ДООП Патриотический склуб Мужество. Воля. Дерзание

Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9» Асбестовского городского округа
Приложение к ОП ООО
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол от 30.08.2023г. № 15

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора Лицея № 9
от 01.09.2023г. № 242-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Патриотический клуб «Мужество. Воля. Дерзание»

Направленность: социально-гуманитарное
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 11-16 лет
Срок реализации программы – 1 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
Подписано цифровой подписью:
АВТОНОМНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
№ 9" АСБЕСТОВСКОГО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ "ЛИЦЕЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
№ 9" АСБЕСТОВСКОГО Дата: 2023.09.25 09:06:28 +05'00'
ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Автор – разработчик:
Аникина Яна Викторовна,
педагог дополнительного образования
Лицея № 9

Асбест, 2023
1

Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: ознакомительный.
Актуальность: Программа «Мужество Воля Дерзание» разработана на основе
государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних,
программы патриотического воспитания школьников МАОУ «лицей №9» и направлена на
формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
В последние годы российская образовательная система претерпела значительные
изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности.
Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических
ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений
между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему
и на возможности воспитания.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаю, что для того,
чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину
такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм - это, прежде всего, состояние
духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают
о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над
прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.
Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей
стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания
школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные
качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции
народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой
Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому
образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает
наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным
остановить распространение данных «болезней».
Цель программы: создание и совершенствование системы патриотического
воспитания в школе для формирования социально - активной личности гражданина и
патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства,
любви к Отечеству, своему народу.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Задачи программы:
Обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
учеников.
Формирование и развитие творческих способностей.
Удовлетворение
индивидуальных
потребностей
детей
в интеллектуальном,
нравственном,
художественно-эстетическом
развитии
и физическом
совершенствовании.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья,
а также организация свободного времени учеников.
Адаптация обучающихся жизни в обществе.
Профессиональная ориентация.
Выявление, развитие и поддержка обучающихся, проявивших выдающиеся
способности.
2

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры,
интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды
деятельности. Исходя из задач, можно выделить необходимость способствовать тому,
чтобы воспитывающая среда была как можно более разнообразной, вариативной.
Программа воспитания «Мужество Воля Дерзание» должна помочь ребенку строить свою
жизнь и после окончания школы. Реализация программы позволит создать условия для
освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.
Для этого необходимо создать возможности для погружения ребенка в каждую из этих
сфер. Именно эту задачу решают различные воспитательные направления программы:
- учебная деятельность;
- здоровьесбережения;
- правовое воспитание;
- эколога - краеведческое воспитание;
- нравственно-эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- взаимодействие с родителями.
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды
деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.
Программа патриотического воспитания учащихся школы реализуется во время
учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся
в школе, в окружающем социуме школы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности,
толерантности. Структура и организация данной воспитательной программы строится с
учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими
особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся
разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к
жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать
самостоятельно.

Основные принципы
1. Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и
объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего
поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего
интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе
сведений об истории и культуре родного края.
4. Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия
различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется
в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о
патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения
к окружающему миру.
5. Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
6. Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное
3

усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Категория обучающихся: обучающиеся 11-16 лет
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий: классные часы, беседы.
Режим занятий. 1 занятие продолжается 45 минут.
Перечень форм обучения: индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех
субъектов образовательной деятельности.
2. В образе выпускника:
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
- в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм
правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов,
ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на
воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией
Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего
гражданина России.
Содержание программы

Программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе
Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к
истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные
недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами
локальных войн, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным
датам.

4

Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной
жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого
человека.
2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к
государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы,
викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Г ероев, устный
журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я - гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры,
марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный
журнал.
Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное
консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные
праздники и часы общения.

5

Программа «Мужество Воля Дерзание»

Мой край родной
- эколого - краеведческое
воспитание;
- здоровьесбережение.

Я и семья
- взаимодействие с
родителями.

6

План мероприятий по реализации программы
«Мужество Воля Дерзание»
1 направление: Связь поколений
№
п/п

1.

2.
3.
4.
5.
6.

Мероприятия
Участие в акции «Вахта памяти»:
-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и
тружениками тыла;
-линейки, посвященные памятным датам истории; общешкольная линейка, посвященная Дню Победы.
Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов,
связанных с героическим прошлым России, важнейшими
событиями в жизни народа.
Проведение памятных дней: День Победы, День защитников
Отечества, День Героев, День единения и примирения
Участие в акциях: «Солдатские письма», «Герои живут
рядом», «От сердца к сердцу»
Классные часы на тему «Герои и подвиги»
Акция «Ветеран живет рядом»

Сроки
По плану

В течение года
В течение года
В течение года
В течении года
В течении года

2 направление: Растим патриота и гражданина России
№
п/п

Мероприятия

1.

