Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП НОО, ОП ООО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 20.09.2023г. № 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 28.09.2023г. № 275/1-од
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00E08E6DA294FFE211287579D79B31C2F5
Владелец: ЯГОТИНА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Действителен: с 13.02.2023 до 08.05.2024
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный (драматический) театр «Лицедеи»
Направленность: художественное
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор – разработчик:
Змановская Владислава Ивановна,
педагог дополнительного образования
Лицея № 9
Асбест, 2023
1
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность: Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что
помогает развиваться полноценному человеку. Театр - искусство коллективное. Занятия
театральным творчеством дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед
партнерами, зрителями и коллективом, прививают любовь к труду. Подлинное творчество
- это талант плюс упорный, тяжелый, но радостный труд. Научить понимать радость
данного труда, попробовать раскрыть талант ребенка является одной из основных задач
объединения «Школьный театр».
Актуальность программы в том, что «Школьный театр» позволяет реализовать
гуманистическую направленность процессов воспитания и развития личности ребенка в
современном обществе, уделить особое внимание духовно-нравственному и эстетическому
воспитанию личности ребенка.
Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества, подчиненности
общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом проявлении каждого
исполнителя - с другой, имеет опыт индивидуализации и социализации.
Новизна программы предполагает использование системно-деятельностного подхода
в организации и проведении занятий, вовлечение учащихся в продуктивную творческую
деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой,
автора своего спектакля. Это все требует от ребенка осмысления действительности,
выявления своего собственного отношения, а, значит открытости миру в противовес
замкнутости и зажиму. Программа предназначена для подростков 10- 17 лет,
интересующихся театральным искусством и актерским мастерством, желающих проявить
себя на сцене.
В объединение принимаются все желающие от 10 до 17 лет. Обучение происходит в
разновозрастной группе. Участники стремятся осуществлять вклад в общее дело на благо
коллектива и самого себя. Круг их интересов разносторонний: занятия во внеурочной
деятельности, активное участие в классных и школьных мероприятиях. Большинство из
них стремятся к роли лидера.
Дополнительные занятия в атмосфере театрального творчества формируют и
развивают коммуникативную культуру обучающихся, их игровую культуру, формируют
его систему ценностей в обществе.
Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в
общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство
ответственности в выполнении каких-либо поручении, обязанностей.
Наряду с этими неоспоримо важными компетентностями дополнительные занятия в
театральном кружке формируют устную речь, развивают ее выразительные и
интонационные возможности - в общем, формируют культуру устной и сценической речи,
развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его
жизнь новыми яркими ощущениями.
Цель программы: воспитание культурной, социально и творческиактивной личности
средствами театрального искусства.
Задачи программы:
2
- формировать и развивать творческие способности обучающихся, выявлять,
развивать и поддерживать талантливых детей;
- обеспечить процесс духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания обучающихся;
- содействовать формированию ценностного отношения к театральному искусству;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения;
- способствовать формированию и сплочению детского коллектива;
- воспитывать дружелюбие и вежливость в отношениях со сверстниками;
- способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни
посредством развития чувства прекрасного, положительного отношения к труду;
- способствовать формированию социальной активности обучающихся через
участие в деятельности объединения;
- формировать потребность в саморазвитии.
Категория обучающихся: обучающиеся 8-14 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий: групповые занятия.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Всего 3 часа в
неделю.
Перечень форм обучения: открытое занятие, практическое занятие, творческая
мастерская.
Планируемые результаты
Личностные:
стремятся к развитию творческих способностей;
умеют управлять своим эмоциональным состоянием;
умеют доводить дело до конца;
способны проявлять эмпатию, чувствительность к эмоциональному состоянию
собеседников;
способны высказывать свое мнение.
Метапредметные:
успешно выполняют задания;
умеют делать простые выводы и обобщения в результате совместнойработы
группы;
проявляют организаторские способности;
способны адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.
способны к рефлексии;
Предметные: учащиеся знают:
основные театральные понятия и определения;
основы внешней и внутренней техники актера;
игры на развитие актерских способностей;
основы публичного выступления;
могут воплотить свои способности в различных ролях.
3
Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1.
1.
2.
3.
Название раздела, тема
Права и обязанности
обучающихся. Инструктаж по
технике безопасности.
Азбука театра.
Элементы внешней и внутренней
техника актера.
Формирование навыка
творческой мобилизации
Память физических действий
Перевоплощение. Превращение.
