ДООП школьный театр Дебют

Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП НОО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2023г. № 15

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 01.09.2023г. № 242-од
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00E08E6DA294FFE211287579D79B31C2F5
Владелец: ЯГОТИНА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Действителен: с 13.02.2023 до 08.05.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный (музыкальный) театр «Дебют»

Направленность: художественное
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6,5-12 лет
Срок реализации программы – 1 год

Автор – разработчик:
Бунькова Екатерина Алексеевна,
учитель музыки Лицея № 9

Асбест, 2023
1

Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность: обучение детей театральному искусству, как искусству
синтетическому, является одним из средств воспитания ребенка. Через театральную
игру происходит осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе
себе подобных, складывается система отношений к миру и с миром, к себе и с самим
собой; - система деятельности, осуществляемых социальных ролей. В процессе занятий
происходит формирование способности ребенка «прочтения» и рефлексивного
управления жизненной ситуацией межличностного взаимодействия по аналогии с
художественным текстом. Увеличивается диапазон управления своим поведением в
ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций
гармоничного межличностного взаимодействия. Творчество дарит человеку прекрасную
возможность выразить себя, выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в
целом.
Отличительные особенности программы:
 деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию обучающегося
средствами музыкального театра. Каждый ребёнок на всех уровнях обучения
становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он
выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя (первая ступень), а с другой
стороны (вторая ступень) – в качестве художника по костюмам, композитора,
гримёра, художника-декоратора, звукорежиссёра, сценариста-драматурга.
 организация всего творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах
одного педагога-режиссёра, который должен уметь преподавать
театральные
предметы (актёрское мастерство, сценическую речь, сценическое движение,
ритмопластику, танец, вокал и т.д.).
 структура постановочных занятий останется без изменений в течение всех лет
образования, а меняться будут авторы и названия пьес в зависимости от
возрастающих актерских компетенций обучающихся.
Цель программы: создать условия для раскрытия творческих способностей
воспитанников средствами театрального и вокального искусства, для их успешной
социализации в обществе.
Задачи программы:








образовательные
способствовать формированию целостного представления об искусстве;
познакомить со спецификой музыкального театра, его видами и жанрами;
сформировать навыки творческой деятельности;
сформировать навык правильной речи, включая артикуляцию, дыхание,
звукообразование, дикцию, интонационные и логические ударения;
изучить
доступные
элементы
условности
в
музыкально-сценической
деятельности: приобрести умение перевода содержания музыкального языка в
мимику, жесты, пластику движения;
обучить навыкам грамотной и выразительной речи;
формировать мировоззрение.
2











развивающие
развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
развивать творческий потенциал ребенка;
развивать интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать музыкальные способности;
формировать навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми;
воспитательные
воспитывать художественно-эстетический вкус,
эмоционально-ценностное
отношение к произведениям искусства;
воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру;
формировать стремление к активному участию в деятельности детского коллектива;
формировать нравственные качества и этическую культуру.
коррекционные
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации
обучающихся
Категория обучающихся: обучающиеся 6,5-12 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий: групповые занятия.
Режим занятий. 1 занятие продолжается 45 минут.

Перечень форм обучения:
В данной образовательной программе используются такие формы занятий как
репетиция, экскурсия, занятие-путешествие, творческие обсуждения, чтение и просмотр
постановок и пьес, творческая мастерская.
- Индивидуальная работа;
- Групповая работа;
- Массовая работа.
- Теоретические занятия
 стимулирование социально-значимой мотивации детей, включающей стремление к
контактам со сверстниками, желание понять другого человека, ожидание и
получение оценок со стороны сверстников;
 организация музыкально-театральной деятельности детей на основе принципа
предоставления равных возможностей, предполагающего участие детей во всех
видах музыкально—театральной деятельности и обеспечивающего формирование у
них личностных качеств, являющихся базовыми для успешного взаимодействия в
коллективе;
 реализация пропедевтического (подготовительного) и творческо-практического
этапов, обусловливающих поэтапное формирование коммуникативных (способность
взаимодействия), перцептивных (способность понимания других) и интерактивных
умений (способность влияния).
 реализация принципов развивающего обучения: эмоциональное стимулирование
учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса у ребёнка,
развитие его психических функций, творческих способностей и личностных качеств.
 создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из основных
3











методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально
созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается
хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих
силах и “лёгкости” процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует
процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более
интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.
метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием
зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным
содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные
методы развития познавательного интереса детей к театру.
метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала
занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих
возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому
любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их “зажигает”.
метод создания креативного поля (или метод решения задач дивергентного
характера) выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в
коллективе. Работа “в креативном поле” создаёт возможность поиска различных
способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения
сценического образа.
ценным методом стимулирования интереса к музыкально-театральным занятиям
выступает и метод использования различных игровых форм в организации
деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий
уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей
игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства,
очередного задания с творческим компонентом или других условий.
музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и
воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия
как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку
мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.
Удовлетворение потребностей в музыкально-театральном творчестве освобождает
ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит
массу радостных минут и огромное наслаждение. Восприятие “поющих слов” в
музыкальном спектакле становится более осознанным и чувственным за счёт
подключения сенсорных систем, а собственная включённость в действие позволяет
ребёнку смотреть не только на сцену, но и в “себя”, уловить своё переживание,
зафиксировать его и оценить.

Планируемые результаты
1. Личностные результаты:
 каждый обучающийся должен знать, как правильно вести себя на сцене во время
репетиций и на спектакле
 как правильно применить навыки актёрского мастерства
 как правильно произносит текст в исполняемых пьесах
 театральные традиции общества
 наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
 реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального)
выступления;
 позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
4

 коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты:
 устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду)
музыкально-творческой деятельности;- общее понятие о значении театра в жизни
человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее
представление о музыкальной картине мира;
 элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой
деятельности.
3. Метапредметные результаты:
 развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных
видов искусств;
 ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач;
 наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной
внеурочной деятельности

5

Содержание программы
Введение в мир театра
Теория: Беседа о музыкальном театре. Краткое ознакомление воспитанников с
содержанием программы в форме необычного путешествия.
Рассказ о рождении театра; театр и его разновидности; связь театра с жизнью; кто
работает в театре; отличие театра от других видов искусств. Просмотр видео – и
фотоматериалов.
Развитие произвольного внимания (зрительное, слуховое). Формирование
представления о перевоплощении.
Практика парные и групповые упражнения, коллективные действия.
Театральная игра. Развитие фантазии на основе реальных образов природы.
Созерцание, наблюдение: форма камней, раковин, паутины, движение облаков,
движение
воды, повадки диких и домашних животных. Формирование
первоначального представления
о
перевоплощении через пластические
характеристики растительного мира и мира природных стихий:
а) растения дышат, чувствуют, живут (этюды-превращения),
б) передача состояний природы в движении: «Я - ветер, облако, морская волна,
арбуз, трава»; превращение рук. Формирование представления о перевоплощении
через показ мифологических героев с помощью перчаточных
кукол на основе
их литературного, живописного портретов.
Развитие речевого аппарата: работа над четкой артикуляцией. Знакомство со
звукообразованием: высота, сила, длительность звука, обертоны голоса.
Гимнастика для губ, языка, челюсти (выполнение упражнений типа:
«Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка», «Покусывание».
Упражнение « и, э, а, о, у, ы»; звучание простых и йотированных гласных: « э-у, ая, о-е, у-ю, ы-й»; двойные согласные: «пэ-ббэ, па-бба, пу-ббу, пы-ббы», твердые и
мягкие: « пе-пе, па-пя, по-пе, пу-пю, пы-пи; согласные в различных сочетаниях:
«фи-вви, фа-вва»; знакомство со звукообразованием: высота, сила, длительность звука,
обертоны голоса. Разучивание и исполнение приговорок-закличек, обращенных к
ветру, тучам, радуге, солнцу, дождю.
Музыкальный театр-это синтез театрального и музыкального искусства.
Просмотр репродукций картин, фотоматериалов.
Формирование представления о специфике театрального искусства и его
истоках; знакомство с «азбукой» театра; отличие музыкального театра от других
театральных жанров.
Танцевально-пластическое движение
Практика: Обучение музыкально-ритмическим
навыкам: учить
ритмично
двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко-тихоумеренно, громче-тише), регистрами (высокий, средний, низкий); отмечать в
движении сильную долю такта, менять движение в соответствии с формой
музыкального произведения; слышать и передавать в движении ярко выраженные
акценты; навыки выразительного движения: ходить и бегать, ритмично ходить
спокойным шагом с высоким подъемом ног: скакать с ноги на ногу; легко,
свободно выполнять прямой галоп; развивать навыки пружинящего движения. Центр
тяжести и точки опоры при изменении положения тела, походка, осанка. Освоение
окружающего пространства через формирование элементарных двигательномузыкальных навыков и умений. Упражнения на развитие пластики рук, ног,
6

