Управление образованием Асбестовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №9» Асбестовского городского округа
РАССМОТРЕНО
на заседании ППк
Протокол № 1
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР
___________ Дмитриева М.В.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Яготина Л.А.
от «30» августа 2022 г.
Председатель ППк
___________ Новикова Л.В.
Протокол № 3
от «30» августа 2022 г.
Приказ № 206-од
от « 01» сентября 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
для 5-9 классов
Составитель: Сухоносова Алена Александровна,
учитель-дефектолог
Срок действия РП: 2022-2027 гг.
Асбестовский городской округ, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Коррекционно-развивающие занятия: дефектологические занятия» направлен на коррекцию различных
типичных недостатков психического (психологического) развития, которые в совокупности определяют наличие особых
образовательных потребностей детей с задержкой психического развития.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
–
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (редакция от
02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
–
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от19.12.2014г. №1598);
–
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
–
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
–
Адаптированной основной образовательной программы (АООП) основного общего образования (ООО)
обучающихся с задержкой психического развития.
Цель курса - преодоление
развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной
деятельности обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), а также формирование умений и навыков
учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются общие задачи:
–
коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала;
–
формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных
операций;
–
развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков,
коррекция учебной деятельности, специальное формирование ее структурных компонентов;
–
специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала;
–
формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.
Принципиальными в этом плане являются следующие факторы:
1. Парциальность психического недоразвития: у детей с ЗПР, наряду с нарушенными либо незрелыми
психическими функциями, обнаруживаются и сохранные, в то время как для умственной отсталости характерна
тотальность психического недоразвития. Более того, в случае задержанного психического развития, как правило,
отмечается незрелость межсистемного взаимодействия психических процессов, которое обеспечивает познавательную
(интеллектуальную) деятельность.
2. Способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР могут усвоить учебный материал в
объеме общеобразовательной средней школы при условии разумного распределения нагрузки, организации
специального режима занятий и учета индивидуальных особенностей.
3. Достаточно высокая восприимчивость к помощи: школьники с ЗПР, как правило, способны воспользоваться
опосредованной помощью со стороны учителя в виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих
упражнений, организации учебной деятельности и т.п. Умственно отсталым детям в случае затруднения обычно
требуется непосредственный показ способа действия, поскольку оказания опосредованной помощи им недостаточно.
4. Способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретенных навыков на новые условия: дети с
ЗПР могут пользоваться усвоенным способом действия в изменившихся условиях, в то время как умственно отсталыми
даже незначительное изменение внешних условий воспринимается как совершенно новая, незнакомая ситуация.
Таким образом, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с
задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным
программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию учебно-значимых навыков и приемов
умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные
потребности учащихся с ЗПР.
Данной программой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность
ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным
материалом и требованиями школьной программы.
Формирование приемов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной
деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «по шаговость» при
предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать
самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор,
воспринимать помощь педагога.
Учитель-дефектолог в ходе реализации коррекционного курса учитывает рекомендации учителя класса,
касающиеся необходимости усиленной работы с конкретными обучающимися над
ликвидацией
пробелов
предшествующего обучения и профилактики отставания при усвоении нового материала. Учитель-дефектолог реализует
модули, направленные на формирование пространственно-временных представлений, активизацию познавательной
деятельности, а также работает с обучающимися индивидуально, корригируя индивидуальные пробелы обучения и
формируя необходимые учебные действия.
Существенное значение имеют патофизиологически обусловленные недостатки произвольного внимания,
приводящие к большому количеству ошибок (письмо слов, предложений, текстов). Общее отставание темпов
становления познавательной деятельности препятствует сознательному усвоению и использованию разнообразных
многочисленных правил, а легкие проявления системного недоразвития речи затрудняют как понимание, так и
самостоятельное употребление слов. Преодолению перечисленных трудностей способствуют упражнения на развитие
произвольной регуляции (ориентировку на листе тетради, слуховое сосредоточение, удержание зрительного внимания и
т.п.). Предусматриваются задания, направленные на улучшение сформированности словесного опосредствования
деятельности и поведения, для чего используются упражнения на вербальное обозначение сходства и различия,
активизацию самостоятельного устного высказывания и пр.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия:
дефектологические
занятия»
является
обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации АООП ООО
обучающихся с ЗПР.
Курс реализуется учителем-дефектологом в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных
и
групповых
коррекционно-развивающих
занятий.
Курс
обеспечивается
системой
дефектологического
сопровождения, включающей проведение диагностической, консультативной, коррекционно-развивающей и
организационно- методической работы специалиста. В ходе дефектологического сопровождения осуществляется
специализированная помощь школьнику с ЗПР в динамике образовательного процесса. Учитель-дефектолог
выявляет основные дефициты в развитии учебно-познавательной сферы обучающегося с ЗПР, анализирует
структуру нарушения, определяет сохранные функции, зону ближайшего развития, его индивидуальные особые
образовательные потребности. На основании анализа полученных данных проектирует индивидуальный
образовательный маршрут, в котором определяет коррекционные задачи и индивидуальные специальные приемы
работы с подростком с ЗПР.
Курс «Коррекционно-развивающие занятия: дефектологические занятия» полезен для освоения всех предметных
областей, поскольку недостатки со стороны эмоциональной сферы, саморегуляции, адаптивности, а также
несформированность школьной мотивации препятствуют успешному обучению даже в специально созданных условиях.
Участие
ребенка
в
коррекционно-развивающих
занятиях
способствует
уменьшению
эмоциональной
напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий уровень сформированности учебно-познавательной
деятельности, что благотворно влияет на состояние психологического здоровья обучающегося.
Весь материал, представленный в программе, составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся и
требований адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
ЗПР. Задачи, поставленные перед детьми, усложняются в соответствии программных требований.
Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает упражнения, ориентированные на снятие
психоэмоционального напряжения, упражнения на развитие познавательной активности, а также развитие навыков
сотрудничества со сверстниками. Необходимой частью занятий являются динамические паузы и элементы
нейропсихологической коррекции.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени
выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как
традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования
методов, приемов и структуры занятий.
Рабочая программа для 5-9 класса рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью
40 минут в течение одного учебного года.
Форма организации занятий: индивидуальная, подгрупповая.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(5-9 класс)
Освоение программы
предполагает формирование следующих результатов:
1.
Личностные результаты освоения программы:
–
снижение уровня тревожности и повышение психологической адаптированности;
–
способность дифференцировать эмоции и чувства;
–
способность и стремление к самопознанию и познанию других;
–
адекватная позитивная осознанная самооценка.
