Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП НОО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2023г. № 15
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 01.09.2023г. № 242-од
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Моя малая родина – город Асбест»
Направленность: туристко-краеведческая
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации программы – 4 года
Автор – разработчик:
Черепанова Марина Леонидовна,
педагог дополнительного образования
Лицея № 9
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 00E08E6DA294FFE211287579D79B31C2F5
Владелец: ЯГОТИНА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА
Действителен: с 13.02.2023 до 08.05.2024
Асбест, 2023
1
Пояснительная записка
Направленность программы: туристко-краеведческая.
Уровень программы: базовый.
Актуальность.
«Краеведение - это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко
всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков.
Малая Родина ребенка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это
памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия,
работающие на территории Асбестовского городского округа и, конечно, это люди,
гордость и слава родного города.
Нарастание экологического кризиса и слабое знание родного края придают особую
актуальность формированию у учащихся знаний об окружающем мире, о постижении
истины и определения ими своего места в окружающем мире.
Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к
родному городу, краю, Отечеству, прививать интерес к познанию нового, формировать
практические умения и навыки проектно - исследовательской деятельности.
Изучение темы «Знаменитые люди» формирует у учащихся гордость за своих
земляков, воспитывает такие нравственные качества как патриотизм, долг перед Родиной,
уважение к старшим, толерантное отношение к окружающим.
Проводя экскурсии для учащихся младших классов в музее Лицея №9, который на
протяжении многих лет функционирует в музее, я вижу неподдельный интерес ребят к
истории своего города, своей малой Родины. В то же время отдельные экскурсии не дают
полного представления детям по истории родного города. А ведь именно в этом возрасте
детей в большей степени интересует история ближнего окружения. Конечно, на
экскурсиях в школьный и городской музеи дети узнают отдельные страницы из истории
города, из жизни асбестовцев. Но четкой системы знаний по местному краеведению при
этом не возникает. В связи с этим была создана авторская программа для школьников Моя
малая Родина - город Асбест». Программа разработана с учётом ФГОС.
Человек богат своим прошлым, своей памятью, своей историей. Только тот будет
истинным гражданином своего государства, кто знает, хранит и приумножает ее.
программа «Моя малая родина - город Асбест» рассчитана на то, чтобы обучающиеся
изучили и познали свою историю- историю своего края. Изучение истории своего края
помогает привить детям любовь и уважение к своему населенному пункту, людям,
живущим в нем.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на
изучение историко-культурного наследия своей малой родины - города Асбеста и его
окрестностей, как части России. Она помогает лучше понять закономерности
исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные
интересы обучающихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует
практические и интеллектуальные умения и навыки.
Цель программы: обеспечить духовно-нравственного развитие обучающихся
черезнеразрывную связь поколений, единство истории своего края, семьи, школы с
жизнью нашей страны.дать школьникам начальной школы основные знания об истории
своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях
Асбестовского района, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно,
людьми, строившими и прославившими родной край.
Содержание данной программы неразрывно связана с целью программы духовно2
нравственного развития и воспитания, которая реализуется в Лицее.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задачи программы:
Обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
учеников;
Формирование и развитие творческих способностей.
Удовлетворение
индивидуальных
потребностей
детей
в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и физическом
совершенствовании.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
а также организация свободного времени учеников.
Адаптация обучающихся жизни в обществе.
Профессиональная ориентация.
Выявление, развитие и поддержка обучающихся, проявивших выдающиеся
способности.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной
деятельности
• формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной
нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и
этнических духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других
людей и сопереживания им;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения
к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей
народов России.
В области формирования семейной культуры:
•формирование отношения к семье как основе российского общества;
•формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
•формирование представления о семейных ценностях,
•знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
За время освоения программы ребята изучают историю своей семьи, семейные
традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с
семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляются от семьи,
тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети еще
готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и
дедушкам. Взрослые члены семьи всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит
3
укрепление семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки
чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье. Появляется
чувство общей гордости за членов своего рода. Родители, бабушки и дедушки - активные
участники всех итоговых мероприятий, помощники педагога.
