Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Вопросы деятельности Лицея № 9, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, регламентированы Уставом и локальными актами образовательной организации.
Лицей № 9 реализует адаптированные программы начального и основного общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Ограничений по использованию учебных кабинетов инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Ограничений по использованию объектов для проведения практических занятий инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Ограничений по использованию библиотеки Лицея № 9 инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В здании Лицея № 9 функционирует два спортивных зала, в том числе один для игровых видов спорта. На территории имеется спортивная площадка, мини-футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, полоса препятствий.
Для полноценных занятий физической культурой инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в спортивных залах имеется оборудование для занятий адаптивной физической культурой. Специальных объектов спорта нет. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности и удобства.
Ограничений для использования объектов спорта общего пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебные занятия проводятся в кабинетах, укомплектованных техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием: интерактивными досками, экранами, проекторами. Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный неограниченный доступ к учебно-планирующей и учебно-методической документации: учебным планам, рабочим программам дисциплин, расписанию уроков.
.
Учебные занятия проводятся в кабинетах, укомплектованных техническими средствами обучения, демонстрационным оборудованием: интерактивными досками, экранами, проекторами. Для всех обучающихся обеспечен индивидуальный неограниченный доступ к учебно-планирующей и учебно-методической документации: учебным планам, рабочим программам дисциплин, расписанию уроков.
В Лицее № 9 создана среда, способствующая обучению и воспитанию, направленная на удовлетворение потребностей и интересов личности.
Имеются объекты социальной и спортивной инфраструктуры: актовый зал, спортивные залы, кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда. Формированию потребности в физическом совершенствовании, самовоспитании, формировании здорового образа жизни способствует создание и функционирование спортивного клуба «Юные олимпийцы», проведение спортивных соревнований и праздников, встречи с ведущими спортсменами. Традиционными являются такие спортивные мероприятия как Осенние страты, Новогодние старты, соревнования «Девочки стильные, мальчики спортивные», «Весенняя капель» соревнования по волейболу и баскетболу, «Золотая шашка», «Кросс нации», «Лыжня России».
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
При входе установлена «Кнопка вызова для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», которая обеспечивает вызов дежурного вахтера для связи с администрацией Лицея. На входе имеется вывеска с названием образовательной организации и графиком работы, выполненная выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, на ступенях имеются предупредительные полосы об окончании перил. Вход в здание оборудован стационарным неразборным пандусом с односторонним ограждением. Входные двери распашные, имеют ширину не менее 1,30 м. На первом этаже имеются распашные двери для движения к учебным кабинетам на 1 этаже. В наличии сменное кресло-коляска. В лицее перед входом в здание, также при входе в здание и на лестничных маршах внутри здания обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом), на прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) размещены предупредительные знаки в форме желтого круга.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Все должностные лица, которые могут выполнять функции сопровождения, прошли инструктирование по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, владеют ассистивными и вспомогательными технологиями.
Специальные условия питания
Помещение для питания обучающихся – столовая и пищеблок.
В столовой имеется линия раздачи и буфет. Технологическое и холодильное оборудование обновлено. В столовой соблюдаются гигиенические условия перед приемом пищи. Питание обучающихся организовано в соответствии с требованиями санитарных норм. Столовая рассчитана на 170 посадочных мест. В столовой выпускается разнообразный ассортимент готовых блюд. Обучающиеся имеют возможность получать завтрак, обед и полдник. Дети с ОВЗ, дети-инвалиды получают двухразовое горячее питание. Питание учащихся соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключающим жарку блюд, а также использование продуктов с раздражающими свойствами. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд.
Питьевой режим в Лицее организован в столовой, где всегда имеется охлажденная кипяченая вода. Для обеспечения преемственности питания родители и учащиеся информируются об ассортименте питания: меню вывешивается на информационном стенде с указанием полного наименования блюд.
Питание учащихся в столовой осуществляется строго по графику,
утверждѐнному директором после проведения приемочного контроля
бракеражной комиссией в составе заведующей производством, зам. директора Лицея, медицинской сестры. Результаты контроля регистрируются в журнале "Бракераж готовой (кулинарной) продукции". При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных недостатков.
Специальные условия охраны здоровья
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» Лицей создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания учащихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в Лицее;
• профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Лицее;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся,
для занятия ими физической культурой и спортом.
Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. Учебный год продолжительностью 34 учебные недели (в первых классах 33 учебные недели) в Лицее начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом. Организация учебного процесса осуществляется в первую смену Продолжительность учебной недели – 5 дней. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. Между началом факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком организован перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Образовательный процесс организован в соответствии с Санитарными правилами и нормами.
В Лицее созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оборудованы медицинский и процедурный кабинеты для оказание первой неотложной медицинской помощи, для прохождения медицинских осмотров и осмотров перед вакцинацией, а также проведения вакцинации в соответствии с предъявляемыми требованиями. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется Лицеем. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется на основании договора об организации медицинского обслуживания.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Лицее осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех обучающихся, в том числе для детей инвалидностью и ОВЗ, в учебных кабинетах. В Лицее создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. Информационная база Лицея оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- функционирует официальный сайт Лицея (официальный сайт образовательной организации имеет адаптированную версию (версия для слабовидящих) для лиц с ограниченными возможностями здоровья). Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в Лицее действует система контент - фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети Интернет для обучающихся и работников закрыт. В Лицее имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, документ-камеры. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Доступ в электронный журнал для учителей по адресуhttps://jurnal.egov66.ru
Доступ в электронный дневник для родителей и учеников по адресуhttps://dnevnik.egov66.ru.
Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
- Министерство просвещения Российской Федерации
- Министерство науки и высшего образования РФ
- Министерство культуры Российской федерации
- Федеральный портал «Российское образование»
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
- Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации
- Федеральный институт педагогических измерений
- Российская электронная школа
- Яндекс-учебник
- Учи.ру
- Электронные версии учебников издательства “Просвещение”
- Платформа для проведения олимпиад и курсов “Олимпиум”
- Портал “Урок цифры”
- Профориентационный портал “Билет в будущее”
- Дополнительные курсы по учебным предметам “Сириус. Онлайн”
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
С целью повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в Лицее имеются следующие специальные технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования:
1) мультимедийные средства:
-мультимедийные проекторы,
-интерактивные доски сухостираемые с антибликовым покрытием со встроенным интерактивным устройством для подключения к компьютеру,
-телевизоры,
- компьютеры, ноутбуки
-принтеры, МФУ
-документ-камеры.
2) колонки для усиления звука.
3) слайд-проекторы.
4) оборудование специализированных кабинетов (физики, химии, биологии)
При необходимости по запросу родителей (законных представителей) обучающихся в инвалидностью и ОВЗ возможно использовать дистанционное обучение (консультирование) через информационную платформу Сферум. В БИЦ Лицея функционирует медиатека, представляющая информационный фонд программных продуктов (на видео, DVD-носителях), имеется рабочее место с компьютером для индивидуальной работы. Форма проведения текущей и промежуточной аттестации может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья учеников