2.
Метапредметные результаты освоения программы:
–
проявление уверенности в своих силах, доверия к партнеру;
–
стремление к сотрудничеству со сверстниками;
–
уважительное отношение к окружающим людям и к себе;
–
осознание важности и смысла процесса обучения;
–
овладение приемами самоконтроля и саморегуляции во время учебной деятельности;
–
способность к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя.
3.
Предметные результаты освоения программы:
–
определять виды отношений между понятиями;
–
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
–
находить закономерность в окружающем мире, математике и русском языке;
–
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
–
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
–
решать логические задачи.
В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет):
По модулю «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной (умственной) деятельности»:
–
оперировать (выделять, соотносить, сопоставлять, синтезировать) признаками предметов, явления, понятий;
–
выделять совокупность признаков предметов, явлений, понятий;
–
устанавливать их соотношение, различать существенные и несущественные признаки;
–
анализировать объекты или процессы на основе наблюдений с опорой на схему;
–
анализировать информацию из различных источников, сопоставлять, классифицировать и обобщать ее,
уметь резюмировать на основе предварительного анализа; синтезировать объекты, восстанавливать целое по части,
воспринимать объект как целое, понимать целостность конспекта; находить основание и классифицировать предметы,
явления, понятия;
–
обозначать словесной характеристикой основание, классы (группы) при необходимости с направляющей
помощью; группировать учебную информацию по заданным параметрам;
–
сравнивать объекты, явления, житейские и учебные понятия;
–
проводить отбор существенных признаков, формулировать выводы о сходствах и различиях;
–
сравнивать факты и процессы на материале учебных предметов на основе установления и сопоставления
обобщенных характеристик с опорой на образец;
–
обобщать понятия по существенным признакам, исключать «лишнее» на основе выделения общих
признаков; обобщать явления, события, информацию по заданным требованиям;
–
обобщать частные случаи правила и формулировать вывод при необходимости с направляющей помощью;
–
устанавливать логические связи и причинно-следственные зависимости между явлениями и событиями на
материале учебных предметов;
–
делать умозаключения по аналогии на основе изучаемого программного материала при необходимости с
опорой на образец;
–
строить суждения с логическими связками «и, или, не» «все, всякий, любой, каждый, некоторые»;
использовать отрицание в суждениях;
–
определять истинность и ложность суждений, аргументируя ответ;
–
делать вывод на основе анализа различных точек зрения, обобщая информацию, уметь приводить
собственную аргументацию;
–
подводить под конкретное понятие на основе распознавания системы признаков и установления их
соотношения при необходимости по смысловой опоре; определять и объяснять скрытый смысл текста, выделяя в нем
неявно заданную информацию;
–
проводить образные сравнения, объяснять метафоры;
–
понимать и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок, при необходимости с направляющей помощью;
понимать нравственный смысл, заключенный в значениях пословиц и поговорок;
–
употреблять изученные пословицы и поговорки в применительно к разным жизненным ситуациям.
По модулю «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»:
–
анализировать, сопоставлять, обобщать зрительную и слуховую информацию; анализировать и восполнять
пространственные образы;
–
владеть навыкам пространственной ориентировки;
–
оперировать приемами запоминания и воспроизведения информацией на учебном материале;
–
строить самостоятельно алгоритм учебных действий;
–
выполнять алгоритм учебных действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом
программном материале;
–
определять учебное понятие по заданному алгоритму на программном материале;
–
интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя явно заданную в источнике и неявную
информацию;
–
определять основную и второстепенную информацию при решении практических задач;
–
владеть постановкой вопроса при работе с информацией; создавать собственные тексты, применять
информацию из текста при решении учебно-практических задач;
–
формулировать выводы, основываясь на источнике информации, находить аргументы, подтверждающий
вывод; интерпретировать и обобщать информацию из нескольких отличающихся источников;
–
кодировать и декодировать информацию;
–
анализировать, сопоставлять и сравнивать информацию, представленную в тексте, таблице, диаграмме,
схеме, рисунке, карте на материале учебных предметов;
–
ориентироваться в схематично представленной информации, составлять высказывание с опорой на схему;
строить схему рассуждений на основе правила с использованием направляющей помощи; делать простой конспект,
составлять тезисы устного или письменного сообщения;
–
преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и
представления информации при необходимости с опорой на образец;
–
уметь критически оценивать информацию, распознавать достоверность информации в сети Интернет;
–
находить и использовать информацию в разных жизненных ситуациях и в общении;
–
составлять и преобразовывать тексты делового стиля, личного характера, посты на странице сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
5 класс
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации». Выделение признаков предметов, объектов или явлений, оперирование ими на базовом
уровне на материале учебных предметов (например, озеро, река, море, океан). Характеристика объекта по признакам
(например,
число:
однозначное/многозначное,
четное/нечетное,
круглое).
Различение
существенных
и
несущественных признаков предмета, объекта и явления (например, живые организмы, цветковые растения, грибы,
тундра, угол, прямоугольный треугольник, материк). Определение признаков сходства и различия на основе
сопоставления (например, озера и болота, луч и отрезок, гласные и согласные звуки). Сравнение объектов по
наиболее характерным признакам, подведение под вывод по результатам сравнения.
Объединение предметов и явлений в группы по определенным признакам по заданному и самостоятельно
найденному основанию (например, группировка слов по грамматическим признакам, группировка звуков по
характерным признакам, классификация живых организмов, отнесение рек к речной системе, одушевленные и
неодушевленные имена существительные). Синтезирование объекта. Восполнение целого по части (слов с
пропущенными буквами, предложений с пропущенными словами; математических выражений с пропущенными
знаками, числами; целостности исторического события с опорой на слова из справки). Восстановление текста из
слов, предложений, отрывков, восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения.
Синтезирование текста как целого: установление прямых связей между событиями, причинно-следственных
зависимостей на материале исторических и естественно-научных текстов отнесение рек к речной системе,
одушевленные и неодушевленные имена существительные).
Синтезирование объекта. Восполнение целого по части (слов с пропущенными буквами, предложений с
пропущенными
словами;
математических
выражений
с
пропущенными
знаками,
числами;
целостности
исторического события с опорой на слова из справки). Восстановление текста из слов, предложений, отрывков,
восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения. Синтезирование текста как целого:
установление прямых связей между событиями, причинно-следственных зависимостей на материале исторических и
естественно-научных текстов.