Категория обучающихся: программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов, 6,511 лет.
Срок реализации программы: 4 года.
Формы занятий:
виртуальные экскурсии и путешествия.
групповые,
индивидуальные,
творческие,
беседа;
защита проектов.
Формы подведения итогов реализации программы:
1. Тестовые задания (устный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач,
шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
4. Анкетирование.
5. Проект.
6. День творчества в кружках
7. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
8. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
9. Групповая оценка работ.
10. Тематические кроссворды
11. Деловые игры
12. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
Режим занятий. 1 час в неделю, занятие продолжается 40 минут.
Планируемые результаты
В результате реализации программы учащиеся овладеют
личностными универсальными учебными действиями:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою малую родину.
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
4
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
метапредметными универсальными учебными действиями:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными
и познавательными задачами и технологиями учебного курса
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных и др) в соответствии с содержанием
учебного курса;
-овладение межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного курса.
5
Содержание программы
1 год обучения
№
Наименование темы
п/
п
1. Введение
2. Моя родина Асбест
Количество часов
Всего Теория Практика
1
8
1
7
1
6
3
3
4.
История становления и развитее
города
Асбестовец - гражданин России
2
1
1
5.
Подведение итогов
1
3.
ИТОГО
1
Форма
аттестации/
контроля
Творческая
работа
Коллективное
творческое дело
Тест, творческая
работа
Интеллектуальная
игра
18
2 год обучения
№
п/
Наименование темы
п
1. Введение
2. Техника безопасности.
3. Краеведение
Количество часов
Всего
1
2
8
Теория
1
1
5
Практика
1
3
4.
Я и моя семья
3
1
1
5.
Музеи
3
2
1
6.
Что мы узнали за год?
Подведение итогов.
1
1
ИТОГО
Форма
аттестации/
контроля
Тест
Творческая
работа,
коллективное
творческое дело
Творческая
работа,
Коллективное
творческое дело
Тест, творческая
работа
18
3 год обучения
№
Наименование темы
п/
п
1. Введение
2. Правила поведения в лесу, в
парковой зоне
3. Природа нашего края
4.
5.
Праздники городские и
Лицейские праздники
Асбест России
Количество часов
Всего Теория Практика
Форма
аттестации/
контроля
1
2
1
1
1
Тест
6
3
3
3
2
1
5
2
3
Творческая
работа
Коллективное
творческое дело
Тест, творческая
6
6.
Итоговое занятие
1
ИТОГО
1
работа
Интеллектуальн
ая игра
18
4 год обучения
№
Наименование темы
п/
п
1. Введение
2. Повторение пройденного
3.
4.
5.
Количество часов
Всего Теория Практика
Изучение развития нашего
района
Интересные факты из истории
города Асбеста
Итоговое занятие
ИТОГО
1
6
1
2
1
6
3
3
5
3
2
1
1
Форма
аттестации/
контроля
Тест, творческая
работа
Творческая
работа
Коллективное
творческое дело
Интеллектуальн
ая игра
18
Содержание учебного плана
1 год обучения
Девиз: “Малая Родина - твое начало”.
Ключевое слово: “Любовь”.
Главное назначение программы - вызвать любовь ко всему живому вокруг (птице,
дереву, человеку), радость восприятия мира, интерес к прошлому и настоящему своей
малой Родины, познакомиться с историко-культурными ценностями родного края,
желание выразить свое отношение к увиденному (стихи, рисунки, спектакли). Начало
знакомства, восприятие патриотизма.
Тема №1 (1час)
Введение
На вводном занятии, учащиеся в начале учебного года знакомятся с планом работы
на год, с правилами техники безопасности в помещении и на улице.
Тема № 2
Моя родина Асбест (8 часов)
Возникновение города. История строительства. Месторождение асбеста, минерал
асбест, легенды о минерале. Улицы города, их история. Предприятия города. История
родной школы. Твой микрорайон. История городских памятников. Город в разные
времена года - экскурсии. Известные люди, их достижения. Походы на исторические
места.