вестибулярного аппарата; освоение окружающего пространства через формирование
элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений, формирование умения
различать малоконтрастные части музыки; самостоятельно ориентироваться в
характере музыки; точно начинать движение после вступления; различать части и
фразы произведения, динамические оттенки и передавать их в движении; передавать
хлопками простой ритмический рисунок. Освоение группы движений классического
танца:
а) приседания (plie);
б) прыжки (элевация);
в) вращения (piroutte, tour, fouette);
Освоение позиций рук, ног, корпуса, головы:
а) закрытая позиция (ferте);
б) открытая позиция (ouvert);
в) скрещенная позиция (croise);
г) нескрешенная позиция (efface);
д) движения внутрь (en dehors);
е) движения наружу (en dedans).
Развитие навыков танцевально-пластического движения: в прыжке поочередно
выбрасывать ноги вперед, делать шаг на всей стопе с продолжением вперед и в
кружении. Закреплять умение выставлять ногу поочередно на носок и пятку; в
танце действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая
друг другу. Придумывать движения в соответствии с характером музыкального
произведения; моделирование образа через темпо-ритм.
Чтобы голос был послушным
Детский голос и его развитие: детский голосовой аппарат; резонаторы
(головной, грудной, фальцетное звучание); певческое дыхание: смешанное дыхание;
дыхательная гимнастика; вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха:
быстрый вдох, медленный вдох; ощущение легкого зевка при вдохе; певческая
постановка: положение корпуса, головы, рта, устойчивое положение гортани,
бесшумный, глубокий вдох; спокойное, естественное дыхание способствует
возникновению «опорного звука»; певческое звукообразование: смыкание и
размыкание голосовых связок; ровность звучания певческого голоса; грудной
регистр звучания,
Певческое дыхание: упражнения; певческие навыки: певческое звукообразование;
атака звука: твердая, мягкая, придыхательная; смыкание и размыкание голосовых
связок; ровность звучания певческого голоса; грудной регистр звучания; микст
(соединение грудного и головного резонаторов); примерное звучание голоса; умение
петь легато; приемы пения (штрихи): legato; staccato; martelato; markato. Элементы
двухголосия. Пение в ансамбле. Дыхательная гимнастика.
Навыки ансамблевого пения, двухголосие. Продолжение работы по
совершенствованию певческого дыхания, певческого звукообразования, певческой
дикции; виды пения: кантилена - поэзия, вокал; речитатив (secco), речитатив
(мелодический), сближение пения с речевыми интонациями.
Работа над хоровыми партитурами спектаклей, сольными номерами, ансамблями.
Изучение нотной грамоты. Дыхательная гимнастика. Моделирование образа через
звучание.
Постановка и показ спектакля
7