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения,
абстрагирования, конкретизации». Установление логической последовательности в числовых рядах, природных
явлениях, жизненных циклах, жизненных событиях, учебных действиях. Определение причины и следствия явления или
события, определение связи (например, пищевая цепь, причины развития земледелия в Древнем Египте, что было
раньше: гибель Трои или гибель Критского царства, почему идет дождь, смена дня и ночи, смена сезонов года).
Определение видового и родового понятий (например, животные – млекопитающие, хвойное дерево – ель). Обобщение
объектов и конкретных житейских понятий/простых учебных понятий по существенным признакам с исключением
лишнего. Обобщение и конкретизация житейских понятий/простых учебных понятий (например, горы – Альпы, острова
– Мадагаскар, равнины – Восточно-Европейская, океаны – Индийский).
Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие».
Знакомство с построением рассуждений от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим
закономерностям (решение логических задач). Обобщение правила и формулирование вывода на основе анализа и
наблюдения за частными случаями и примерами на данное правило на материале учебных предметов (например,
правописание сочетаний -чк-, - чн). Умозаключение по аналогии. Определение конкретного понятия/простого учебного
понятия через род и видовое отличие по алгоритму учебных действий (например, пылесос – электроприбор – уборка
помещений). Подведение объекта под понятие (на материале житейских понятий/простых учебных понятий).
Построение суждений на основе сравнения предметов и явлений с выделением при этом общих признаков (например,
остров и полуостров: Камчатка –полуостров, так как это выступающая часть суши, с трех сторон окруженная водой).
Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Выделение и
пояснение обобщено-образного выражения, заключенного в пословице и поговорке, на примере широко употребляемых
пословиц и поговорок. Сопоставление пословицы с жизненной ситуацией на примере поступков героя рассказа,
истории. Умение понимать содержание пословиц в соответствии с определенной ситуацией. Определение темы в
пословицах и поговорках. Отнесенность пословиц и поговорок к тематическим группам.
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»
Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Знакомство с последовательностью выполнения
действий и составлением простых инструкций из двух-трех шагов. Отработка навыка работы с алгоритмом применения
правила по визуальной опоре (например, правописание падежных окончаний существительных, письменный прием
деления многозначного числа на двузначное; определение спряжения глагола; буквы е–и в корнях с чередованием).
Знакомство с алгоритмом и закрепление его использования по определению понятий на изучаемом программном
материале (например, животные, растения, лиственное дерево, имя существительное, имя прилагательное).
Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов».
Анализ и сопоставление зрительно воспринимаемых объектов (идентификация, сличение, восполнение). Отработка
точности и скорости переработки зрительной информации. Отработка навыка распределения и переключения внимания
на зрительно воспринимаемых объектах. Дифференциация наложенных объектов. Зрительно-моторная и слухомоторная
ориентировка.
Анализ и восполнение пространственных образов. Знакомство с приемами слухоречевого запоминания.
Знакомство с приемами опосредованного запоминания. Отработка навыков воспроизведения информации по
визуальной опоре.
Анализ и переработка познавательной и учебной информации. Ориентировка в содержании справочной
информации, нахождение в источнике ответов на вопросы с использованием явно заданной информации.
Знакомство с приемами интерпретации информации, нахождение в источнике ответов на вопросы с
использованием неявно заданной информации.
Различение и определении основной и второстепенной информации при решении практических задач. Создание
собственных текстов на основе справочной информации по направляющей помощи педагога. Анализ информации,
представленной в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты (например, нахождение на карте равнин,
низменностей, возвышенностей; карта Древней Греции, план местности, схема царств живой природы).
Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Текст. Смысловая структура текста. Анализ
учебного текста. Определение темы, главной мысли. Отработка логических приемов переработки информации
(заполнение таблицы, введение числовых данных). Преобразование текстовой информации в таблицу. Ориентировка в
схематично представленной информации. Кодирование и декодирование информации (шифровка, символами).
6 класс
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации». Выделение признаков конкретных понятий/простых учебных понятий на материале
учебных предметов, оперирование признаками, определение существенных признаков (части речи: изменяемые и
неизменяемые признаки; различие частей речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, союз).
Различение существенных и несущественных признаков житейских понятий/простых учебных понятий (лес, тундра,
степь; равнина; полуостров).
Классификация житейских, конкретных и простых учебных понятий по заданным правилам (например, водоемы;
самостоятельные и служебные части речи; собственные и нарицательные имена существительные). Словесное
определение основания классификации и каждого класса.
Синтезирование объектов. Восполнение недостающих звеньев целого на материале учебных предметов (история,
география, биология, литература), при необходимости с использованием слов для справок (например: Растения – это …,
объединенные в группу Царство Растений. Слова для справок: живые организмы, исторические события, явления
природы).
Анализ целостности контекста: связь частей в единое смысловое целое, понимание значения неизвестного слова
или выражения на основе контекста, установление скрытых связей между событиями.
Сравнение конкретных понятий/простых учебных понятий на основании сопоставления существенных признаков
(например, деревья и кустарники; действующие и потухшие вулканы).
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения,
абстрагирования, конкретизации». Установление логических связей между понятиями, определение причинноследственных зависимостей на учебном материале предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла (например,
гидросфера и океан; изменение температуры воздуха). Установление родовидовых отношений на учебном материале
предметов естественнонаучного цикла (травы, многолетние травы, лютик; водные растения, лотос).
Обобщение житейских понятий/простых учебных понятий и исключение лишнего из ряда этих понятий,
объединенных общим признаком (например, цветоножка, тычинка, пестик, корень).
Установление причинно-следственных зависимостей в исторических событиях (определение причины и следствия
события: крещение княгини Ольги – укрепление связи между Русью и Византией; крещение Руси – изменения быта и
культуры жителей Руси).
Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие».
Знакомство с алгоритмом рассуждения о причинах события или явления, анализ наиболее вероятных из них,
определение возможных последствий (причины и последствия наводнения, засухи, извержения вулкана).
Умозаключение по аналогии на основе изучаемого учебного материала (природное явление – землетрясение,
осадки – …). Умозаключение из двух и более посылок с опорой на словесное описание (все A – В, все В – С,
следовательно все А – С: все плоды состоят из семян и околоплодника, боб гороха – это плод; из чего состоит боб
гороха?; все прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, слово «прекрасный» – имя прилагательное).
Суждения с логическими связками и, или, не. Применение отрицания в суждениях. Определение истинности и
ложности суждений с аргументацией ответа. Алгоритм определения учебного понятия через обобщение существенных
признаков и установление связи между ними (например, вулканы, равнина, имя существительное). Алгоритм
подведения объекта под учебное понятие.
Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Употребление в
речи пословиц и поговорок применительно к характеристике поступков людей или жизненной ситуации. Выделение и
пояснение обобщено-образного выражения, заключенного в пословице и поговорке. Синонимичность значений
пословиц и поговорок. Сопоставление синонимичных по значению пословиц и поговорок с жизненной ситуацией на
примере собственного опыта. Разноплановость значений пословиц и поговорок, применение пословицы и поговорки к
разным жизненным ситуациям.
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале».
Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Освоение алгоритма учебных действий при
работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале (например, правописание не с
прилагательными). Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале (например,
государство; усобицы).
Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов».
Анализ и переработка зрительной и слуховой информации (сличение, сопоставление, нахождение идентичных фигур,
распознавание наложенных изображений, выделение фигур из сложного чертежа, нахождение противоречивых
изображений).
Анализ
пространственного
расположения
фигур.
Оперирование
приемами
запоминания
и
воспроизведения информации на учебном материале: выделение опорных слов, воспроизведение текста по опорным
словам. Проведение учебных действий по работе с информацией: нахождение и извлечение заданной информации в
соответствии с инструкцией; определение места искомой информации (выборочное чтение, нахождение фрагмента
текста). Определение, нахождение и извлечение одной или нескольких единиц информации, расположенных в разных
фрагментах текста. Определение наличия/отсутствия информации. Проведение оценки достаточности информации для
решения практических задач. Оперирование информацией, представленной в таблице, на диаграмме, схеме, рисунке,
карте. Использование информации, представленной схематично (например, определение среднемесячной температуры
воздуха по диаграмме).
Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Преобразование информации из одной
формы в другую различными способами по образцу. Выстраивание схемы рассуждений на основе правила по вопросам.
Преобразование информации из графического или символьного представления в текстовое и наоборот.
7 класс
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации». Выделение признаков учебных и научных понятий (например, абсолютизм, буржуазия,
капитализм, монополия, среда обитания, популяция, причастие, деепричастие, частица, солнечная система, атмосфера,
гидросфера). Выделение существенных признаки учебных и научных понятий (например, насекомые: количество лапок,
строение тела, сенсорные органы чувств). Различение существенных и несущественных признаков учебных и научных
понятий (например, равнина: существенные признаки – участок земной поверхности, ровная или слабоволнистая
поверхность; несущественные – месторасположение, размер). Классификация учебных и научных понятий по заданным
правилам,
словесное
определение
основания
классификации
и
каждого
класса
(например,
части
речи:
служебные/самостоятельные; прилагательные, существительные / глаголы / наречия / причастия / деепричастия /
междометия / частицы / предлоги / союзы / категория состояния; тип / класс / отряд / семейство / род / вид).
Синтезирование объекта: восстановление причинно-следственных зависимостей из частей текста на материале
предметов естественнонаучного и гуманитарного цикла. Сравнение учебных и научных понятий на основании
сопоставления существенных признаков (например, причастие и деепричастие; птицы и млекопитающие; оседлые,
кочующие, перелетные птицы; части света и материки).
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения,
абстрагирования, конкретизации». Установление общности в логических и семантических единицах (например,
объединение понятий по общему признаку). Определение причинно-следственной зависимости между явлениями на
материале учебных предметов (история, география, биология) (например, зависимость климата от географического
положения; круговорот воды; повышение температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца). Обобщение учебных
понятий, исключение лишнего из ряда учебных понятий, объединенных общим признаком (например, по разрядам
наречий; по отнесенности к историческому периоду). Установление закономерностей в процессах и явлениях (например,
установление последовательности в числовых выражениях и продолжение ряда).
Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие».
Индуктивные и дедуктивные умозаключения. Суждения с использованием логических связок (кванторов): все, всякий,
любой, каждый, некоторые. Распознавание обратимых и необратимых предположений. Определение научного понятия
по опорной схеме.
Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Объяснение
пословиц и поговорок на основе личного опыта. Понимание нравственного смысла пословиц и поговорок. Выделение и
объяснение оценочных суждений, заключенных в пословицах и поговорках. Соотнесение пословиц и поговорок с
социальными ситуациями, иллюстрирующими одобряемое и неодобряемое поведение.
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале».
Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Составление алгоритма собственных действий
(например, морфологический разбор местоимения, прилагательного, причастия). Соблюдение алгоритма учебных
действий при работе с правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале (например,
определение разряда наречий; определение вида союза; план-характеристика материка). Определение понятий по
заданному алгоритму на изучаемом программном материале (например, словообразование, биосфера, наречие).
Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов».
Анализ и переработка зрительной и слуховой информации (объем переработки зрительной информации; объем
переработки слухоречевой информации). Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации:
использование смысловых опор. Логические приемы работы с информацией: формулирование поискового запроса,
отбор необходимой информации в соответствии с учебной задачей, упорядочивание, ранжирование, классифицирование
информации. Подведение под вывод на основе источника информации, нахождение аргументов, подтверждающих
вывод. Определение в тексте тезиса, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Анализ, сопоставление и
сравнение информации, представленной в тексте, таблице, на диаграмме, схеме, рисунке, карте. Оперирование
информацией, представленной схематично.
Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Преобразование текстовой информации в
графическую. Извлечение текстовой информации из графической (схемы, таблицы, диаграммы, карты). Например,
характеристика материка Австралия по анализу географической карты. Составление план-конспекта текста на материале
учебных предметов.
8 класс
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации». Выделение совокупности признаков учебных и научных понятий и установление их
соотношения на материале учебных предметов (например, равнобедренный треугольник, параллельные прямые,
окружность).
Группировка
информации
из
различных
источников
на
материале
учебных
предметов
естественнонаучного цикла (например: Климат – это усредненное состояние погоды за длительный промежуток
времени. Из предложенных источников выберите утверждения, которые связаны с описанием климата Африки).
Синтезирование информации: восстановление недостающих событий по логической зависимости (например: В
результате подводного землетрясения или извержения вулкана может образоваться цунами. Скорость движения волны
достигает 800 км/ч. У берега ее высота может достичь нескольких десятков метров. Поэтому цунами представляет
большую опасность для прибрежных районов). Сравнение фактов и процессов в истории, литературе, биологии,
географии на основе установления и сопоставления обобщенных характеристик по составленному плану или образцу
(например, климатические условия Антарктиды и Австралии; используя информацию из текста и рисунков, сравните
белую акулу и синего кита, укажите два признака, одинаковых для обоих животных, и два признака, по которым они
отличаются друг от друга).
