота.
Понятие шока, обморока.
Порядок оказания ПМП при
шоке, обмороке
Открытый и закрытый
перелом. ПМП при переломе:
ключицы, плечевой кости,
костей предплечья, костей
кисти и пальцев, бедренной
кости, костей голени. Вывих
конечности, бедра, костей
верхних конечностей, нижней
челюсти
Первичное реанимационное
пособие. Изучить оказание
реанимационной помощи при
следующих случаях:
1. Пострадавший без
сознания;
2.Обеспечение проходимости
дыхательных путей;
3. Проведение искусственного
дыхания «рот в рот», «рот в
нос»;
4. Проведение закрытого
массажа сердца;
5. Оказание сердечнолёгочной реанимации одним
человеком;
6. Оказание сердечнолёгочной реанимации двумя.
Общие правила наложения
повязок. Наложение повязки:
- при травме головы: лобной
области (шапочка); теменной
области (чепец); затылочной
области головы и шеи (8образная);
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
Медицинская аптечка
2ч
Основы страхования.
1ч
Подготовка и выступление
агитбригады.
4ч
Подготовка плаката и
наглядной
агитации .Проведение
социальной рекламы по
пропаганде соблюдений ПДД
Участие в конкурсах
4ч
Проведение игр и конкурсов
юных
знатоков ПДД среди
школьников
Мониторинг знаний ПДД среди
школьников.
Закрепление знаний по ПДД
4ч
4ч
2ч
- при травме глаза; на оба
глаза;
- при травме голеностопного и
лучезапястного суставов (8образная);
- на локтевой и коленный
суставы (сходящаяся повязка);
(расходящаяся);
- при травме грудной клетки
(спиральная повязка); (повязка
Дезо).
Применение лекарственных
1
средств
Правила страхования.
1
Правила страхования
имущества, жизни.
Деятельность страховых
компаний. Заключение
договоров
Заучивание стихов, песен.
Подготовка атрибутики,
плакатов. Участие в конкурсах
по ПДД
Сбор информации для
2
плаката. Оформление.
Соц.реклама.
1
4
2
Конкурс рисунков по
правилам дорожного
движения «Красный, желтый,
зеленый»
Соревнование «Ловкие,
смелые, умелые».
1
3
1
3
Блиц опрос. Тестирование по
ПДД
1
1
10
Формы аттестации
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
проведение игр-состязаний;
анализ результатов деятельности.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
персональный компьютер;
проектор;
демонстрационный экран.
Учебно-практическое оборудование
наглядные пособия:
плакаты, сюжетные картинки;
переносные знаки ДД;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
форма ЮИД;
игрушки транспортные;
флажки для перехода улиц;
дорожные знаки нагрудные и переносные.
Методические материалы
слайдовые презентации, видеофильмы;
раздаточный материал по теме;
детская художественная, методическая литература.
11