Практика: экскурсии в школьный и городские музеи, экскурсии к мемориальным
плитам, рисование городских улиц в разные времена года, походы к историческим
местам,
Тема № 3
История становления и развитее города (6 часов)
Архитектурный облик города, мой любимый уголок в городе, предприятия асбеста.
Окрестности Асбеста - посёлки городского типа. Река Большой Рефт и притоки, реки
7
текущие городской черте, памятники города и природы, «Красная книга», Асбест в годы
Великой Отечественной войны.
Практика: экскурсии в городские библиотеки, походы на плотины, экскурсии к
городским памятникам и на борт карьера.
Тема № 4
Асбестовец - гражданин России (2 часа)
Моя родословная, семейные реликвии, семейные фотографии и праздники, профессии
родителей. Городские праздники, население города и области. Музеи города. Практика:
составление родословной, посещение библиотеки, рисование на тему: «Мой любимый
праздник»
Тема № 5.
Подведение итогов (1 час)
Заполнение анкет, награждение. Создание альбомов про город, организация выставок.
Практика: проведение викторин на знание о своём городе, рисование...
2 год обучения
Тема №1 Введение (1 час.)
На вводном занятии, учащиеся в начале учебного года знакомятся с планом работы на
год
Тема №2
Техника безопасности в природе (2 часа)
Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии.
Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в
природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены (этические нормы,
отношение к природе).
Ознакомление с понятием «экология», беседа об экологических движениях и
организациях в мире. Ознакомление с образцами предупредительных знаков. Например:
«Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак
запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в
форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».)
Практика Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных
знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».
Тема №3
Краеведение (8часов)
Знакомимся с достопримечательностями нашего города и края. Экскурсия в
школьный и городской музеи. Конкурс рисунков «Мой родной край». Изучаем искусство
народа населяющего наш край (национальный орнамент). Орнаменты народов Урала.
Русские узоры. Рушники. Двусторонняя симметрия в русском узоре. Народная музыка,
Песни о нашем городе и Урале. Произведения Асбестовских писателей и поэтов. Читаем
стихи о родном крае. Мои первые строки о родном крае. Печатные издания нашего города.
Народности города Асбеста их особенности: язык, культура, праздники, обычаи. Игры
народов нашего края.
Практика: Я пробую сочинять стихи и рассказы о городе. Составление орнаментов.
Тема №4 Я и моя семья (3часа)
Моя семья. Семейные увлечения, кто наши предки. Семейные реликвии, блюда.
Памятные вещи.
Практика: Творческий конкурс «Старая фотография рассказала...».
Тема № 5
Музеи города (З часа)
Знакомство с историей своей школы. Традиции школы. Наши выпускники.
8
Зачем нужны музеи? Какие бывают музеи? Музеи города Асбеста - презентация.
Экскурсия в городской краеведческий музей. Памятные и достопримечательные
места, как свидетели исторического прошлого города. Экскурсии и презентации.
Практика: Зарисовки увиденного в музее. Дети делятся впечатлениями от
увиденного в музее и рисуют то, что запомнилось больше всего
Тема №6
Подведение итогов (1час.)
Вручение знаков «Юный Краевед»
Практика: Викторина «Что мы узнали за год?».
3 год обучения
Тема №1(1час)
Введение
Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий.
Тема №2 (2часа)
Правила поведения в лесу, в парковой зоне
Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая
дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в
лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены (этические нормы, отношение
к природе). Правила поведения в однодневном походе, оформление документов.
Тема №3(6 часов)
Природа нашего края
Многообразие растительного мира Асбестовского района, лес осенью, зимой,
весной. Фантазии из природного материала. Многообразие животного мира
Асбестовского района, какие птицы живут в наших лесах? Реки и ручьи бассейна реки
Большой Рефт (названия). Видовой состав растительного покрова и животного мира
природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и
вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало);
животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их
заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в
нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную
книгу
Тема №4 (3 часа)
Праздники городские и лицейские
Просмотр презентаций о праздниках, которые празднуются в области, в нашем
городе, в лицее. Игровые фрагменты по теме праздника. Изготовление праздничных
сувениров.