Пространство
Звучание
Сценическое движение
Сценическая речь. Развитие
речевого аппарата
Распределение звука в
сценическом пространстве
Промежуточная аттестация
обучающихся.
Словесное действие.
Художественное слово.
Постановка миниспектакля
Этика творчества.
Коллективная особенность театра.
Выразительные средства театра
Театр - экспромт.
Мы - зрители.
Итоговое занятие «Творческий
отчет» Промежуточная
аттестация.
Резерв. Участие в сценариях
школьных праздников.
Итого
Количество часов
всего теория практика
1
1
4
63
1
4
Формы
аттестации
(контроля)
3
59
2
3
6
2
4
4
1
3
5
2
4
4
6
6
3
3
1
1
9
12
16
24
6
4
6
6
2
2
10
4
1
1
1
1
Аттестация
7
12
16
20
5
3
5
5
2
Аттестация
10
102
часа
Содержание учебного плана
Раздел I. Азбука театра (4 часа).
Теория: Знакомство с группой. Права и обязанности обучающихся.
Знакомство с правилами поведения в кружке, с техникой безопасности на занятиях,
во время посещения спектаклей, поездок в автобусе, правилами противопожарной
безопасности.
4
Введение в программу. Знакомство с программой, основные моменты. Беседа на
тему «Что мы знаем о театре?» Краткое содержание тем программы. Презентация о
театральной жизни. Театр как вид искусства.
Практика: Театр вокруг нас. Путешествие по театральным картинкам и программкам.
Ролевая игра «Мы идем в театр». Импровизация «Кто какую роль играет в жизни».
Актер - главное «чудо» театра. Беседа «Почему актера называют чудом?» О
профессии актера и его способности перевоплощаться. Игры «По правде и понарошку»,
«Одно и то же по-разному».
Раздел II. Элементы внешней и внутренней техники актера (63 часов).
Теория: Понятия внешняя и внутренняя техника актера, из каких элементов состоит.
Формирование навыка творческой мобилизации (2 часа).
Практика: упражнения на развитие зрительного внимания «Повтори позу»,
«Зеркало», «Равномерно занять класс», «Кто во что одет», «Круг» и т.д. Упражнения
на развитие слухового внимания и других сенсорных умений
«Послушаем тишину», «Воробей-ворона», «Летает не летает», «Узнай товарища»,
«Увидеть пальцами», «Цветочный магазин», «Душ», «Кондитерская» и т.д. Память
физических действий (3 часа).
Практика: Правильное распределение внимания и мускульных напряжений в
процессе работы с воображаемыми предметами. Где глаза? Какая мускулатура работает.
Индивидуальные задания на память физических действий. Игра «Гдемы были мы не
скажем, а что делали покажем».
Перевоплощение. Превращение (6 часов).
Теория: Формирование первоначального представления о перевоплощении.
Практика: Выполнение этюдов через пластические характеристики растительного
мира: этюды «Я - дерево, цветок, травинка, листик на ветру» и т.п. Упражнения
«Превращение предмета», «Превратился сам», «Действие - подражание». Пространство (2
часа).
Практика: Сочинение и исполнение этюдов «Я в море», «Я в дремучем лесу», «Я в
горах», «Я в пустыне». Упражнение «Эхо». Упражнения на звукоподражание. Звучание (4
часа).
Практика: Выполнение упражнений на звукоподражание: шелест листьев, травы, шум
морских волн, вой ветра и т.д. Голоса птиц, кошек, собак, лошадей,коров и т.д. Голос
медведя, тигра, волка. Разговор обезьян. Жужжание мух, комара, пчел, кваканье лягушек и
т.д. Этюд «Птичий переполох». Сценическое движение (4 часа).
Практика: Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук «Волна»,
«Подводные растения» «Деревья», «Плавники» и т.д. Упражнения наразвитие умения
двигаться в соответствии с заданным музыкой темпо-ритмом. Сценическая речь. Развитие
речевого аппарата (6 часов).
Практика: Работа над четкой артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти
(выполнение упражнений типа: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная
сетка», «Покусывание», «Лопатки - жало», «Лошадки» и т.д. Упражнения «и,э,а,о,у,ы»;
двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы- ббы» и т.п. Сказ о том, как была
придумана азбука (по сказке Р.Киплинга). Знакомство с русским детским фольклором
через работу над скороговорками типа: Добры бобры идут в боры. Распределение звука в
сценическом пространстве (3часа).