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения,
абстрагирования, конкретизации». Обобщение и резюмирование информации. Нахождение в тексте тезиса,
соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулирование вывода на основе обобщения отдельных
частей текста. Определение противоречия, содержащегося в одном или нескольких текстах. Соотношение фактов с
общей идеей текста, установление причинно-следственных связей, не показанных в тексте напрямую. Установление
логических отношений между понятиями (противоположность, причина – следствие, часть – целое, вид – род,
пересечение). Расположение понятий в последовательности от частного к общему (например, ботаника – биология –
естествознание – наука).
Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие».
Построение предположений. Подтверждение или опровержение предположения соответствующей информацией на
основе текстового источника. Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте: все, некоторые, ни
одно, некоторые не. Определение достоверности предложенной информации, высказывание оценочных суждений на
основе текста. Определение понятий через другие понятия, установление соподчиненности понятий (например,
гражданство, безнравственность, право собственности).
Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Применение и
употребление пословиц и поговорок в различных жизненных ситуациях. Встраивание пословицы и поговорки в
контекст.
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале».
Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Составление алгоритма учебных действий при
решении учебных или практических задач (например, составление плана простого эксперимента, определение
изменяемых признаков частей речи). Выполнение алгоритма учебных действий при работе с правилом, при решении
учебной задачи на изучаемом программном материале (например, определение действительных и страдательных
причастий). Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале (например,
параллелограмм; словообразование; революция).
Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов».
Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации: составление схем-опор, опосредованное
запоминание, использование мнестических символов. Интерпретация и обобщение информации из нескольких
отличающихся источников. Анализ, сопоставление и сравнение информации, представленной в тексте, таблице, на
диаграмме, схеме, рисунке, карте. Оперирование информацией, представленной схематично (например, пунктуация в
схемах предложений, схема правила).
Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Представление информации в виде простых
конспектов, таблиц, схем, графиков. Составление тезисов устного или письменного сообщения.
9 класс
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, классификации». Выделение совокупности признаков и оперирование признаками явлений, событий,
житейских и научных понятий: общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в
изучаемых объектах. Анализ объекта или процесса на основе наблюдения, аналитическое суждение (например, на
основе описания опыта и его результата; на основе описания действий человека суждения об их возможных
последствиях). Анализ, сравнение, классификация и обобщение фактов, процессов и явлений на учебном материале
(например, анализ: правонарушение и его признаки; классификация: права человека (экономические, социальные,
культурные); сравнение: неосторожность и умысел). Анализ информации из различных источников, ее сопоставление и
обобщение: выделение существенной информации из текстов разных видов. Синтезирование информации:
восстановление контекста путем подбора соответствующего понятия; восстановление текста путем восполнения
выпущенных фрагментов.
Раздел «Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения,
абстрагирования, конкретизации». Обобщение понятий, событий, процессов, информации. Обобщение информации,
представленной в разных модальностях.
Раздел «Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, определять и подводить под понятие».
Формулирование вывода на основе резюмирования информации. Обоснование собственной точки зрения по вопросу в
тексте, относительно позиции автора текста. Обоснование суждения, нахождение подтверждения в виде примеров из
текста. Формулирование вывода на основе анализа разных точек зрения, приведение собственной аргументации.
Определение понятия на основе распознавания системы признаков и установления их соотношения, при необходимости
по смысловой опоре (например, юридическая ответственность, гражданское право). Подведение под понятие.
Конкретизация понятия через другие понятия, определение практического значения и применения понятия (например,
законодательство, право).
Раздел «Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов». Оперирование
пословицами и поговорками в самостоятельной речи. Употребление пословиц и поговорок в соотнесении с социальной
ситуацией.
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале».
Раздел «Познавательные действия при работе с алгоритмами». Определение и выполнение алгоритма учебных
действий (например, пунктуационный разбор предложения). Выполнение алгоритма учебных действий при работе с
правилом, при решении учебной задачи на изучаемом программном материале (например, знаки препинания в сложных
предложениях). Определение понятия по заданному алгоритму на изучаемом программном материале (например,
бессоюзное предложение; популяция; экосистема).
Раздел «Познавательные действия при работе с информацией, коррекция и развитие познавательных процессов».
Оперирование приемами запоминания и воспроизведения информации на учебном материале. Анализ, переработка и
использование информации для решения практических задач. Нахождение и использование информации в разных
жизненных ситуациях и в процессе общения. Использование различных источников информации для решения учебных
и практико-ориентированных задач.
Раздел «Познавательные действия по преобразованию информации». Преобразование информации из одного вида
в другой и выбор формы фиксации и представления информации. Составление эссе по прочитанному. Составление и
преобразование текстов делового стиля, личного характера, постов на странице сети Интернет.
Специфика видов деятельности обучающихся с ЗПР при изучении коррекционного курса определяется их
особыми образовательными потребностями. Для школьников с ЗПР необходимо предусмотреть предъявление
дозированной помощи, которая при постепенном уменьшении позволяет осуществить переход от выполнения учебной
работы под руководством и с помощью педагога к самостоятельному выполнению задания. Особое внимание должно
уделяться формированию осознания обучающимися с ЗПР своих учебных трудностей и способов использования
вспомогательных средств для их преодоления. Специальное внимание должно уделяться обучению использования
визуальных и смысловых опор. Для школьников с ЗПР также предусматриваются дополнительные шаги при
выполнении учебного действия и их визуальное подкрепление, позволяющее сделать связи в совершаемом действии
более очевидными и осмысленными. Определенное место должна занимать работа с инструкцией к заданию. С
учащимися следует детально прорабатывать понимание шагов учебных действий, определяемых в инструкции, и их
последовательность. Необходимо приучать их руководствоваться ей при выполнении задания, учитывать все звенья,
связывая их в контекстное целое. Важным является словесный отчет, который ученик с ЗПР дает по походу выполнения
задания или по итогу работы, как способ речевой регуляции действий и повышения осознанности совершаемой
деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
5 класс
Тематические блоки,
темы
Основное содержание
Выделение признаков предметов, объектовили
явлений, оперирование ими на базовом уровне на
материале учебных предметов. Характеристика
Коррекция и развитие
объекта по признакам. Различение существенных и
базовых логических
несущественных признаков предмета, объекта и
действий и мыслительных явления. Определение признаков
сходства
и
операций анализа,
различия на основе сопоставления. Сравнение
синтеза, сравнения,
объектов по наиболее характерным признакам,
классификации.
подведение под вывод по результатам сравнения.
Объединение предметов и явлений в группы по
определенным
признакам по заданному и
самостоятельно
найденному
основанию.