Тема №5 (5часов)
Асбест России
Что дает наш город стране. Что дает наш лицей стране. Наш край богат талантами,
мы все талантливы. Старое и новое в городе. Литературное, художественное,
музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной
край. сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление
особенностей культуры своего населенного пункта. Экскурсии - в местный
краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков. Встречи с
передовиками производства, ветеранами труда. Сочинение-рассуждение «Что дает наш
край стране».
Тема №6 (1час)
Итоговое занятие
Итоговое занятие проходит в виде путешествия по главным темам Дети
9
вспоминают о том, как они работали, что им помогло выполнять работу качественно и
правильно. Самые активные награждаются дипломами. Скоро лето! Коллективный
коллаж
4 год обучения
Тема №1(1час)
Введение
Содержание и цель занятий. Правила безопасности во время проведения занятий
Тема №2 (6часов)
Повторение пройденного
История развития лицея, особенности культуры и быта жителей города Асбеста
Тема №3 (6часов)
Изучение развития нашего района
Просмотр фильмов Старкова о развитии нашей
местности Тема №4 (5часов)
Интересные факты из истории города Асбеста
Знакомство с интересными материалами краеведов нашего города
Тема №5 (1час)
Итоговое занятие
10
Формы аттестации и оценочные материалы
1. Тестовые задания (устный опрос, тестирование).
2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач,
шаблоны-головоломки и т.п.).
3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
4. Анкетирование.
5. Проект.
6. День творчества в кружках
7. Самооценка обучающихся своих знаний и умений
8. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
9. Групповая оценка работ.
10. Тематические кроссворды
11. Деловые игры
12. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).
Выставка - это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения
уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью
выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной
или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам
выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является
инструментом поощрения обучающегося.
Зачет - это форма текущего или итогового контроля с целью отслеживания на
различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных,
групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные
контрольные задания (теоретические и практические) в устной или письменной форме
(тестирование, анкетирование, реферат). Может осуществляться взаимопроверка знаний и
умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.
Конкурс творческих работ - форма итогового (иногда текущего) контроля/аттестации,
которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной
программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления
наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду
деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, творческих изделий,
рисунков, показательных выступлений, проектов.
Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении
контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и
познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения
и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к
самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на
первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно
соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических
игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и
навыки. Данный вид контроля наиболее подходит для детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
Оценочные материалы
1.
2.
3.
4.
Викторина «Город Асбест»
Назовите год рождения нашего города? -1885
Наш город начинался с небольшой деревеньки. Назовите название. - Куделька
Год основания Асбеста?
Где стоит стела с годом основания города Асбеста? - ул. Мира
11
5.
6.
7.
8.
Наш город назван, в честь... какого минерала? - хризотил -асбет
Про Асбест сложены легенды. Назовите их. - о Тилле, о скатерти, о саламандре
В каком году посёлок Асбест преобразован в город? - 1933
У каждого города есть своя символика. Есть она и у Асбеста. Какая? - флаг, герб,
гимн
9. Самая молодая улица в городе? - ул. Мира
10. Назовите, какие ещё монументы или стелы вы знаете, которые установлены на
бульваре Победы?- воинам-интернациолистам, пограничникам, морякам
11. Скольким асбестовцам в годы войны 1941-1945г.г. присвоено звание Героя
Советского Союза? - 6
12. Как мирное население в Асбесте помогало ковать победу над врагом в Великую
Отечественную войну 1941-1945 г.г.? - работали на фабриках и заводах
13. Назовите дату рождения нашей школы? - 1978
14. На улице Мира установлена стела в ознаменование чего? - 100-летия города
15. .................................................................................................. С. 1999 года Центральная
городская библиотека носит имя ............................................... - писателя, краеведа,
поэта, журналиста, члена союза писателей СССР какого? - Чечулина
Викторина о городе Асбест
1. Назовите год основания нашего города.