Практика: Освоение пространства через звук (навык «посыла»); игры с мячом,
бросание слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение скороговорок шепотом с
посылом на дальнее расстояние. Упражнение «Эхо».
Промежуточная аттестация обучающихся. Контроль знаний в виде теста.
5
Выполнение индивидуальных заданий. (1 час)
Словесное действие (9 часов).
Практика: Формирование первоначального представления о словесном действии.
Выполнение одной и той же скороговоркой разных действенных задач (например, просить,
приказывать, одобрять, звать, спрашивать и т.д)Выполнение одной и той же скороговоркой
противоположных по смыслу действий (например, объяснять - переспрашивать, просить отказывать, упрекать - умолять, одобрять - критиковать и т.д). Овладение формой диалога:
-исполнение этюдов в форме вопроса-ответа, просьбы-ответа, предложения-ответа и
т.д. Придумывание этюдов на словесное действие.
Художественное слово (12 часов).
Практика: Развитие навыка логического анализа текста (на материале детских
стишков). Знаки препинания, грамматические паузы, логические ударения, задачи.
Подготовка чтецов к конкурсу «Живая классика».
Постановка миниспектакля (16 часов).
Практика: Первоначальное представление о поэтапной работе над спектаклем: работа
за столом, репетиции на сцене, выпуск спектакля, показ спектакля (зритель как
обязательный компонент творчества). Умение жить в режиме работы над спектаклем.
Раздел III. Этика творчества (24 часа).
Коллективная особенность театра (6 часа).
Теория: Знакомство с театром как коллективным видом искусства.
Практика: Коллективные упражнения. Игры на взаимодействие. Формирование
умения работать не только на себя (свою роль), но и общую «копилку». Подчинять свои
интересы интересам коллектива.
Выразительные средства театра я (4 часа).
Теория: Первоначальное представление о видах и жанрах театрального творчества.
Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО. Практика:
Костюм - один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере.
Выполнение этюдов с использованием различных костюмов, декораций, музыки, танцев,
реквизита. Связь театра с другими видами искусства: литературой, музыкой, танцем, ИЗО.
Театр-экспромт (6 часов).
Теория: Что такое «экспромт»?
Практика: Разыгрывание такого вида театральных сюжетов.
Мы - зрители (6 часов).
Теория: Правила поведения в зрительном зале.
Практика: Посещение, просмотр и обсуждение спектаклей самодеятельных и
профессиональных театров. Просмотр и обсуждение видео спектаклей.
Итоговое занятие «Творческий отчет» (2 часа).
Показ миниспектакля на зрителей. Анализ своих собственных работ и товарищей.
Умение адекватно воспринимать замечания.
Резерв. Участие в сценариях школьных праздников. (10 часов)
6
Форма аттестации и оценочные материалы
Реализация программы предусматривает текущий контроль, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся. (Приложение 1)
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Промежуточная аттестация проводится для оценки эффективности реализации и
усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы и повышения качества образования процесса.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения
за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 мая.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому
психотренингу, театральные миниатюры (инсценировки).
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно-измерительные материалы
(Приложение 1).
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в форме
творческого отчета- показа инсценировок, театральных миниатюр или мини- спектаклей.
Оценочные материалы
Формы
контроля:
наблюдение,
анкетирование,
тестирование,
анализ
просмотренного, презентация, консультация.
Формой подведения итогов реализации программы является индивидуальная работа
обучающихся над созданием сценических образов, показы миниспектаклей.
Аттестационным материалом для учащегося является тестирование, а также защита
миниспектакля.
Наряду с лекционными формами применяются тренинги, этюды, ролевые игры,
творческие задания, публичные выступления: театрализованные представления,
миниспектакли. Занятия проводятся коллективно, по группам и индивидуально. Наиболее
продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе тренинг (не более 10-15
минут) и практическую деятельность, связанную с репетицией театральной постановки.
Участие в работе над театральной постановкой позволяет формировать у
обучающихся умения анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения,
конфликты, в разрешении которых важны не только правильное решение, но и поведение,
интонация, мимика и т.д. Опыт проведения работы над театральной постановкой
показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей,
способствуют развитию уверенности в себе, творческому развитию.
Защита творческих заданий (этюдов) проводится с целью развития
коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано).
Данная форма формирует навыки открытого общения и умения применять полученные
знания на практике в новой ситуации.