Проведение внеклассных мероприятий, посвященные
Конституции РФ, дню единения и примирения, дню Героев.
Участие обучающихся и педагогов в конкурсах проектов:
Проведение уроков мужества, посвященных Дню Героев, Дню
Защитника Отечества и Дню Победы.
Организация и проведение школьных фестивалей
патриотической песни и конкурса чтецов
Организация и проведение конкурса рисунков, посвящённых
Великой Отечественной войне
Конкурс плакатов «Мы за МИР»
Конкурс чтецов «О войне...»
Конкурс рисунков «Мой дом, мой город, моя Родина»
Круглый стол «С чего начинается Родина»
Встречи с работниками прокуратуры, ИДН, комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Сроки
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
Май
Апрель
Февраль
В течение года
В течение года
В течение года

3 направление: Мой край родной
№
п/п

1.
2.
3.

Мероприятия
Оформление стенда «Символы Российской Федерации»
«История нашей школы»
Участие в экологических субботниках
Конкурс фотографий «Родные просторы»

Сроки
В течение года
Апрель-июнь
Январь
7

4.
5.
6.
7.

Конкурс проектов «России славные сыны»
Встречи с интересными людьми.
Изучение истории города и района на уроках истории,
географии, классных часах.
Оформление стенда «Символы Российской Федерации»
«История нашей школы»

Февраль
В течение года
В течение года
В течение года

4 направление: Я и семья
№
п/п

Мероприятия

1.

Проведение общешкольного конкурса «Доброта спасет мир»,
посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека,
Дню матери, Дню защиты детей
Участие в конкурсе « Открытка ветерану»
Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам
войны
Создание презентаций "Профессии моих родителей"
Участие в конкурсе "Моя родословная"
Выставка творчества «Крепка семья - крепка Россия»
Празднование Дня матери: организация выставок "Руками
мамы", выставки рисунков "Профессия моей мамы", "Портрет
моей мамы", фотоконкурса "Мамины глаза"
Празднование Дня семьи
Организация семейных классных праздников
Беседы и встречи с родителями.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Сроки
В течение года
Май
Апрель
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года
В течение года

План традиционных мероприятий по патриотическому воспитанию.
№ пп

1.
2.
3.

Месяц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь

4.

Декабрь

5.

Январь

6.

Февраль

7.
8.

Март
Май

Мероприятие
Урок мужества «В памяти вечно храня!»
Праздничное поздравление «День пожилого человека»
Урок мужества «подвиг юного солдата» Тематический урок
«День народного единства»
«День конституции» - основные направления Конкурс
проектов «История родного края»
Месячник «Традиции народов России»
Урок мужества «Подвиг народа - подвиг страны»
Месячник «Защитники отечества»:
Русские богатыри - спортивное мероприятие для
старшеклассников
Военно-спортивная эстафета для младших классов Конкурс
патриотической песни Встречи с участниками локальных войн
Конкурс плакатов, посвящённый Защитникам Отечества
Конкурс художественных открыток к 23 февраля Лицейский
«Смотр строя и песни»
Урок мужества «Г ерои рядом»
Месячник, посвящённый Победе в ВОВ:
Конкурс военной песни
Праздничный митинг, посвященный Дню Победы
8

9.

Июнь

Участие в вахте памяти у пограничного столба
Митинг «День памяти и скорби»
Форма аттестации и оценочные материалы

Форма аттестации – зачет.
Оценочные материалы - участие в мероприятиях:







экологические субботники,
акции «Поздравь ветерана»,
участие в городских соревнованиях по строевой подготовке,
участие в городском митинге, посвящённом войнам пограничникам,
участие в городском пробеге, посвящённом войнам погибшим в локальных
войнах участие в городских соревнованиях по стрельбе
участие в празднование Дня Победы.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение






городской стрелковый тир
учебные кабинеты Лицея
спортивный зал Лицея
актовый зал Лицея
Учебно-методическое и информационное обеспечение

Государственная
программа
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской Федерации » постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2015г. № 1493.
 Программа патриотического воспитания школьников МАОУ «Лицей №9»
Обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической
подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами
гражданско-патриотического воспитания; работа по изучению новых нормативных
документов,
инструктивно-методических
материалов
по
гражданскопатриотическому воспитанию детей и молодежи.


9

Литература

1. Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях.
2.
3.
4.
5.

6.

Новокузнецк, 2003г.
Л.А. Сетрукова, А.А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в
будущее профессии.Новокузнецк, 1998г.
Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста. Кемерово, 2010г.
И. В. Карнаева. Формирование готовности учителя к профессиональному
самоопределению подростков группы риска.Кемерово, 2009г.
Под редакцией Е.В. Бускиной, Л.А. Фоминой, Л. Г. Батраковой. Творческая
образовательная среда в современной школе: внеклассные мероприятия и научноисследовательская работа обучающихся. Новокузнецк МАОУ ДПО «ИПК», 2011г.
Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. Мастер-класс для заместителей директора школы по
воспитательной работе. Москва, 2008г.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».