-1915 г.
-1885 г. - (правильно)
-1899 г.
2. Прииск - место разработки драгоценного ископаемого. Назовите самые известные
прииски нашего месторождения. (Вознесенский, Поклёвский, Коревенский,
Мухановский)
3. Наш город начинался с небольшой деревеньки. Назовите её. Куделька
4. Где стоит стела с годом основания города Асбеста? (На улице Мира)
5. в честь какого минерала назван наш город? (асбеста)
6. Кто открыл месторождение Ладыженский А.П.
7. Как называется наше месторождение:
• Асбестовское
• Хризолитовое
• Баженовское - правильно
8. Как ещё называют минерал асбест? (Змеевик, серпентинит, хризотил-асбест, куделька)
9. В каком году посёлок получил статус города?
- 1945 г.
- 1913 г.
- 1933 г. - правильно
10. Самая молодая улица в городе? (Улица Мира)
11. Назовите улицы, названные в честь земляков - асбестовцев? (ул. Королёва, Аввакумова,
Ильина, Махнёва)
12. Кто эти люди? (Махнев А.Г. - Герой Советского Союза Ильин А.Д. - председатель
совета народных депутатов Королёв А.А. - генеральный директор комбината
«Ураласбест» Аввакумов Н.М. - художник - график)
13. Назовите самые крупные промышленные предприятия города? Комбинат «Ураласбест»
Завод АТИ
14. Как добывали асбест в старину? вручную с помочью лопат, кайла и кирки
15. Посмотрите фотографии и расскажите, где расположены эти памятники. ул. Ленина,
ул.Ладыженского, ул. Мира, ул. Осипенко
16. Назовите монументы или стелы, которые установлены на бульваре Победы?
17. Про минерал асбест рассказывают легенды. Расскажите легенды, которые вы знаете.
12
Викторина о реке Рефт
1. Как называется река, у которой мы живём? Река Большой Рефт
2. Почему река называется река Большой Рефт?
Есть несколько версий;
-На языке манси и вогулов ревт или ревут - рыжий, бурый
- на языке саамов ревут - рёв лосей, раньше говорили. там, где рёв
- в середине 20 века реку называли Рёва
3. Как называют начало реки?
Исток
4. А где берёт начало наша река?
В торфяных болотах
5. Какие реки текут в Асбестовском районе?
Красненькая, Черемшанка, Старка, Стретенский ручей (Токовая), Шляпонка
6. Красная книга Асбестовского района (определить по фотографиям) Правильно:
Касатик сибирский Лилия кудреватая Прострел желтеющий Кубышка желтая
7. Почему вода нашей реки коричневая?
Цвет её придаёт торф
8. Какие памятники природы находятся на берегах реки Рефт?
Чёрное озеро, Сорочьи скалы
9. Когда по мосту идёт железнодорожный состав, то мост называется железнодорожный.
А какие мосты через реку Большой Рефт есть у нас?
Пешеходные, шоссейные
10.. В городе Санкт-Петербурге некоторые мосты имеют название: например, Дворцовый
мост, Аничкин мост, Троицкий мост. А имеют ли название наши мосты?
Некрасовский, Чермшанский, Изумрудский
9. Почему такие названия?
По названиям улиц, посёлков
11. Назовите, кто живёт в нашей реке?
Рыбы, улитки, бобры, лягушки, водоросли, ондатры
12. Какие виды рыб можно поймать в реке Большой Рефт?
Сорожка, щука, окунь, ёрш, карась, чебак
13. Какие населённые пункты есть на реке?