Основные виды деятельности обучающихся
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение
логических
задач.
Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Синтезирование объекта. Восполнение целого по
части. Восстановление текста из слов, предложений,
отрывков, восстановление деформированного слова с
опорой на контекст предложения. Синтезирование
текста как целого: установление прямых связей между
событиями, причинно-следственных зависимостей на
материале исторических и естественно-научных
текстов.
Установление
логической последовательности в
числовых рядах, природных явлениях, жизненных
Коррекция и развитие
циклах, жизненных событиях, учебных действиях.
базовых логических
Определение причины и следствия явления или
действий и мыслительных
события, определение связи. Определение видового и
операций обобщения,
родового понятий. Обобщение
объектов
и
абстрагирования,
конкретных житейских понятий / просты учебных
конкретизации.
понятий по существенным признакам с исключением
лишнего.
Развитие логических
умений делать суждения,
умозаключение,
определять и подводить
под понятие».
Знакомство с построением рассуждений от общих
закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям (решение
логических
задач).
Обобщение
правила
и
формулирование вывода на основе анализа и
наблюдения за частными случаями и примерами на
данное правило на материале учебных предметов.
Умозаключение
по
аналогии.
Определение
конкретного понятия / простого учебного понятия
через род и видовое отличие по алгоритму учебных
действий. Подведение объекта под понятие (на
материале житейских понятий / простых учебных
понятий). Построение
суждений
на
основе сравнения предметов и явлений с выделением
при этом общих признаков.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение
логических
задач.
Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение
логических
задач.
Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Развитие способности к
пониманию скрытого
смысла пословиц и
поговорок, текстов.
Выделение и
пояснение обобщено-образного
выражения, заключенного в пословице и поговорке, на
примере широко употребляемых пословиц и
поговорок. Сопоставление пословицы с жизненной
ситуацией на примере поступков героя рассказа,
истории. Умение понимать содержание пословиц в
соответствии с определенной ситуацией. Определение
темы в пословицах и поговорках. Отнесенность
пословиц и поговорок к тематическим группам.
Познавательные действия
при работе с
алгоритмами.
Знакомство с последовательностью выполнения
действий и составлением простых инструкций из двухтрех шагов. Отработка навыка работы с алгоритмом
применения правила по визуальной опоре. Знакомство
с алгоритмом и закрепление
его
использования
по определению понятий на изучаемом
программном материале.
Познавательные действия
при работе с
информацией, коррекция
и развитие
познавательных
процессов.
Анализ и сопоставление зрительно воспринимаемых
объектов (идентификация, сличение, восполнение).
Отработка точности
и
скорости
переработки зрительной информации. Отработка
навыка распределения и переключения внимания на
зрительно воспринимаемых объектах. Зрительномоторная и слухо-моторная ориентировка. Знакомство
с приемами слухо-речевого запоминания. Знакомство с
приемами опосредованного запоминания. Анализ и
переработка познавательной и учебной информации.
Ориентировка в содержании справочной информации,
нахождение в источнике ответов на вопросы с
использованием явно заданной информации.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение
логических
задач.
Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение
логических
задач.
Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение
логических
задач.
Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Познавательные действия
по преобразованию
информации.
Текст. Смысловая структура текста. Анализ учебного
текста. Определение темы, главной мысли. Отработка
логических
приемов
переработки
информации
(заполнение таблицы, введение числовых данных).
Преобразование текстовой информации в таблицу.
Ориентировка
в
схематично
представленной
информации.
Кодирование
и
декодирование
информации (шифровка символами).
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение
логических
задач.
Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
6 класс
Тематические блоки,
темы
Основное содержание
Выделение признаков предметов, объектов или
явлений, оперирование ими на базовом уровне на
материале учебных предметов. Характеристика
объекта по признакам. Различениесущественных
и
несущественных признаков предмета, объекта и
явления. Определение признаков
сходства
и
различия
на основе сопоставления. Сравнение
Коррекция и развитие
объектов
по наиболее характерным
признакам,
базовых логических
подведение под вывод по результатам сравнения.
действий и мыслительных
Объединение предметов и явлений в группы по
операций анализа,
определенным
признакам по заданному и
синтеза, сравнения,
самостоятельно
найденному
основанию.
классификации.
Синтезирование объекта. Восполнение целого по
части. Восстановление
текста из
слов,
предложений,
отрывков,
восстановление
деформированного слова с опорой на контекст
предложения. Анализ
целостности
контекста:
связь частей в единое смысловое целое, понимание
значения неизвестного слова или выражения на основе
Основные виды деятельности обучающихся
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
контекста, установление скрытых связей между
событиями.
Установление логических связей между понятиями,
определение причинно-следственных зависимостей на
учебном
материале
предметов
Коррекция и развитие
естественнонаучного
и
гуманитарного
цикла.
базовых логических
Установление родовидовых отношений на учебном
действий и мыслительных
материале предметов естественнонаучного цикла.
операций обобщения,
Обобщение житейских понятий/простых учебных
абстрагирования,
понятий
и исключение лишнего из ряда этих
конкретизации.
понятий,
объединенных
общим
признаком.
Установление причинно-следственных зависимостей в
исторических событиях.
Знакомство с алгоритмом рассуждения о причинах
события или явления, анализ наиболее вероятных из
них,
определение
возможных
последствий.
Умозаключение по аналогии на основе изучаемого
Развитие логических
учебного материала. Умозаключение из двух и более
умений делать суждения,
посылок с опорой на словесное описание. Суждения с
умозаключение,
логическими связками и, или, не. Определение
определять и подводить
истинности и ложности суждений с аргументацией
под понятие».
ответа. Алгоритм определения учебного понятия
через обобщение существенных признаков и
установление связи между ними. Алгоритм подведения
объекта под учебное понятие.
Употребление в речи пословиц и
поговорок
применительно к характеристике поступков людей
или жизненной ситуации. Выделение и пояснение
Развитие способности к
обобщено-образного выражения, заключенного в
пониманию скрытого
пословице и поговорке. Синонимичность значений
смысла пословиц и
пословиц
и
поговорок.
Сопоставление
поговорок, текстов.
синонимичных
по значению пословиц и
поговорок с жизненной ситуацией на примере
собственного опыта. Разноплановость значений
пословиц и поговорок, применение пословицы
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
и
ситуациям.
поговорки
к
разным
жизненным Анализ проблемных ситуаций.
Освоение алгоритма учебных действий при работе с
правилом, при
решении учебной задачи на
Познавательные действия
изучаемом программном материале. Определение
при работе с алгоритмами.