Теория –Выбор спектакля; показ педагогом музыкального спектакля «под рояль»;
художественная идея произведения; создание словесными средствами общего образа
будущего музыкального спектакля; распределение ролей.
Практика –Освоение музыкального и драматического материала; постановка и
освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных номеров; начало сценических
репетиций.
Теория Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми; формирование первоначального
представления о сценической задаче; формирование представления о сценическом
общении.
Практика Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми; работа над
отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски
музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
первоначальный навык сценического общения через физическое и словесное
действие (разность понятий «действия» и «движения»); создание совместно с детьми
эскизов декораций и костюмов; переход к тексту пьесы: работа над эпизодами;
уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях;
закрепление отдельных мизансцен; репетиция отдельных картин в разных составах с
деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением (вокально–хоровые
эпизоды); репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
назначение ответственных за смену декораций и реквизит; премьера спектакля;
повторные показы спектакля.
показ педагогом музыкального спектакля «под рояль»; художественная идея
произведения; создание словесными средствами общего образа будущего музыкального
спектакля; распределение ролей; освоение музыкального и драматического материала
Практика –постановка и освоение отдельных мизансцен, подготовка танцевальных
номеров; начало сценических репетиций.
. Теория: Беседа о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, цирк, музей.
Просмотр видеоматериалов.
Театральная игра
Теория – Развитие театрально-игровой способности, театрально-игровых
умений, развитие воображения и фантазии ребенка; виды общения; общение как
внутреннее и внешнее взаимодействие партнеров; дальнейшее развитие навыка
сценического общения через физическое и словесное действие.
Практика – Комплекс упражнений на общение в условиях органического
молчания, с импровизированной речью; разучивание и исполнение приговорокзакличек, обращенных к ветру, тучам, радуге, солнцу, дождю, (руки - трава, цветы,
бабочки, собаки); развитие навыка перевоплощения через показ мифологических
героев с помощью перчаточных
кукол
на основе их литературного,
живописного портретов.
Сценическая речь
Теория – Развитие речевого аппарата: образы букв (на что похоже); знакомство
с русским детским фольклором, скороговорки; дикция, дыхание, голос.
Практика Тренировка мышц дыхательного аппарата; дыхательная разминка;
освоение смешанно-диафрагматического дыхания. Тренировка длинного выдоха,
выдохи и вдохи на спине, «полный вдох», «свеча», «запахи природы».
Артикуляционная гимнастика.
8

Распределение звука и слова в сценическом
пространстве: бросая мяч
партнеру, произносить слог, слово, предложение; стоя по разным концам стульев,
посылать мяч под стульями, произнося при этом определенную фразу в
определенном темпе.
Теория –Стилевые особенности произведения (стихи, проза, драматургия);
понятия «подтекст» и «кинолента видений»; слушание стихов, потешек, скороговорок,
прочитанных учителем. Слушание русских народных сказок в исполнении
профессиональных актеров (аудио записи).
Основы художественного чтения;
логический анализ текста (на материале народных и литературных сказок); знаки
препинания, грамматические паузы, ударения, куски и задачи.
Практика –Продолжение развития речевого аппарата: постановка дыхания,
массаж мышц, участвующих в дыхании. Выработка носового дыхания: «погасить
свечку» (короткий вдох-выдох), произношение текста на выдохе: упражнение
«насос»; массаж лба, верхней и средней части лица, массаж губ, шеи, живота,
межреберных мышц, спины; освоение пространства через звук (навык «посыла»).
Игры с мячом, бросание слогов вперед-вдаль с помощью руки; произношение
скороговорок шепотом с посылом на дальнее расстояние; упражнение «Эхо».
Совершенствование техники сценической речи через художественное слово:
развитие навыка логического анализа текста (на
материале народных и
литературных сказок); знаки препинания, грамматические паузы,
ударения, куски и задачи; навык передачи смысловой и выразительной
функции знаков препинания. Совершенствование техники сценической речи через
художественное слово; чтение детских стихов по ролям; работа над правильным
набором воздуха; чтение потешек и скороговорок; гимнастика для губ, языка,
челюсти, наработка четкой артикуляции и
четкого произношения звуков; тренировка дыхания.
Актерское мастерство
Теория –Творческие этюды и игры; выразительные возможности тела в
пространстве, экспрессивная выразительность, скульптурность поз и жестов;
пластическая выразительность актера (движение под музыку).
Практика Кинестетическое воспроизведение ритмического рисунка стиха; навык
характерности внутренней и внешней; навык ориентации в пространстве, мизансцена;
освоение актерских приемов: органическое молчание, общение с предметом,
импровизация в пределах темы или несложного сюжета
Технология работы над образом; ритмическое и пластическое взаимодействие
участников; развитие фантазии через овладение динамикой развития сюжета;
формирование представления о сверхзадаче роли, ее сквозном действии.
Практика –Освоение специфики действий в образе-маске; технология работы
над собой «Я» в предлагаемых обстоятельствах»; все о характерности, поиск характера
и характерности; моделирование образа через вес: понятие «тяжелого»
Музыкальный дом
Теория: Формирование актерского словаря; значение слов театр, кино, актер,
режиссер, чтец, жанр, сценарий, мизансцена и др; разновидности оперных форм:
номерная опера, опера свободного действия, камерная опера, моноопера, мюзикл;
рок-опера.
Беседа о понятиях: мелодия, динамика, песня, танец, марш, куплет, аккомпанемент,
хор, солист.
9