Город Асбест, пос. Кирпичный, пос. Старо-Кирпичный, пос. Рефтинский
Викторины о растительном и животном мире Асбестовского района
Задания для 1-2 классов
Блок - Деревья и кустарники
1. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (ель)
2. Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (черёмуха)
3. Колючая, хвоя сыпучая, Смолою плакучая(сосна)
4. Хоть неплохо я одета, Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам Вся дрожу, как в холода (осина)
5. Куст колючий, словно ёж, С дикой розой сильно схож. Внутри ягод, как в ларце,
13
Клад из витамина С (шиповник)
6. Русская красавица Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане (берёза)
Блок - птицы и животные
1. Вот пернатый городской, Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
«Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!»(воробей)
2. Белобокий Почтальон Сто вестей разносит он.
По деревням и садам,
По деревьям, проводам (сорока)
3. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
4. В пёстрой одежонке,
В красненькой шапчонке По лесу летает,
В барабан играет (дятел)
5. Всего две буквы знает,
В лесу их повторяет (кукушка)
6. Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?(заяц)
7. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
8. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе Орешки я грызу (белка)
Блок - лесные цветы.
1. Веселый синий огонек,
Моё внимание привлек,
Я соберу весной цветы,
Чтоб смог полюбоваться ты (медуница)
2. Жёлтые цветочки - Лаковые щёчки,
Пятерные венчики,
А листья изменчивы (лютик)
3. В поле у овражка Красненькая кашка(клевер)
4. Колокол колышется,
А звона не слышится(колокольчик)
5. На травинке солнца глаз Светит каждому из нас.
Но совсем не горячи Солнца белые лучи (ромашка)!
6. С мая по июнь цветёт,
Цвета неба лепесток,
В центре жёлтый глазок,
Подскажи, что за цветок?(незабудки)
Блок - грибы, ягоды
1. А вот кто-то важный На беленькой ножке.
14
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки(мухомор)
2. Маленький, удаленький Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл (подосиновик)
3. В рощах на лесных полянках, Под деревьями и в ямках
Под листочками без спешки Разместились ...(сыроежка)
4. Нет грибов дружней, чем эти, - Знают взрослые и дети, На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу(опята)
5. Лесная и садовая,
Душистая, медовая,
Вся розовато-красная,
Да и на вкус прекрасная.. .(земляника)
6. На землице, на кусте Ягодка красуется.
Каждый, кто в лесок вошел,
Ягодкой любуется.
Чёрненькая пуговка Прячется от солнца,
Вот начнём мы сборы - Вмиг заполним донце (черника)
7. Мы в лесу гуляли Вовсе не напрасно:
Ягодок набрали - Кисловатых, красных.
Пусть не ароматных,
Но на вкус приятных.
Это не калина И не земляника;
Это не рябина,
Но и не брусника - Как гранат по вкусу Наша .(костяника)
8. Вкусных ягодок с горчинкой Наберу в свою корзинку!
Словно алая гвоздика Лес украсила ...(брусника)
Блок - кто живёт в реке
1. У воды живёт плутовка И скрывается так ловко,
Что беднягам мухам, мошкам Не уйти от этой крошки (лягушка).
2. Кто на реке ветки носит, глину роет, плотину строит? (бобры)
3. У кого глаза на рогах, а дом на спине (улитка).
4. Плаваю под мостиком И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю (рыбы).
Блок- привал:
1. Сказать скороговорки хором:
Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
Ткачи ткали ткани на платья Клаве и Тане.
С На дворе — трава, на траве — дрова.
С Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
От топота копыт пыль по полю летит.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тараторят, тарахтят тридцать три
вагона в ряд.
2. Представьте себе, что большинство животных решили стать вежливыми и при
встрече всегда здороваются. Придумайте и покажите, как могли бы поздороваться друг с
другом: лоси, зайцы, белки, лисы.
3. Игра. Правильный ответ - хлопаем, неправильный -топаем В воде живут: карась,
15
окунь, бобёр, лиса, черепаха, сом, ряпушка, омар, волк, акула, бегемот, верблюд, утка,
скат, кит, кошка, лягушка, слон, гусь, дельфин, крокодил, обезьяна, ёрш, ёж.