понятия по заданному алгоритму на изучаемом
программном материале.
Познавательные действия
при работе с
информацией, коррекция
и развитие
познавательных
процессов.
Познавательные действия
по преобразованию
информации
Анализ и переработка зрительной и слуховой
информации. Анализ пространственного расположения
фигур. Оперирование приемами запоминания и
воспроизведения
информации на
учебном
материале: выделение опорных слов, воспроизведение
текста по опорным словам. Проведение учебных
действий по работе с информацией: нахождение и
извлечение заданной информации в соответствии с
инструкцией; определение места искомой информации.
Определение
наличия/отсутствия
информации.
Проведение оценки достаточности информации для
решения
практических
задач.
Оперирование
информацией, представленной в таблице, на
диаграмме, схеме, рисунке, карте. Использование
информации, представленной схематично.
Преобразование информации из одной формы в
другую
различными
способами
по
образцу.
Выстраивание
схемы рассуждений на
основе
правила по вопросам. Преобразование информации из
графического или символьного представления в
текстовое и наоборот.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
7 класс
Тематические блоки,
темы
Основное содержание
Выделение признаков учебных
и
научных
понятий.
Выделение
существенных
признаки
учебных
и
научных
понятий.
Различение
существенных
и
несущественных
Коррекция и развитие
признаков
учебных
и
научных
понятий.
базовых логических
Классификация учебных и научных понятий по
действий и мыслительных заданным
правилам,
словесное
определение
операций анализа,
основания классификации и каждого класса.
синтеза, сравнения,
Синтезирование объекта: восстановление причинноклассификации.
следственных зависимостей из частей текста на
материале
предметов
естественнонаучного
и
гуманитарного цикла. Сравнение учебных
и
научных понятий наосновании сопоставления
существенных признаков.
Установление
общности
в логических и
Коррекция и развитие
семантических единицах. Определение причиннобазовых логических
следственной зависимости между явлениями на
действий и мыслительных материале учебных предметов (история, география,
операций обобщения,
биология). Обобщение
учебных
понятий,
абстрагирования,
исключение лишнего из ряда учебных понятий,
конкретизации.
объединенных
общим признаком. Установление
закономерностей
в процессах и явлениях.
Развитие логических
Индуктивные
и
дедуктивные
умозаключения.
Основные виды деятельности обучающихся
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
умений делать суждения,
умозаключение,
определять и подводить
под понятие».
Развитие способности к
пониманию скрытого
смысла пословиц и
поговорок, текстов.
Суждения с использованием логических связок
(кванторов): все, всякий, любой, каждый, некоторые.
Распознавание обратимых и
необратимых
предположений. Определение научного понятия по
опорной схеме.
Объяснение пословиц
и
поговорок на основе
личного опыта. Понимание нравственного смысла
пословиц
и поговорок. Выделение и объяснение
оценочных суждений, заключенных в пословицах и
поговорках. Соотнесение пословиц
и поговорок с
социальными
ситуациями, иллюстрирующими
одобряемое и неодобряемое поведение.
Составление алгоритма собственных действий.
Соблюдение алгоритма учебных действий при работе
Познавательные действия с правилом, при решении учебной задачи на
при работе с алгоритмами. изучаемом программном материале. Определение
понятий по заданному алгоритму на изучаемом
программном материале.
Познавательные действия
при работе с
информацией, коррекция
и развитие
Анализ и переработка зрительной и слуховой
информации. Оперирование приемами запоминания
и воспроизведения информации: использование
смысловых опор. Логические
приемы
работы
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом.
Выделение закономерностей в ряде предметов.
Классификация и группировка предметов.
Определение соответствия. Анализ проблемных
ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
познавательных
процессов.
Познавательные действия
по преобразованию
информации
с информацией: формулирование поискового запроса,
отбор необходимой информации в соответствии с
учебной задачей, упорядочивание, ранжирование,
классифицирование информации. Подведение под
вывод на
основе источника
информации,
нахождении аргументов, подтверждающих вывод.
Определение в тексте тезиса, соответствующего
содержанию и общему смыслу текста.
Преобразование
текстовой
информации
в
графическую. Извлечение текстовой информации из
графической (схемы, таблицы, диаграммы, карты).
Составление план-конспекта текста на материале
учебных предметов.
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Определение соответствия. Анализ проблемных
ситуаций.
8 класс
Тематические блоки,
темы
Основное содержание
Выделение совокупности признаков учебных и
научных понятий и установление их соотношения на
материале
учебных
предметов.
Группировка
Коррекция и развитие
информации из различных источников на
базовых логических
материале
учебных
предметов
действий и мыслительных
естественнонаучного
цикла.
Синтезирование
операций анализа,
информации: восстановление недостающих событий
синтеза, сравнения,
по логической зависимости. Сравнение фактов и
классификации.
процессов в истории, литературе, биологии, географии
на основе установления и сопоставления обобщенных
характеристик по составленному плану или образцу.
Коррекция и развитие
Обобщение
и
резюмирование
информации.
базовых логических
Нахождение в тексте тезиса, соответствующего
Основные виды деятельности обучающихся
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
действий и мыслительных
операций обобщения,
абстрагирования,
конкретизации.
содержанию
и
общему
смыслу
текста.
Формулирование вывода на основе обобщения
отдельных частей текста. Определение противоречия,
содержащегося в одном или нескольких текстах.
Соотношение фактов
с
общей идеей текста,
установление причинно-следственных связей, не
показанных в тексте напрямую. Установление
логических
отношений
между
понятиями.
Расположение понятий в последовательности от
частного к общему.
Развитие логических
умений делать суждения,
умозаключение,
определять и подводить
под понятие».
Построение предположений. Подтверждение или
опровержение
предположения соответствующей
информацией на основе текстового источника.
Построение рассуждений в форме связи простых
суждений об объекте: все, некоторые, ни одно,
некоторые
не.
Определение
достоверности
предложенной информации, высказывание оценочных
суждений на основе текста. Определение понятий через
другие понятия, установление соподчиненности
понятий.
Развитие способности к
пониманию скрытого
смысла пословиц и
поговорок, текстов.
Применение и
употребление пословиц
и
поговорок в различных жизненных ситуациях.
Встраивание пословицы и поговорки в контекст.
Составление алгоритма учебных действий при
решении
учебных
или
практических
задач.
Выполнение алгоритма учебных действий при работе с
Познавательные действия
правилом, при решении учебной задачи на изучаемом
при работе с алгоритмами.