Проектирование и моделирование – реализуются с целью создания условий
воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как
индивидуальной, так и групповой.
Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных наопределение
степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов.
Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др.
7
Конкурс внутри творческого объединения направлен на самопознание себя путем
сравнения себя и сверстника. Результативность участия в конкурсах позволяет реализовать
«ситуацию успеха».
Театральная постановка (этюд, миниспектакль, театрализованное представление) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая
деятельность детей и взрослых. Она ориентирована на получение результата своего труда.
8
Организационно-педагогические условия реализации программы
Методические материалы
особенности организации образовательного процесса - очная;
формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая,
индивидуальная;
формы организации учебного занятия - открытое занятие, практическое занятие,
творческая мастерская.
методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, игровой;
воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
педагогические технологии - здоровьесберегающие технологии, технология работы
в сотрудничестве, технология коллективного взаимообучения, технология игровой
деятельности.
алгоритм учебного занятия - мотивационный, основной, заключительный.
Методическое обеспечение программы
№
Раздел, тема
I.
Азбука театра.
II.
Элементы внешней и
внутренней техники
актера.
Промежуточная
аттестация.
III
Этика творчества.
Итоговая
аттестация.
Формы, методы и
приёмы
обучения
коллективная
беседа,
самостоятельная
работа
Дидактическое и
техническое
обеспечение
Дидактический
материал, ручки,
карандаши, столы,
стулья
Формы
контроля
коллективная
беседа,
упражнения,
этюды, ролевые
игры, подготовка
миниспектакля
Тестирование,
этюды
Дидактический
материал, реквизит
для показа этюдов,
ролевых игр,
миниспектакля,
столы, стулья
Бланк тестов для
каждого учащегося
Наблюдение,
анализ,
коллективная
работа миниспектакль
коллективная
беседа, тренинг,
упражнения,
творческие
задания
коллективная
Дидактический
материал, реквизит
для показа этюдов,
ролевых игр, столы,
стулья
Реквизит,
Наблюдение.
анализ
работа, анализ
необходимый для
выступления
Анкетирование
Контрольное
тестирование,
Творческий
отчет, анализ
9
Приложение 1
Порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Для оценки эффективности реализации дополнительной образовательной
общеразвивающей программы проводятся следующие виды контроля: текущий контроль,
промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Текущий контроль проводится на занятиях в соответствии с учебной программой в
форме педагогического наблюдения и результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения
специальных игр и упражнений.
Промежуточная аттестация в объединении проводится с целью повышения
эффективности
реализации
и
усвоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
и
повышения
качества
образовательного процесса.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год как оценка результатов обучения
за 1 и 2 полугодия в период с 20 по 30 декабря и с 20 по 30 мая.
Промежуточная аттестация включает в себя проверку практических умений и
навыков.
Формы проведения промежуточной аттестации: игры и упражнения по актерскому
психотренингу, театральные миниатюры.
Для оценки результатов обучения разработаны контрольно- измерительные
материалы с учетом программы детского объединения.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце программы.
Итоговая аттестация проводится в форме творческого отчета.
Уровни освоения программы по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла - высокий (характерна творчески преобразующая деятельность детей,
самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации)
2 балла - средний (активная познавательная деятельность, проявляют творческую
инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост, самостоятельность
при выполнении заданий).
1 балл - начальный (репродуктивный, мотивированный на обучение, занимаются с
интересом, нуждаются в помощи педагога).
0 баллов - низкий уровень.
Контрольные критерии промежуточной аттестации
Контрольный критерий №1
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно
Обучающийся должен, в зависимости от задания, включиться в игровое пространство
вместе с другими, или выполнить действие один.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Японская машинка»: все участники занятий выполняют
синхронно ряд движений (как машина). Когда группа овладела набором и
последовательностью движений и выполняет их ритмично и синхронно, меняется темп
движений, согласно темпу, задаваемому ведущим. После овладения этим вводится и речь.
Упражнение тренирует координацию движений, слов, внимания.
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
10
обучающийся не
понял смысл
задания, начал
движение не со
всеми, закончил
не по команде.
Обучающийся
вступил в игровое
пространство
вместе со всеми,
но закончил не по
команде.
Обучающийся
вступил в игровое
пространство
вместе со всеми,
выполнил
требования игры,
но не справился с
самостоятельным
вступлением.
Обучающийся
вступил в игровое
пространство
вместе со всеми,
выполнил
требования игры,
справился с
самостоятельным
вступлением.