Задания для команд 3-4 классов
Блок - деревья и кустарники
1. Ее аромат поднимает настроение, дает жизнерадостность и доброе отношение к
окружающему миру. Но, все хорошо в меру, и не стоит злоупотреблять, ведь запах этих
цветов у некоторых может вызывать головную боль и даже легкое недомогание. Это
основная причина того, почему наслаждаться ее цветением лучше на открытом воздухе
(черёмуха).
2. Молодая кора этого дерева любимое лакомство зайцев и мышей. Ветки - лакомство
лосей. Даже в тихую погоду оно шелестит своими круглыми плотными, жесткими
листьями на тонких, длинных черешках (осина).
3. Из древесины какого дерева мы получаем искусственный шелк, вискозу,
бездымный порох, целлулоид, скрипки, рояли и бумагу? (ель)
4. Какое растение известно нам по зимним веточкам? Оно не вечнозеленое, но имеет
шишечки (ольха).
5. Древесина, какого дерева очень прочная и устойчивая против гниения, а дерево
сбрасывает хвою на зиму? (лиственница)
6. Словно колоны устремляются ввысь стволы этих любящих свет, смолистых
деревьев. Листья - иголки, длинные с восковым налетом, растут на ветках в пучках по две
(сосна).
Блок - грибы и ягоды
1. Какие «дружные» грибы похожи на зонтики со своими тонкими ножками и
пикантными желтоватыми шляпками? (опята)
2. У этих грибов шляпки бывают и красными, и желтыми, и бурыми, и лиловыми
(сыроежки).
3. Шляпки этих грибов будто смазаны маслом (маслята).
4. Для лося любимое лекарство? (мухомор)
5. Какие грибы называют сыновьями березы? (подберёзовик)
6. Какой гриб дружит с осиной? (подосиновик)
7. Ягода представляет собой низкорослый кустарник, семейства Вересковых. Цветет
в мае зеленовато-белыми цветами, плоды синевато-чёрные из-за воскового налёта или
просто чёрные созревающие в середине лета, не только съедобны, но и обладают многими
полезными свойствами (черника).
8. Многолетнее травянистое растение с белыми цветами и душистыми ягодами
розоватокрасного цвета. Название происходит от слова земля, потому что спелые ягоды
часто почти лежат на земле. Растет в лесу, обычно на солнечных открытых местах
Собранные в начале лета молодые листья сушат и используют в качестве лекарства или
просто добавляют в чай для аромата (земляника).
Блок - птицы и животные
1. В название какой птицы 40 гласных? (сорока)
2. Это небольшой зверёк с длинными ушами «топориком». У него отличный слух и
бегает он очень быстро. При этом он несётся зигзагами, делает крутые повороты, чтобы
запутать врагов (заяц).
3. В лесу мы встречаем и слышим пёстрого дятла. А какого дятла можно ещё
увидеть? (чёрный дятел или желна)
4. Нору роет среди камней, корней деревьев или в расщелинах скал. Но любит
занимать чужие норы. Размером с небольшую собаку, хвост помогает избежать опасности
(лисица)
16
5. Маленькое и очень смышленое животное, которое известно всем своей
запасливостью на деревьях (белка)
6. Под землею коридоров,
Переходов целых сто!
Там сидит хозяин в черном
Меховом своем пальто (крот).
Блок - Красная книга
1. Существует около 12 разновидностей цветка Венерин башмачок. Какую
разновидность можно увидеть в нашем лесу? (Венерин башмачок настоящий и Венерин
башмачок крапчатый)
2. Цветение данного растения приходится на период весны. В народе называют сон
травой (прострел желтеющий).
3. Какие растения не имеют отношения к Красной книге (кислица, горец змеиный,
незабудка).
4. Назовите животных из Красной книги обитающих в нашем лесу (бобр, ёж
обыкновенный, ондатра, прыткая ящерица).