программном материале. Определение понятия по
заданному алгоритму на изучаемом программном
материале.
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
Познавательные действия
при работе с
информацией, коррекция
и развитие
познавательных
процессов.
Оперирование
приемами
запоминания
и
воспроизведения информации: составление схемопор, опосредованное запоминание, использование
мнестических символов. Интерпретация и обобщение
информации из
нескольких
отличающихся
источников. Анализ, сопоставление и сравнение
информации, представленной в тексте, таблице, на
диаграмме, схеме, рисунке, карте. Оперирование
информацией, представленной схематично.
Познавательные действия
по преобразованию
информации
Представление
информации в
виде
простых
конспектов, таблиц, схем, графиков. Составление
тезисов устного или письменного сообщения.
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Выделение закономерностей в ряде предметов.
Классификация и группировка предметов.
Определение соответствия. Анализ проблемных
ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом.
Классификация
и
группировка
предметов.
Определение соответствия. Анализ проблемных
ситуаций.
9 класс
Тематические блоки,
темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Коррекция и развитие
базовых логических
действий и мыслительных
операций анализа,
синтеза, сравнения,
классификации.
Выделение совокупности признаков и оперирование
признаками явлений, событий, житейских и научных
понятий: общее и частное (существенное и
несущественное), целое и часть, общее и различное в
изучаемых объектах. Анализ
объекта
или
процесса
на
основе
наблюдения,
аналитическое
суждение.
Анализ,
сравнение,
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
классификация и обобщение фактов, процессов и
явлений на учебном материале. Анализ информации
из различных источников, еесопоставление и
обобщение: выделение существенной информации из
текстов разных видов. Синтезирование информации:
восстановление
контекста
путем
подбора
соответствующего понятия; восстановление текста
путем восполнения выпущенных фрагментов.
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
Коррекция и развитие
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
базовых логических
Обобщение понятий,
событий,
процессов, источников. Систематизация. Выполнение заданий по
действий и мыслительных
информации.
Обобщение
информации, образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
операций обобщения,
представленной в разных модальностях.
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
абстрагирования,
Решение логических задач. Выделение
конкретизации.
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Формулирование вывода на основе резюмирования
информации. Обоснование собственной точки зрения Анализ и воспроизведение слуховой информации.
по вопросу в тексте, относительно позиции автора Анализ демонстрационного материала. Выделение
текста.
Обоснование
суждения,
нахождение существенных признаков предметов. Самостоятельная
подтверждения в виде примеров из текста. работа с текстом. Отбор материала из нескольких
Развитие логических
умений делать суждения, Формулирование вывода на основе анализа разных источников. Систематизация. Выполнение заданий по
точек
зрения,
приведение собственной
умозаключение,
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
определять и подводить аргументации. Определение понятия на основе схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
распознавания системы признаков и установления их Решение логических задач. Выделение
под понятие».
соотношения, при необходимости по смысловой закономерностей в ряде предметов. Классификация и
опоре. Подведение под понятие. Конкретизация группировка предметов. Определение соответствия.
понятия через другие
понятия,
определение Анализ проблемных ситуаций.
практического значения и примененияпонятия.
Развитие способности к
Оперирование
пословицами и поговорками в Анализ и воспроизведение слуховой информации.
пониманию скрытого
самостоятельной речи. Употребление пословиц и Анализ
демонстрационного
материала.
смысла пословиц и
поговорок в соотнесении с социальной ситуацией.
Самостоятельная работа с текстом. Систематизация.
поговорок, текстов.
Определение и
выполнение алгоритма учебных
действий. Выполнение
алгоритма
учебных
Познавательные действия действий приработе с правилом, при решении учебной
при работе с алгоритмами. задачи на изучаемом программном материале.
Определение понятия по заданному алгоритму на
изучаемом программном материале
Познавательные действия
при работе с
информацией, коррекция
и развитие
познавательных
процессов.
Оперирование
приемами
запоминания
и
воспроизведения
информации на
учебном
материале. Анализ, переработка и использование
информации для решения практических задач.
Нахождение и использование информации в разных
жизненных ситуациях и в процессе общения.
Использование различных источников информации
для решения учебных и практико-ориентированных
задач.
Познавательные действия
по преобразованию
информации
Преобразование
информации из одного вида в
другой и выбор формы фиксации и представления
информации. Составление эссе по прочитанному.
Составление и преобразование текстов делового
стиля, личного характера, постов на странице сети
Интернет.
Выполнение заданий по образцу. Работа с
раздаточным
материалом.
Выделение
закономерностей в ряде предметов. Определение
соответствия.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений;
Решение логических задач. Выделение
закономерностей в ряде предметов. Классификация и
группировка предметов. Определение соответствия.
Анализ проблемных ситуаций.
Анализ и воспроизведение слуховой информации.
Анализ демонстрационного материала. Выделение
существенных признаков предметов. Самостоятельная
работа с текстом. Отбор материала из нескольких
источников. Систематизация. Выполнение заданий по
образцу. Работа с раздаточным материалом. Анализ
схем, таблиц, словосочетаний и предложений.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающих занятий:
Дидактический и демонстрационный материал по развитию познавательной сферы (восприятие, внимание,
память, мышление, речь);
Канцелярские товары;
Наглядные пособия, конспекты занятий;
Мультимедийное оборудование;
Цифровые образовательные ресурсы: http://defectolog.ru/, https://interneturok.ru/, https://logiclike.com/, http://uzorova-
nefedova.ru/ , http://pedsovet.org.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса,
2006.
2. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в
общеобразовательной школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –
2008. – № 1. – С. 47 – 54
3. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М., 2008. – 95 с.
4. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога. - Москва, 2013 г.
5. Сборник игр и упражнений для развития и коррекции высших психических функций у детей с ЗПР: учебнометодическое пособие / сост. С.В. Телица, – Ошмяны, 2103. – 140 с.
6. Худенко Е.П., Останина Е.К. Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии. 1-2
часть. – М.: Издательство “Школа”, 2010 г.
7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.
8. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе
коррекционно – развивающего обучения.
9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод.
пособие для учителей начальных классов коррекционноразвивающего обучения. – М., 1999 – 136с.
11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационнопедагогические аспекты: Метод.
пособие для учителей начальных классов коррекционноразвивающего обучения. – М., 1999.
12. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной
школе. Книга – М., 2005. – 96с.
13. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной
школе. – М., 2005.
14. Шевченко С.Г., Тригер Р.Д., Г.М. Капустина, И.Н. Волкова. Методические материалы для работы педагоговдефектологов.
15. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993.