Контрольный критерий №2
Готовность к творчеству, интерес к сценическому искусству
Формирование у обучающихся в процессе обучения положительного отношения к
сценическому искусству и развитие мотивации к дальнейшему овладению актерским
мастерством и развитию познавательного интереса.
Контрольно-измерительный материал: музыкально-театральные миниатюры.
0 баллов
Отсутствие всякой
мотивации к
изображению и
представлению
различных
сценических
персонажей.
1 балл
Низкий уровень
мотивации. Низкий
уровень
познавательной
деятельности.
2 балла
Проявляет
активность на
занятии. Есть
мотивация к
сценическому
искусству, но не
высокая.
3 балла
Высокий уровень
познавательной
деятельности. С
интересом
изучает, играет
различные роли.
Высокая
мотивация.
Проявляет
активность на
занятии.
Проявляет
творческую
мыслительную
активность.
Контрольный критерий №3
Действие с воображаемым предметом
Обучающийся должен представить воображаемый предмет и совершить простейшие
физические действия с ним.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Память физических действий»: дети, действуя с
воображаемыми предметами, демонстрируют различные действия: готовят еду, шьют
одежду, делают медицинские процедуры и т.д.
11
0 баллов
Обучающийся не
представляет
воображаемый
предмет.
1 балл
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет, но с
неправильными
формами и
неточными
движениями.
2 балла
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет,
правильно
показал его
формы и произвел
точные действия с
ним.
3 балла
Обучающийся
представил
воображаемый
предмет,
правильно
показал его
формы и произвел
действия с ним в
согласованности с
партнером
Контрольный критерий №4
Действие в предлагаемых обстоятельствах
Умение представить себя и партнера в предлагаемых обстоятельствах, выполнять
одни и те же действия в различных воображаемых ситуациях.
Контрольно-измерительный материал:
Текущий контроль - игра «Превращение комнаты»: обучающиеся действуют по
группам или по одному, детям предлагается выполнить такие движения, действия, которые
бы подсказали на определенные предлагаемые обстоятельства, например: вы находитесь в
лесу, на необитаемом острове, в магазине игрушек и т.д. Обучающиеся должны уметь
представить себя и других в предлагаемых обстоятельствах и разыграть историю.
Промежуточная аттестация - этюды на действия в предлагаемых обстоятельствах
(индивидуальные и групповые).
Контрольный тест по программе
Выберите правильный вариант ответа
1. Театр - это...
а) искусство
б) наука
в) учение
2. Театр - это искусство.
а) пения
б) действия
в) изобразительного творчества
3. В театре выпускают.
а) модели одежды
б) спектакли
в) книги
г) кино
4. Постановкой спектакля занимается.
а) оператор
б) режиссер
в) композитор
г) продюсер
5. Выберите театральные профессии
а) учитель
б) режиссер
в) композитор
12
г) костюмер
6. Выразительными средствами спектакля являются.
а) песня
б) музыка
в) декорации
г) картина
7. Кого называют «главным чудом» театра?
а) гардеробщицу
б) актера
в) художника
г) гримера
8. Как называется театр, где актеры куклы?
а) марионеток
б) театра юного зрителя
в) кукольный
г) драматический
9. Выберите подходящую одежду для похода в театр
а) пляжный костюм
б) спортивная форма
в) парадная форма
г) нарядное платье, костюм
10. Что самое главное во время просмотра спектакля?
а) разговоры с соседом
б) внимание
в) смех
г) мысли о буфете
13
Список литературы
Для обучающихся
1. Ю.Алянский «Азбука театра». Л. Детская литература., 1990
2. Детская энциклопедия. Театр. М., Астрель 2002
3. Н.Абалкин «Рассказы о театре» М., Молодая гвардия
Для педагога
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир
искусства». - М.: «Искусство», 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические
задания для начинающих педагогов театральных вузов. - М.: ВЦХТ, 2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.
Часть 1. - М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. - М.: «Искусство», 1939;
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. - М.: ТОО «Горбунок», 1992;
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под
редакцией П.Е. Любимцева. - 10-е изд., - СПб.: «Планета музыки», 2019;
7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. - М.:
«Просвещение», 1975;
8. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: «Юрайт», 2019;
9. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: «Искусство», 1989;
10. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. - М.: ВЛАДОС, 2001;
11. Шихматов Л.М. От студии к театру. - М.: ВТО, 1970.
14