5. В конце весны в очень влажных местах, нельзя не заметить крупные шаровидные
цветы. Цветок так назван за то, что растёт обычно на влажных лесных полянах, любит
воду Цветок редко растёт в одиночку. Чаще всего они растут рядом друг с другом, образуя
яркий жёлтый ковёр (купальница европейская).
6. Какой вид кубышки или кувшинки встречается в реке Рефт: белая или жёлтая?
(кубышка жёлтая)
Блок - приметы погоды
1. Дым поднимается вверх - к хорошей погоде
2. Ласточки и стрижи летают над самой водой -к дождю
3. Туман над лесом стоит -к дождю
4. Вечером сильно стрекочут кузнечики -к хорошей погоде
5. Дым идёт книзу или стелется по земле -к дождю
6. Видно много пауков - к хорошей погоде
Блок - привал
1. Игра. Правильный ответ - хлопаем, неправильный -топаем В воде живут: карась,
окунь, бобёр, лиса, черепаха, сом, ряпушка, омар, волк, акула, бегемот, верблюд, утка,
скат, кит, кошка, лягушка, слон, гусь, дельфин, крокодил, обезьяна, ёрш, ёж.
2. Представьте себе, что большинство животных решили стать вежливыми и при
встрече всегда здороваются. Придумайте и покажите, как могли бы поздороваться друг с
другом: лоси, зайцы, белки, лисы.
В конце игры подсчет очков. Награждение медалями. Победила дружба. Вот так в
дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже
живут на нашей планете.
После игры можно предложить ребятам ответить на 2 вопроса:
- что нового узнали
- какая тема была самая трудная.
17
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
В учебном кабинете имеется:
15 парт,
30 стульев,
мультимедийный проектор,
экран,
ноутбук.
телевизор,
карточки и тесты для контроля,
подборка трафаретов,
набор цветных карандашей,
простые карандаши,
ножницы,
клей,
литература,
цветная и белая бумага.
Методические материалы
Электронные презентации к занятиям:
• Предприятия города Асбеста
• Знаменитые люди города
• Памятники города Асбеста
• Символы города
• Легенды о минерале асбест
• Старый город в фотографиях
• Современный город в фотографиях
• Река Рефт в фотографиях
• Интересные места на реке Рефт
• Водоёмы нашего района
• Экологические организации
• Орнаменты народов Урала
• Домовая резьба Асбеста. Наличники.
• Малая Красная книга Асбестовского района
• Птицы нашего леса
• Первоцветы в нашем лесу
• Элементы архитектуры на домах нашего города
• Необычные камни
• Улицы города Видео
фильмы:
• О работе отряда «Тропинка» по программе «Родники»
• О реке Рефт
• О городе Асбесте
Часть 1 - Введение. Пушнина.
Часть 2 - Уголь
Часть 3 - Золото
Часть 4 - Изумруд
Часть 5 - Асбест
Часть 6 - Энергия, Эпилог.
18
Список литературы
1. Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей.
Аква - Пресс 2001г.
Человек пришел на Урал. Летопись Уральских деревень. Сократ. Екатеринбург 1998г.
Крылов Г.В., Юдин Б.С.. Умей отдыхать и беречь природу. Новосибирск 1975г.
Долгушина А.И., Субачев В.В. Истоки Уральского характера Екатеринбург 2005г.
Амосова Л.Ф. Асбест. Жизнь и судьба. ГУП СО «Асбестовская типография» 2005г.
Сухарев Ю.М. Реки нашего края и происхождение названий. ГУП СО «Асбестовская
типография» 2010г.
7. Сухарев Ю.М. Рефтинская старина. ГУП СО «Асбестовская типография» 2011г.
8. Шинкаренко Ю., Пискарёв А. и др. Где ударил посох. Сократ. Екатеринбург 2005г.
9. УРАЛАСБЕСТ. События и люди. Средне-Уральское книжное издательство 2008г.
10. Асбест мой город и судьба. Екатеринбург - квадрат - 2008г.
11. Копырин А.Л. Асбест.Куделька.Копи. ГУП СО «Асбестовская типография» 2012г.
2.
3.
4.
5.
6.
19