и «легкого» веса, вес «средний». Движения, остановки, переходы с ощущением
центра тяжести в разных частях тела; разминка под музыку в разном весе; этюды
на неожиданность (укололся, обжегся, ушибся, оглушен), падение от внезапных
причин (оступился, подскользнулся, задел). Походка (легкая, грузная, вперевалку, с
подпрыгиванием); упражнения на умения менять темп, ритм, мгновенно
переходить от очень медленного к быстрому, от резкого к плавному. Походка
животных, этюды на физическое состояние (тучный, тонкий). Пластика и костюм,
поиск «зерна» в условиях неподвижности; предметы-характеры, маски, коряги,
определение эмоциональной сущности характера в условиях звучащей музыки,
упражнения
на
оправдания
мизансцен; понятие
о
сценических планах,
представление о ракурсах фас. Фас в движении и в повороте. Труакар. (труакар –
это графическое движение по диагонали сцены – одна из ценнейших мизансценических
возможностей). Эффект профиля. Спина и полуспина. Развитие навыков «Группового
поведения».
примерная схема занятия:
1) Упражнения по развитию речи (дыхательная гимнастика, правильное
произношение звуков, упражнения для развития четкости, скорости и выразительности
речи).
2) Упражнения из раздела «Сценическое движение» (направлены на развитие
пластичности мышц тела, правильности осанки и улучшение общего физического
состояния).
3) Упражнения, развивающие память, внимание и логику мышления.
4) Упражнения, развивающие реакцию и координацию движений.
5) Игровой тренинг (игры, цель которых – снятие психологических зажимов у
ребенка).
6) Танцевальная разминка.
7) Творческое задание (например, это может быть драматизация, то есть,
разыгрывание по ролям сюжетов сказок; – упражнения-этюды на заданную тему).
Учебно-тематический план музыкальный театр
№

Раздел. Тема.

Дата проведения
план

факт

Количество
часов
Всего
1

1.

Введение в мир театра.

2.

Музыкальный театр.

12

3.

Театральная игра.

10

4.
5.
6.

Сценическая речь.
Танцевально-пластическое движение.
Чтобы голос был послушным.

10
5
10

7.
8.

Постановка и показ спектакля.
Актёрское мастерство.
Всего

10
10
68

Итого 68 часов
10

Форма аттестации и оценочные материалы









Конкурсы
Фестивали
Выступление на концертах
Выступление на родительских собраниях
КВН
Творческие задания
Открытые занятия детского объединения
Фотовыставки спектаклей

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».